Ольга Прокопьева
Пальчиковая гимнастика в работе с группой компенсирующей направленности как технологии сохранения и стимулирования здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ефимовский детский сад комбинированного вида»
Выступление на педагогическом совете
на тему:
«Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми группы компенсирующей направленности как технологии сохранения и стимулирования здоровья»
Подготовила: воспитатель Прокопьева О. С.
Март 2017 г
Технология сохранения и стимулирования здоровья.
Пальчиковая гимнастика
Публикация «Пальчиковая гимнастика в работе с группой компенсирующей направленности как технологии сохранения и стимулирования здоровья» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Темочки
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования это сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОО. Эти технологии занимают ключевое место в оздоровительной работе в условиях реализации ФГОС ДО.
Еще в старину заметили, что движение рук и пальцев, сопровождаемые стихами, благотворно влияют на развитие детей. Пальчиковая гимнастика – является эмоциональной и увлекательной игрой, которая способствует развитию речи и творческой личности. Пальчиковая игра способна отразить реальность окружающего мира: предметы, животных, птиц, деятельность людей и явления родной природы. Во время выполнения пальчиковой гимнастики активизируется мелкая моторика, которая позволяет развивать у воспитанников ловкость, умение управлять ни одним видом деятельности, а еще и движением и речью.
Таким образом, в ходе пальчиковых игр ребенок, повторяя движения взрослых,
достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Занимаясь гимнастикой с ребенком, мы не просто двигаем пальцами, а осознаём и контролируем свои действия, поэтому гимнастика повышает зрительно моторную координацию и концентрацию внимания. Выполняя пальчиковую гимнастику, необходимо соблюдать правила: пальцы правой и левой рук следует нагружать равномерно, после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук). Упражнения пальчиковой гимнастики сначала выполняются медленно. Необходимо следить, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости можно помогать ребёнку, а также научить ребенка помогать себе второй рукой. Упражнения сначала отрабатываются одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук, затем уже другой рукой, после этого – двумя одновременно. Когда все упражнения будут хорошо знакомы воспитаннику, можно выполнять следующие игровые задания: выполнять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше.
Выполняя с воспитанниками упражнения для кистей рук, развивается подражательная способность, дети учатся напрягать и расслаблять мышцы.
Описание технологии
В своей практике использую пальчиковые игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения. Чем больше внимания уделяем кистям детей, разминаем пальчики, тем активнее у них развивается мозг и речь. Ведь ум ребенка сосредоточен именно на кончиках пальцев. Детям очень нравятся пальчиковые игры. 1. Массаж пальцев
Это очень эффективный способ развития мелкой моторики, а значит и интеллектуальных способностей ребенка, потому что массируя пальцы мы воздействуем на активные точки, связанные с корой головного мозга.
Основные приемы: поглаживание, разминание, растирание.
Проводим массаж ежедневно или через день продолжительностью 3 мин.
2. Гимнастика для пальцев.
Такой самомассаж усилит кровообращение в кистях рук. Веселые и полезные игры для ладошек и пальчиков : хлопки, сжимание и разжимание предметов, потирание ладоней одна о другую, перекатывание карандаша, постукивание кончиками пальцев по столу.
3. Игры с элементами самомассажа.
Что бы массаж и гимнастика не стали скучной процедурой для детей, превращаю их в игру – читаю стихотворение, сопровождая слова движениями рук. Повторяя эти действия, дети с удовольствием включаются в веселые игры.
Веселые ладошки» сажусь с ребенком на ковер напротив друг друга, ноги широко расставлены:
Хлоп (хлопаем в ладоши)
Раз (ударяем по коленям)
Еще (хлопаем в ладоши)
Раз (ударяем по коленям)
Мы похлопаем сейчас (хлопки в ладоши)
А теперь скорей-скорей!
Шлепай-шлепай веселей. (наклонившись вперед, шлепаем в ладони по ковру)
1. Игры с мелкими предметами.
Детям нравится перекладывать предметы, вынимать и высыпать, играть с пуговицами, с мелким конструктором, с бутылками с завинчивающимися крышками, с заводными механическими игрушками. Благодаря таким забавным играм с предметами различной величины, руки детей становятся более умелыми и ловкими, а движения более координированными.
2. Пальчиковые игры.
Эти забавные игры учат детей копировать движения пальцев взрослых, а так же запоминать слова. Детям помогут совладать со своими не всегда послушными пальцами, развивать координацию движения рук, а значит, готовиться к предстоящему обучению письму. Играя со своими пальцами, дети узнают много нового об окружающем их мире, знакомятся с русским фольклором и расширяют свой словарный запас. Пока ребенок складывает пальчики, наблюдая за взрослым, можно еще раз зачитать стишок. Такие игры я применяю в образовательной деятельности: занятия, физминутки, бодрящая гимнастика, утренняя гимнастика.
3. Пальчики строят.
Конструирование не только способствует развитию подвижности и ловкости пальцев рук, но и развивает творческие и мыслительные способности. Ребенок учится планировать свои действия. Развитие первых навыков у детей происходит во время игр:
-игры с игрушками-вкладышами (коробочки, стаканчики, бочонки, матрешки)
-игры с объемными фигурками,
-игры с плоскими фигурками,
-игры с подручным материалом.
4. Игры-прищепки.
В своей работе применяю также игры, которые помогают развивать у детей мелкую моторику, творческое мышление и одновременно учат различать основные цвета. Это игры с прищепками. Их можно прицеплять не только на веревку, но и на край коробки, на картонное пособие в форме ежика, солнышка, жука. Цепляем прищепки друг к другу, используем как настоящий конструктор. Прищепки используем разного цвета. В начале пальцы у детей были не послушные, прищепки могли цеплять за самый краешек и снимать, дергая, потому что не хватало сил открыть прищепку. Но очень быстро дети освоили игру и стали ее усложнять по своему желанию. У детей получились интересные цветы, снежинки. Прищепки открывают широко и с легкостью – пальчики окрепли и стали более ловкими.
5. Конструирование из строительного материала.
Чтобы игра была понятной, объекты для строительства должны быть хорошо знакомыми детям – дорожки, мебель, башни, домики. В этих играх ребенок учится ориентироваться в пространстве, характеризуя величину разных деталей конструктора.
6. Игры-шнуровки.
Применяю сюжетные игры-шнуровки, из дерева, из мягкого материала, книжки-шнуровки. Такие игры направлены на утончение движений пальцев рук, кисть приобретает гибкость, подвижность, исчезает скованность. Во время игры развивается глазомер, внимание, усидчивость. У детей формируется ручная умелость, совершенствуется мелкая моторика, они учатся видеть положительный результат (попадание в отверстие шнурком). Шнуровки можно изготовить самостоятельно, в чем с удовольствием помогают родители.
7. Пальчики лепят.
Лепка также способствует развитию мелких мышц кисти руки, учит ребенка работать кончиками пальцев, делает их более гибкими и чувствительными. Поначалу у ребенка отсутствует четкая связь между движением руки и формой, которая у него получается, но в процессе обучения ребенок овладевает двигательными навыками, у него появляется желание лепить, он начинает работать всеми десятью пальцами, а получившиеся фигурки вызывают у детей чувство радости и гордость.
8. Пальчики играют с бумагой.
Учу их мять ее, скатывать в шарики, рвать на мелкие кусочки, складывать. Кроме того, дети любят приклеивать самоклеющиеся картинки.
9. Пальчики рисуют.
1. Рисование пальчиком.
Этот вид рисования доступен даже самым маленьким «художникам». Рисуем краской, на запотевшем стекле, на песке, на земле.
2. Обводка.
Работа для ребенка трудная, но когда ребенок видит, что невыразительный рисунок превращается в яркую картинку, у ребенка появляется интерес и желание трудиться.
3. Театр в руке.
Такие игры позволяют развивать внимание, память, повышать общий тонус, улучшает моторику рук, снимает психо-эмоциональное напряжение («Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж).
Все эти пальчиковые игры я включаю в режим дня: утром с небольшой подгруппой или индивидуально; во время утренней гимнастики; на физкультминутках; перед обедом; на прогулке; во время бодрящей гимнастики.
Заключение.
Таким образом, пальчиковая гимнастика способствует овладению навыка-
ми мелкой моторики, помогает развивать речь, повышает работоспособность
коры головного мозга, развивает у ребенка психические процессы: мышление,
внимание, память, воображение и снимает тревожность, все это способствует
сохранению и укреплению здоровья воспитанников ДОО.