Наталья Кожокина
Здоровьесберегающие технологии для сохранения психологического здоровья детей
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема психологического здоровья подрастающего поколения в последние годы привлекает внимание специалистов различных сфер общественной деятельности.
Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению физического состояния. У других, те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов, духовному совершенствованию и успешной самоактуализации — как бы вопреки экстремальным ситуациям. Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что дает ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта, активной созидательной позиции в сложных условиях? Можно ли помогать человеку уже с детства находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности и взаимодействия с благотворными сторонами той же реальности? Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основа такого развития — психологическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии для сохранения психологического здоровья детей» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
От состояния здоровья детей зависят качественные и количественные характеристики не только сегодняшнего, но и будущего населения, его социально-демографическая структура и социально-психологические особенности через 30, 40, 50 лет.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой являются еженедельные познавательные, физкультурные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих.
Поэтому очень важно правильно сконструировать содержание воспитательно-образовательного процесса по всем направлениям развития ребенка, отобрать современные программы, обеспечивающие приобщение к ценностям, и прежде всего, – к ценностям здорового образа жизни.
Основные компоненты здорового образа жизни детей включают в себя :
Рациональный режим.
Правильное питание.
Рациональная двигательная активность.
Закаливание организма.
Сохранение стабильного психоэмоционального состояния
Обращает на себя внимание, сколь значимое место в современном понимании «здоровья» в нем отводится психологическому компоненту.
Психологическое здоровье у дошкольника ассоциируется со счастьем, добром, красотой, силой ума, с весёлым, хорошим настроением. Поэтому очень важно в дошкольном возрасте формировать все аспекты душевного покоя для положительной динамики личностного роста детей.
Психологи и педагоги разработали множество технологий, направленных на укрепление психологического здоровья в том числе :
- Психогимнастика Представляет собой этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы). Основная цель — овладение навыками управления своей эмоциональной сферой.
- Релаксационные упражнения В результате релаксационных упражнений у дошкольников нормализуется эмоциональное состояние, они успокаиваются, приходят в равновесие, у них налаживается режим сна.
Сказкотерапия применяется для детей любого возраста, начиная с самого рождения.
Дети — это существа, которые обладают тонкой психической организацией, поэтому они способны эмоционально реагировать на какие-либо внешние или внутренние факторы в виде переживания, плача, страха и т. д. Сказкотерапия для детей — это очень хороший способ корректировки негативного воздействия, поведения и любого другого состояния.
Можно сотню раз повторить ребенку, что он ленивый и не хочет убирать свои игрушки, и это не будет иметь никакого результата. А можно рассказать сказку, где ленивый герой попадал в разные неприятные ситуации из-за своей лени. И, наверняка, ребенок изменит свое поведение. Почему? Да просто потому, что его не заставляют и не принуждают, а он просто слушает историю. Сказка учит, а не ругает. И ничто не мешает ему думать, сравнивать, соотносить себя с неким персонажем.
Песочная терапия Песок обладает психотерапевтическим эффектом, развивает творческий потенциал ребенка, активизирует пространственное воображение, образно - логическое мышление, тренирует мелкую моторику рук. настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира.
Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды и ощущения свободы и безопасности самовыражения.
Песочная терапия для детей может быть организована из манки.