наталья лазуткина
Здоровьесберегающая среда как фактор сохранения и укрепления здоровья детей
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровьесберегающая среда как фактор сохранения и укрепления здоровья детей
I. Здоровьесберегающая среда ДОУ
Здоровьесберегающая среда – это гибкая, развивающая, не угнетающая ребенка система, основу которой составляет эмоционально-комфортная среда пребывания и благоприятный режим организации жизнедеятельности детей.
Публикация «Здоровьесберегающая среда как фактор сохранения и укрепления здоровья детей» размещена в разделах
Большую часть времени в ДОУ ребенок проводит в группе. Поэтому от того, насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации эмоционально комфортного режима детей, зависит сохранение и укрепление здоровья. Добиваться благоприятной эмоциональной обстановки в группе, осуществлять личностно-ориентированный подход к детям, что способствует здоровьесбережению детей. Обеспечению социально-психологического благополучия детей способствует создание эмоциональной комфортности и хорошего психологического благополучия детей в процессе их общения в детском саду. Эмоционально комфортная среда – это формирование нравственных качеств, которые служат фундаментом для здоровья. Для этого необходимо развивать доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, веру в свои силы.
Здоровьесберегающая компетентность педагога – совокупность здоровьесберегающих знаний и стабильной позитивной педагогической практики здоровьесбережения, базирующейся на ценностях культуры здоровья и ответственном отношении к здоровью детей.
Ответственное отношение к здоровью обязывает педагога ДОУ:
а) знать:
- понятия и нормативно-правовую базу здоровьесберегающей деятельности в ДОУ;
- особенности здоровьесбережения детей в условиях воспитательно-образовательного процесса ДОУ;
- методы и методики диагностики результатов здоровьесберегающей деятельности на занятии;
- особенности взаимодействия с узкими специалистами ДОУ и родителями воспитанников в здоровьесберегающем аспекте;
б) уметь:
- проектировать, осуществлять и анализировать здоровьесберегающую деятельность на занятии;
- обеспечивать необходимые санитарно-гигиенические условия;
- обеспечивать оптимальное соотношение между физическим и информационным объемами занятия;
- способствовать соблюдению оптимального темпа и ритма работы воспитанников на занятии;
- обеспечивать привычную последовательность и систематичность работы на основе сформированных традиционных алгоритмов занятия, своевременной подготовки себя к занятию;
- обеспечивать течение мемориальной информативности на занятии;
- планировать целесообразные с точки зрения переходы от одного этапа занятия к другому, своевременно фиксируя наступление фазы компенсаторной перестройки, устойчивого снижения работоспособности, утомления и принимая необходимые меры для поддержания работоспособности на высоком уровне;
- обеспечивать чередование видов деятельности, адекватно используя физкультминутки и другие оздоровительные моменты на занятии для снятия психоэмоционального и статического напряжения;
- сохранять функции зрения; соблюдать гигиенические требования к посадке воспитанников, вести систематический контроль за осанкой детей в течение занятия;
- своевременно заканчивать занятие; применять здоровьесберегающие методы, приемы, средства на занятии; обеспечивать мотивацию деятельности воспитанника на занятии;
- обеспечивать эмоциональный комфорт и психологическую безопасность на занятии;
- осуществлять дифференцированный подход к детям на занятии, уделяя особое внимание детям группы риска, ослабленным и больным детям;
- обеспечивать наличие в содержательной части занятия вопросов, связанных с формированием культуры здоровья и здорового образа жизни.
Следовательно, наиболее перспективным является путь специально организованного процесса формирования здоровьесберегающей компетентности педагога.
В каждой группе должен быть создан оздоровительный режим дня, способствующий гармоничному физическому и полноценному психическому развитию, предусматривающий разнообразную деятельность в течение всего дня в соответствии с интересами и потребностями, учетом времени года, возраста детей, а также состояния их здоровья.
Признаки здоровьесберегающего занятия в ДОУ :
1. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к занятию: проветривание и влажная уборка групповой комнаты перед занятием; предпочтительность естественного освещения; правильная расстановка учебной мебели; рассаживание детей в зависимости от количества мест за столом (1 или 2); отсутствие монотонных и отвлекающих воспитанников звуков (капающая из крана вода, мигающие лампы, разговор и хождение взрослых во время занятия).
2. Смена видов деятельности: чередование методов обучения (рассказ, демонстрация наглядных пособий, беседа и др.) и видов учебной деятельности воспитанников (слушание, ответ, участие в беседе, самостоятельная работа и др.); чередование статического и динамического компонентов занятия; динамизация позы детей (смена позы «сидя» на позу «стоя», и наоборот) и т. д.
3. Учет индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников: соответствующая возрасту воспитанников учебная нагрузка, продолжительность видов учебной деятельности, содержания; подбор методов и средств обучения в соответствии с возрастом воспитанников; щадящий режим обучения для ослабленных детей и детей группы риска; индивидуальный подход в обучении.
4. Мотивация на обучение: действия педагога, позволяющие заинтересовать детей, создать на занятии игровую, проблемную ситуации, ситуации выбора и успеха.
5. Профилактика нарушений осанки воспитанников: подбор учебной мебели в соответствии с ростом воспитанников; учет роста детей при их рассаживании; выполнение упражнений для профилактики нарушений осанки; контроль за позой воспитанников; словесная похвала тех воспитанников, которые правильно сидят.
6. Профилактика нарушений зрения: оптимальное освещение групповой комнаты; посадка воспитанников со слабым зрением за первые столы; контроль за теми воспитанниками, которые во время занятия должны пользоваться очками; гимнастика для глаз до и (или) после зрительной нагрузки; контроль за правильной позой «сидя» воспитанников при выполнении заданий (труд, чтение, рассмартивание изображений и т. д.).
7. Психоэмоциональный комфорт на занятии: позитивный эмоциональный настрой воспитателя; доступность учебного материала; конструктивное взаимодействие педагога и детей; профилактика утомления; поддержка ребенка в случае затруднения и озвучивание его успешности («Сегодня ты старался как никогда!», «В другой раз ты сделаешь еще лучше»); адекватная похвала детей («Сегодня мы сделали это немного качественнее», «Мы научились! Мы выполнили! Мы справились!»).
Развивающая среда здоровьесберегающей направленности
Уровень социализации личности дошкольника во многом зависит от полноценного физического воспитания. По мнению академика Н. М. Амосова современный ребенок сталкивается с тремя основными пороками цивилизации: накоплением отрицательных эмоций без физической разрядки, перееданием, гиподинамией. Поэтому в настоящее время становится наиболее актуальным вопрос создания здоровьесберегающей среды в условиях ДОУ, позволяющей не допустить интеллектуальных перегрузок у детей и повысить их двигательную активность. Самостоятельная двигательная активность детей является прекрасным средством физического и эмоционального развития личности. Более подробно остановимся на характеристике условий для развития движений дошкольников в разных возрастных группах.
Подбор физкультурно-игрового оборудования нужно проводить с учетом основных движений, развивающихся в каждый возрастной период.
Младший дошкольный возраст.
Основные движения: ходьба и бег; равновесие и координация; подпрыгивание на месте и спрыгивание с высоты; катание, прокатывание и бросание мяча; ползание, подлезание под дуги, влезание в ящик, на куб, перелезание через бревно, лазанье по лестнице и др.
Комплект физкультурного оборудования и мелкого инвентаря:
- доска гладкая (1,5 м/0,2 м);
- гимнастическая скамейка (2 м/0,2м/0,15м);
- доска ребристая (1,5 м/0,2 м);
- две дуги для подлезания и прокатывания мячей (0,5 м/0,5 м);
- два куба (ребро 25-30 см);
- ящики для влезания (20/50/50 см, 15/47/47 см, 10/44/44 см);
- лесенка стремянка (высотой 1,5 м);
- мячи (диаметр 6-8 см, 10-15 см, 20-25 см) - по пять каждого размера;
- один - два надувных мяча (диаметр 40 см);
- игрушки-каталки (по два комплекта разных видов);
- бревно (длина 1,5 м, диаметр 0,2 м);
- оздоровительно-профилактическая дорожка (мелкий гравий, стопы-следы, ткань разной фактуры, массажные коврики и пр.);
- крупные игрушки на колесах (не менее 4-х);
- шнур (длина 10 м, диаметр 10-12 мм);
- погремушки, колечки, султанчики, флажки - по количеству детей;
- четыре гимнастические палки (длина 75-80 см);
- гимнастический шест (длина 1,8-2 м).
Оптимальным для развития двигательной сферы ребенка является многофункциональное спортивно-игровое оборудование - трансформер.
Главное - правильно разместить физкультурно-игровое оборудование. Для младшего дошкольного возраста размещение инвентаря в каком-то одном месте не целесообразно. Лучше располагать оборудование и мелкий инвентарь по периметру комнаты в безопасных зонах, смоделировав траекторию и характер движения детей. Ребенок не должен испытывать затруднения в поисках нужного ему предмета. Сам предмет должен стимулировать и одновременно подсказывать способ выполнения действий с ним или на нем.
Средний дошкольный возраст.
Дети среднего возраста очень подвижны и, кажется, неутомимы. Но их возможности еще не велики. Они слабо ориентируются в пространстве, недостаточно ловки, поэтому необходим тщательный контроль за интенсивностью и содержанием его самостоятельной двигательной деятельностью.
Для самостоятельных занятий детей в группе организуется физкультурный уголок.
Содержание физкультурного уголка:
- кегли (1-2 набора);
- игра «Дартц» (магнитная или на липучках);
- ракетки с мячиками на липучках;
- напольные и подвесные кольцебросы;
- игра «Городки» (из пластмассы);
- поролоновые и матерчатые мячи;
- две-три скакалки, шнур;
- султанчики, ленточки, флажки, пластмассовые гантели;
- мешочки весом 200 г,
- два-три обруча;
- бубен, музыкальный молоточек;
- оздоровительно-профилактическая дорожка (мелкий гравий, стопы-следы, ткань разной фактуры, массажные коврики и пр.).
В этом возрасте дети начинают осваивать правильную технику движений. Для развития творчества, самостоятельности, инициативы детей нужно варьировать местоположение оборудования, периодически на две-три недели убирать то, которое наскучило детям.
Старший дошкольный возраст.
Двигательная деятельность: совершенствование координации движений, двигательные действия становятся более экономичными, согласованными и ритмичными. Развивается быстрота (5 лет, сила и гибкость (5-6 лет, выносливость (6 лет, глазомер и координация движений (6,5 лет). Отмечается разница интересов и предпочтений у разнополых детей. Дошкольники тяготеют к сложнокоординированным двигательным действиям и спортивным играм, к тренажерным устройствам, позволяющим выполнять разнообразные движения, поэтому физкультурный уголок в старших группах имеет свои особенности.
Во-первых, уголок становится «зеркалом», в котором отражается спортивная жизнь группы.
Во-вторых, содержание физкультурного уголка пополняется за счет спортивного инвентаря, с помощью которого проводится обучение элементам спортивных игр.
В-третьих, в уголок добавляются простейшие малогабаритные тренажерные устройства. Их могут заменить самодельные резиновые эспандеры для силовых упражнений, резинки для прыжков, балансиры для равновесия и пр.
В-четвертых, вариантом оборудования уголка может стать готовый мини-стадион или физкультурный комплекс.
Ориентировочный перечень инвентаря для стандартного физкультурного уголка:
- игра «Городка» (из пластмассы);
- ракетки и мячи для пинг-понга (два набора);
- кегли (один-два набора);
- малое баскетбольное кольцо и матерчатые мячи;
- игра «Дартц» (магнитная или на липучках);
- кольцеброс;
- один-два резиновых эспандера;
- два диска «Здоровье»;
- беговая мини-дорожка;
- ролик-трекол;
- две-три скакалки и резинки;
- султанчики, ленточки, косички;
- бубен;
- два-три обруча;
- настольные спортивные игры;
- тренажеры (ножные, ручные);
- массажеры (ножные, ручные).
Старшие дошкольники предпочитают однополые компании и соответственно определенные виды движений. Мальчики предпочитают упражнения на развитие силы, быстроты, ловкости, меткости; девочки - на развитие координации, пластики, гибкости, выразительности движений.
Таким образом, создание безопасной развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватной их возрасту и потребностям, будет способствовать укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками.
II. Формы организации здоровьесберегающей работы
с детьми
Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре;
Самостоятельная деятельность;
Подвижные игры;
Утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая);
Двигательно-оздоровительные физкультминутки;
Физические упражнения («Маленькие волшебники») после сна;
Физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;
Физкультурные досуги, развлечения;
Спортивные праздники;
Закаливание
Двигательный режим в детском саду начинается с утренней гимнастики, которая направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических умений и способностей, формирование двигательных навыков.
В образовательный процесс для детей желательно включать игры-массажи, пальчиковые гимнастики со словами. Простые упражнения помогают убрать умственную усталость не только с самих рук, но и с губ. После интенсивных двигательных нагрузок необходимо включать дыхательные упражнения для восстановления дыхания. У детей дошкольного возраста дыхательные мышцы слабы, поэтому также упражнения очень полезны. Утреннюю гимнастику на воздухе нужно заканчивать небольшой пробежкой, оздоровительной ходьбой.
Физкультурные занятия – ведущая форма организованного систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. Оно несет в себе определенную «оздоровительную дозу» в виде физической нагрузки, которую можно назвать относительной, т. е. физиологически обоснованной.
Здоровье – категория педагогическая, и задача педагогов – сохранение позитивного физического и психического здоровья воспитанников. Комплекс здоровьесберегающих мероприятий может осуществлять теснейшую связь между деятельностью мышц, состоянием внутренних органов и психическим состоянием ребенка, а значит, и реализовать истину «Здоровому – все здорово!».
Актуальность развивающей педагогики оздоровления обусловлена созданием эффективной здоровьесберегающей, педагогической системы, которая позволит своевременно преодолеть нарушения состояния здоровья и развития ребенка.
Обеспечение эмоционального благополучия детей, амплификация развития, создание общности пространства детско-взрослого взаимодействия с учетом ведущей деятельности возраста, развитие каждого ребенка, как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой, а также педагогической поддержки для сохранения и развития индивидуальности каждого ребенка.
Использование дыхательных упражнений способствует оптимизации кровообращения, улучшению самочувствия, развивает произвольность и концентрацию внимания.
Важные элементы оздоровления – подвижные и динамические игры, которые являются частью физкультурного занятия, проводятся на прогулке, в групповой комнате (малой или средней степени подвижности). «Физкультура в играх» - может быть тематическим: «Школа мяча», «Волшебные дорожки», «Мастер большого мяча», «Веселая скакалка» и т. д. Совместная деятельность с воспитателем может включать игротерапию.
Активный отдых для детей (развлечения, Дни здоровья, досуги) позволяют реализовать естественную потребность ребенка в движении, восполнить дефицит двигательной активности, способствует воспитанию у детей чувства коллективизма, товарищества, взаимопомощи, смелости, дисциплинированности, организованности. Оказывает благоприятное воздействие на организм ребенка.
Для профилактики утомления детей проводятся динамические паузы (физкультминутки, которые используются на занятиях и между занятиями, после чтения книг, просмотра мультфильмов. Физкульминутка «Мишки» способствует профилактике плоскостопия. Пальчиковая гимнастика проводится в любое время. Это необходимо для развития мелкой моторики рук. Пальчиковые гимнастики «Лебедушка», «Ворон», «Кот» развивает воображение детей и познавательную активность. Подвижные игры проводятся как часть физкультурного занятия на прогулке, в групповой комнате.
Для снятия напряжения, агрессивности, повышения эмоционального настроя используются технологии музыкального воздействия. Во время музыкального занятия дети прослушивают спокойную музыку. В вечернее время включают детские песни. Слушая их, дети подпевают, тем самым развивая память, танцуют.
Психогимнастика по методу Чистяковой тоже способствует снятию напряжения («Цветок», «Ласка», «Холодно – жарко», Круг-кружочек»).
Закаливание – это система процедур, направленных на тренировку защитных физиологических механизмов терморегуляции организма, под влиянием которых повышается сопротивляемость организма неблагоприятным воздействием внешней среды. Физиологическая основа закаливания заключается в том, что у человека постоянно и систематически вырабатываются условные рефлексы, обеспечивающие терморегуляцию – поддержание постоянной температуры тела.
Закаливание – это система мероприятий, неоднократно повторяющаяся в детском саду. Для часто болеющих детей температура воздуха и воды может быть на 2С выше. Температуру действующего фактора следует снижать более медленно – через 3-4 дня при местном воздействии и через 5-6 дней при общем, или же уменьшить время воздействия закаливающего фактора.
Начинают закаливание с более легких воздействий. Закаливание воздухом должно предшествовать закаливанию водой и солнцем. Закаленный человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры воздуха, легко переносит холод, жару. Закаливание повышает не только устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствует, мобилизует резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и других заболеваний.
Точечный массаж для детей, болеющих простудными заболеваниями. Во время проведения пальцевого массажа происходит раздражение рецепторов кожи, мышц, сухожилий, пальцев рук, импульсы от которых проходят одновременно в головной и спинной мозг, а оттуда уже поступает команда включиться в работу различным органам и структурам. Массаж повышает защитные свойства оболочек носоглотки, гортани, трахей, бронхов и других органов. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства (например, интерферон, который очень часто намного эффективнее, и безопаснее таблеток.
Дыхательные упражнения способствуют профилактике ОРЗ, развивают артикуляционный аппарат.
1. «Насос» : улыбнуться, язык между зубами, подуть на кончик языка.
2. «Фокус» : сдуть воображаемую вату с кончика носа.
3. «Погреть ручки» : вдох носом, медленный выдох ртом.
Сказкотерапия используется для психологической, терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей, а остальные дети повторяют за рассказчиками необходимые движения.
Технологии воздействия цветом. Правильно подобранные цвета интерьера в группе снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка. Уровень коммуникативности, эмоциональную отзывчивость обогащает сенсорный и эмоциональный опыт детей, знакомит с приемами управления своими чувствами, формирует навыки самоконтроля.