Лучший педагог года

Использование опытно-экспериментальной деятельности для оптимизации коррекционного воздействия на дошкольников с ОВЗ

Горкина Татьяна
Использование опытно-экспериментальной деятельности для оптимизации коррекционного воздействия на дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Использование опытно – экспериментальной деятельности для оптимизации коррекционного воздействия на дошкольников с ОВЗ

(из опыта работы)

Горкина Т, Ю. воспитатель

МБДОУ детский сад «Сибирячок»

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»

Ральф Уолдо Эмерсон

В современном мире возникает потребность модернизации системы образования, в котором важное место занимает дошкольное образование. Оно является первой ступенью в развитии ребенка. Выпускник современного дошкольного учреждения должен быть готовым самостоятельно и творчески решать познавательные задачи, анализировать причины возникновения проблемы и прогнозировать возможные способы ее решения. Достижению этой цели способствует формирование исследовательских умений у дошкольников.

Публикация «Использование опытно-экспериментальной деятельности для оптимизации коррекционного воздействия на дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах

Как отмечается в современной психолого-педагогической литературе, «новый человек» должен быстро и качественно решать сложные задачи, уметь видеть и «прочувствовать» проблемы, предлагая творческие варианты их решения. Эти и другие задачи может реализовать человек, обладающий исследовательскими способностями. Поэтому проблема формирования и развития исследовательских способностей детей дошкольного возраста является актуальной в современной системе образования.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Одним из пунктов является: «Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать». Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Опытно-экспериментальная работа строится по трем взаимосвязанным направлениям:

живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);

неживая природа (воздух, вода, песок, глина, почва, свет, звук и т. д.);

человек (функционирование организма; рукотворный мир; материалы и их свойства, преобразование предметов и др.).

Одним из важных условий реализации метода экспериментирования является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды (центр экспериментирования, мини-лаборатория, которая обеспечивает возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Привлечение детей к экспериментальной деятельности является одним из удачных способов обогащения расширения словаря, коррекции речевого развития и повышения речевой активности. Дети с ОВЗ имеют ряд особенностей в развитии: снижена познавательная активность (наблюдается отставание развития познавательных процессов); ограничен словарный запас (расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов); низкая речевая активность; неумение планировать свои действия, осуществлять решения, проверять результат. Перечисленные особенности затрудняют их умение выразить четко и понятно свои мысли, правильно сформулировать умозаключения, дать объяснения, рассуждать, делать выводы и самостоятельно составлять полноценные описательные рассказы о природных явлениях.

«Организация экспериментальной деятельности как средство повышения речевой активности» - является одним из методов, используемых в моей работе с детьми ОВЗ.

Цель этой работы – способствовать развитию кругозора и повышению речевой активности детей через различные виды экспериментальной деятельности. Все эксперименты систематизируются по лексическим темам. В ходе подготовки были составлены циклы занятий: «Осень», «Зима», «Весна». Занятия проводятся в лаборатории 1 раз в неделю во второй половине дня. Например, с целью расширения, уточнения и активизации словаря по лексической теме «Осень» запланированы опыты по теме : «Вода и ее свойства», в ходе которой у детей расширяется словарь антонимов (жидкая – твердая, сухой – мокрый, пополняется словарь глаголов (льется, течет, разливается, испаряется, впитывается, бежит, замерзает). После ряда экспериментов на тему «Вода и ее свойства» дети активно употребляют новые слова в своей речи. Аналогичная работа проводится и при изучении темы «Зима». Например, при знакомстве детей с темой «Воздух и его свойства» используется уже накопленный опыт, и дети учатся действовать самостоятельно. Изучая тему «Весна», проводим эксперимент «Тающий лед», в ходе которого дети знакомятся с различными свойствами льда, что затем позволяет им достаточно точно и подробно описать такое природное явление, как ледоход. При проведении этого опыта дети уже запоминают задание, самостоятельно выполняют его и объясняют вслух свои действия. А это очень важно для детей, имеющих отклонения в развитии. Моделирование ситуаций позволяет в дальнейшем ярко и подробно описывать природные явления (ледоход, развитие растений, обогащает и активизирует словарь детей, формирует умение правильно, грамотно строить предложения, согласовывать существительные с прилагательными, местоимениями, числительными, способствует формированию падежных форм, сложных синтаксических конструкций, использованию предлогов.

Все грамматические конструкции дети усваивают на практике, в момент манипулирования предметами, что помогает быстрее находить языковые закономерности и овладевать ими. Для повышения интереса на занятиях используются любимые сказочные персонажи. Дедушка «Знай» показывает нам забавные опыты, зайчонок «Почемучка» забегает с интересными заданиями, галчонок «Любознайка» и внучка «Почемучка» с трудными вопросами и другие известные детям персонажи.

Особое внимание уделяется индивидуальной работе. Экспериментальная деятельность продумана так, чтобы каждый ребенок имел возможность самостоятельно провести опыт после проведения коллективных исследований или демонстрации опытов педагогом.

В сфере дошкольного образования существует достаточно широкий спектр развивающих игр (при ОЭД) для детей с речевыми, интеллектуальными и сенсорными нарушениями, которые используются в работе. Ввиду широких развивающих возможностей игры и специфики игровой деятельности у детей с ОВЗ она рассматривается как средство коррекционного воздействия. Исследователями доказано, что сочетание различных видов деятельности в процессе развивающих игр, построенных на определенном сюжете, способствует развитию эмоциональной, речевой, двигательной и познавательной сфер у дошкольников с ОВЗ. В связи с этим особую значимость приобретает использование развивающих игр, позволяющих совмещать в себе элементы познавательной и исследовательской деятельности.

Опыты (экспериментирование)это освоение причинно-следственных связей и отношений:

привлечение внимания детей «интригующим материалом» или демонстрацией необычного эффекта;

предоставление детям свободно поэкспериментировать самим и обсудить полученный эффект;

формулирование причинно-следственных связей (если, то…; потому, что);

самостоятельное использование оборудования в свободной деятельности.

обозначение возможного маршрута путешествия, высказывание предположений, что может встретиться на пути;

изучение растительного животного мира данной местности, особенности жизнедеятельности людей в данной местности и т. п. ;

заполнение участка контурной физической карты полушарий, линиями пройденных маршрутов, вырезками – метками (животных, растений, людей, занятых типичным трудом).

При организации познавательно-исследовательской деятельности до-школьников на основном этапе используются упражнения, различные игровые методы, мини эксперименты, беседы, разного рода наблюдения, мини проекты и т. д.

Наблюдение является одной из форм экспериментальной деятельности, поскольку с его помощью осуществляется восприятие деятельности и ее результатов. Наблюдая за выполнением экспериментирования, у детей развивается умение концентрировать внимание, появляется устойчивый интерес и мотивация к достижению цели.

Важным аспектом также является использование проблемных ситуаций и постановка проблемных вопросов.

Например:

Где быстрее прорастет зернышко: в земле или в песке?

– Может ли вода течь вверх?

– Почему сухой песок сыплется, а мокрый – нет?

– Почему образуется тень?

Такие проблемные ситуации заставляют ребенка думать, побуждают его генерировать новые идеи, искать ответы на вопросы, сопоставлять и формулировать выводы.

Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них особого образовательного пространства, обеспечивающего адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для обучения и воспитания в пределах образовательного стандарта, лечение и оздоровление, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Проанализировав исследования ряда ученых (Ю. Ф. Гаргуша, Е. В. Иванова, Е. В. Кузьмина, Н. А. Черлина, О. А. Ходченкова) и пройдя курсы повышения квалификации «Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в образовательной организации в рамках ФГОС», были определены основные задачи создания образовательного пространства для дошкольников с ОВЗ посредством поисково-исследовательской деятельности :

организационно-методические условия (целенаправленная и систематическая работа педагогического коллектива по разработке и внедрению в образовательный процесс проектной деятельности на разных уровнях);

создание развивающей среды;

осуществление комплексной психолого-педагогической подготовки родителей, обеспечивающей родительскую готовность к созданию ситуации успеха для детей в проектной деятельности;

морально-психологические условия (создание условий для развития эмоциональной сферы детей, детского интереса к познанию действительности, формирование у них культуры социального взаимодей-ствия и общения);

благоприятный морально-психологический климат в группе, обстановка уважения, дружелюбия к окружающим, к культуре, языку, традициям;

приучение к проектной деятельности через создание правильных взаимоотношений между детьми;

изучение интересов, переживаний, характера детей, а также их уровня развития;

использование различных методов, приемов руководства проектной деятельностью детей;

гуманно-личностный подход к детям.

Поисково-исследовательская деятельность позволяет воспринимать информацию на качественно ином уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка с ОВЗ.

Ребенку, дошкольнику с ОВЗ, необходимо переживать ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видеть каждый раз оценку своего труда. Эту проблему достаточно эффективно решает внедрение в образовательное пространство детского сада методы и приемы организации поисково-исследовательской деятельности.

Таким образом, с помощью психолого-педагогических исследований, установлено, что поисково-исследовательская деятельность ребенка формирует интеллектуальные и практические действия; способствует развитию мыслительных процессов; обеспечивает чувственное восприятие, практическую деятельность детей и словесное общение; возникает значительный интерес к исследованию окружающего мира.

Внедрение в работу с дошкольниками проектных технологий позволяет построить воспитательно-образовательный процесс с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными особенностями развития детей.

В процессе организации познавательной деятельности с детьми, использованные методы и приемы организации поисково-исследовательской деятельности, способствуют приобретению умения принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу. Составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием возможно наиболее надежных приемов, производить определенные действия и операции, получать результаты и понимать необходимость их проверки.

Следовательно, поисково-исследовательская деятельность играет важную роль в формировании и развитии исследовательских способностей, а самым важным при работе с детьми ОВЗ - повышение и развитие речевой активности дошкольника».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фоототчет об опытно-экспериментальной деятельности «Яйцо, какое оно?»Фоототчет об опытно-экспериментальной деятельности «Яйцо, какое оно?» В Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Светлогорский детский сад прошло занятие по опытно-экспериментальной деятельности.

Фотоотчёт об опытно экспериментальной деятельности «Как сажали мы лучок»Фотоотчёт об опытно экспериментальной деятельности «Как сажали мы лучок» Задачи: Формировать основы исследовательской деятельности в процессе посадки лука. Формировать у детей простейшие трудовые умения (посадить.

Фотоотчёт о занятии по опытно-экспериментальной деятельности «Секреты соли»Фотоотчёт о занятии по опытно-экспериментальной деятельности «Секреты соли» НОД в старшей группе «Секреты соли» Дети по своей натуре - исследователи, они очень любознательны и настроены на познание окружающего мира.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности дошкольников в средней группе «Радуга приходит к нам» (Skittles)Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности дошкольников в средней группе «Радуга приходит к нам» (Skittles) Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности дошкольников в средней группе «Радуга приходит к нам из Skittles» Задачи: 1).

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Гелевые шарики»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Гелевые шарики» Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности "Гелевые шарики" в средней группе. Форма эксперимента:нетрадиционное занятие по.

Фотоотчет об опытно-экспериментальной деятельностиФотоотчет об опытно-экспериментальной деятельности Я уже писала, что к нам на два дня зима заглянула. Это было так удивительно. (посмотреть можно здесь) И решили с ребятами, если снег останется.

Перспективное планирование опытно — экспериментальной деятельности. Средней группе. Разработала: Козловцева Т. Н. Литература: Н. А. Рыжова «Наш дом природа». Цель: Учить детей познавательным интересам в процессе экспериментирования.

Фоторепортаж об опытно-экспериментальной деятельностиФоторепортаж об опытно-экспериментальной деятельности Сообщение из опыта работы. Выступление на педсовете по опытно-экспериментальной деятельности от 29.11.18. Педсовет прошел в игровой.

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности «Сила магнита» Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: Сила магнита Возрастная группа:.

Уголок опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»Уголок опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» Уголок опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи»Задачи создания и функционирования уголка опытно-экспериментальной направленности:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование опытно-экспериментальной деятельности для оптимизации коррекционного воздействия на дошкольников с ОВЗ
Опубликовано: 20 мая 2021 в 04:17
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование опытно-экспериментальной деятельности для оптимизации коррекционного воздействия на дошкольников с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Горкина Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД