Горкина Татьяна
Использование опытно-экспериментальной деятельности для оптимизации коррекционного воздействия на дошкольников с ОВЗ
Использование опытно – экспериментальной деятельности для оптимизации коррекционного воздействия на дошкольников с ОВЗ
(из опыта работы)
Горкина Т, Ю. воспитатель
МБДОУ детский сад «Сибирячок»
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»
Ральф Уолдо Эмерсон
В современном мире возникает потребность модернизации системы образования, в котором важное место занимает дошкольное образование. Оно является первой ступенью в развитии ребенка. Выпускник современного дошкольного учреждения должен быть готовым самостоятельно и творчески решать познавательные задачи, анализировать причины возникновения проблемы и прогнозировать возможные способы ее решения. Достижению этой цели способствует формирование исследовательских умений у дошкольников.
Публикация «Использование опытно-экспериментальной деятельности для оптимизации коррекционного воздействия на дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Как отмечается в современной психолого-педагогической литературе, «новый человек» должен быстро и качественно решать сложные задачи, уметь видеть и «прочувствовать» проблемы, предлагая творческие варианты их решения. Эти и другие задачи может реализовать человек, обладающий исследовательскими способностями. Поэтому проблема формирования и развития исследовательских способностей детей дошкольного возраста является актуальной в современной системе образования.
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Одним из пунктов является: «Проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать». Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Опытно-экспериментальная работа строится по трем взаимосвязанным направлениям:
живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);
неживая природа (воздух, вода, песок, глина, почва, свет, звук и т. д.);
человек (функционирование организма; рукотворный мир; материалы и их свойства, преобразование предметов и др.).
Одним из важных условий реализации метода экспериментирования является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды (центр экспериментирования, мини-лаборатория, которая обеспечивает возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Привлечение детей к экспериментальной деятельности является одним из удачных способов обогащения расширения словаря, коррекции речевого развития и повышения речевой активности. Дети с ОВЗ имеют ряд особенностей в развитии: снижена познавательная активность (наблюдается отставание развития познавательных процессов); ограничен словарный запас (расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов); низкая речевая активность; неумение планировать свои действия, осуществлять решения, проверять результат. Перечисленные особенности затрудняют их умение выразить четко и понятно свои мысли, правильно сформулировать умозаключения, дать объяснения, рассуждать, делать выводы и самостоятельно составлять полноценные описательные рассказы о природных явлениях.
«Организация экспериментальной деятельности как средство повышения речевой активности» - является одним из методов, используемых в моей работе с детьми ОВЗ.
Цель этой работы – способствовать развитию кругозора и повышению речевой активности детей через различные виды экспериментальной деятельности. Все эксперименты систематизируются по лексическим темам. В ходе подготовки были составлены циклы занятий: «Осень», «Зима», «Весна». Занятия проводятся в лаборатории 1 раз в неделю во второй половине дня. Например, с целью расширения, уточнения и активизации словаря по лексической теме «Осень» запланированы опыты по теме : «Вода и ее свойства», в ходе которой у детей расширяется словарь антонимов (жидкая – твердая, сухой – мокрый, пополняется словарь глаголов (льется, течет, разливается, испаряется, впитывается, бежит, замерзает). После ряда экспериментов на тему «Вода и ее свойства» дети активно употребляют новые слова в своей речи. Аналогичная работа проводится и при изучении темы «Зима». Например, при знакомстве детей с темой «Воздух и его свойства» используется уже накопленный опыт, и дети учатся действовать самостоятельно. Изучая тему «Весна», проводим эксперимент «Тающий лед», в ходе которого дети знакомятся с различными свойствами льда, что затем позволяет им достаточно точно и подробно описать такое природное явление, как ледоход. При проведении этого опыта дети уже запоминают задание, самостоятельно выполняют его и объясняют вслух свои действия. А это очень важно для детей, имеющих отклонения в развитии. Моделирование ситуаций позволяет в дальнейшем ярко и подробно описывать природные явления (ледоход, развитие растений, обогащает и активизирует словарь детей, формирует умение правильно, грамотно строить предложения, согласовывать существительные с прилагательными, местоимениями, числительными, способствует формированию падежных форм, сложных синтаксических конструкций, использованию предлогов.
Все грамматические конструкции дети усваивают на практике, в момент манипулирования предметами, что помогает быстрее находить языковые закономерности и овладевать ими. Для повышения интереса на занятиях используются любимые сказочные персонажи. Дедушка «Знай» показывает нам забавные опыты, зайчонок «Почемучка» забегает с интересными заданиями, галчонок «Любознайка» и внучка «Почемучка» с трудными вопросами и другие известные детям персонажи.
Особое внимание уделяется индивидуальной работе. Экспериментальная деятельность продумана так, чтобы каждый ребенок имел возможность самостоятельно провести опыт после проведения коллективных исследований или демонстрации опытов педагогом.
В сфере дошкольного образования существует достаточно широкий спектр развивающих игр (при ОЭД) для детей с речевыми, интеллектуальными и сенсорными нарушениями, которые используются в работе. Ввиду широких развивающих возможностей игры и специфики игровой деятельности у детей с ОВЗ она рассматривается как средство коррекционного воздействия. Исследователями доказано, что сочетание различных видов деятельности в процессе развивающих игр, построенных на определенном сюжете, способствует развитию эмоциональной, речевой, двигательной и познавательной сфер у дошкольников с ОВЗ. В связи с этим особую значимость приобретает использование развивающих игр, позволяющих совмещать в себе элементы познавательной и исследовательской деятельности.
Опыты (экспериментирование) – это освоение причинно-следственных связей и отношений:
привлечение внимания детей «интригующим материалом» или демонстрацией необычного эффекта;
предоставление детям свободно поэкспериментировать самим и обсудить полученный эффект;
формулирование причинно-следственных связей (если, то…; потому, что);
самостоятельное использование оборудования в свободной деятельности.
обозначение возможного маршрута путешествия, высказывание предположений, что может встретиться на пути;
изучение растительного животного мира данной местности, особенности жизнедеятельности людей в данной местности и т. п. ;
заполнение участка контурной физической карты полушарий, линиями пройденных маршрутов, вырезками – метками (животных, растений, людей, занятых типичным трудом).
При организации познавательно-исследовательской деятельности до-школьников на основном этапе используются упражнения, различные игровые методы, мини эксперименты, беседы, разного рода наблюдения, мини проекты и т. д.
Наблюдение является одной из форм экспериментальной деятельности, поскольку с его помощью осуществляется восприятие деятельности и ее результатов. Наблюдая за выполнением экспериментирования, у детей развивается умение концентрировать внимание, появляется устойчивый интерес и мотивация к достижению цели.
Важным аспектом также является использование проблемных ситуаций и постановка проблемных вопросов.
Например:
– Где быстрее прорастет зернышко: в земле или в песке?
– Может ли вода течь вверх?
– Почему сухой песок сыплется, а мокрый – нет?
– Почему образуется тень?
Такие проблемные ситуации заставляют ребенка думать, побуждают его генерировать новые идеи, искать ответы на вопросы, сопоставлять и формулировать выводы.
Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них особого образовательного пространства, обеспечивающего адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для обучения и воспитания в пределах образовательного стандарта, лечение и оздоровление, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Проанализировав исследования ряда ученых (Ю. Ф. Гаргуша, Е. В. Иванова, Е. В. Кузьмина, Н. А. Черлина, О. А. Ходченкова) и пройдя курсы повышения квалификации «Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в образовательной организации в рамках ФГОС», были определены основные задачи создания образовательного пространства для дошкольников с ОВЗ посредством поисково-исследовательской деятельности :
организационно-методические условия (целенаправленная и систематическая работа педагогического коллектива по разработке и внедрению в образовательный процесс проектной деятельности на разных уровнях);
создание развивающей среды;
осуществление комплексной психолого-педагогической подготовки родителей, обеспечивающей родительскую готовность к созданию ситуации успеха для детей в проектной деятельности;
морально-психологические условия (создание условий для развития эмоциональной сферы детей, детского интереса к познанию действительности, формирование у них культуры социального взаимодей-ствия и общения);
благоприятный морально-психологический климат в группе, обстановка уважения, дружелюбия к окружающим, к культуре, языку, традициям;
приучение к проектной деятельности через создание правильных взаимоотношений между детьми;
изучение интересов, переживаний, характера детей, а также их уровня развития;
использование различных методов, приемов руководства проектной деятельностью детей;
гуманно-личностный подход к детям.
Поисково-исследовательская деятельность позволяет воспринимать информацию на качественно ином уровне, что значительно повышает познавательную активность ребенка с ОВЗ.
Ребенку, дошкольнику с ОВЗ, необходимо переживать ощущение успеха от каждого выполненного им задания, видеть каждый раз оценку своего труда. Эту проблему достаточно эффективно решает внедрение в образовательное пространство детского сада методы и приемы организации поисково-исследовательской деятельности.
Таким образом, с помощью психолого-педагогических исследований, установлено, что поисково-исследовательская деятельность ребенка формирует интеллектуальные и практические действия; способствует развитию мыслительных процессов; обеспечивает чувственное восприятие, практическую деятельность детей и словесное общение; возникает значительный интерес к исследованию окружающего мира.
Внедрение в работу с дошкольниками проектных технологий позволяет построить воспитательно-образовательный процесс с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными особенностями развития детей.
В процессе организации познавательной деятельности с детьми, использованные методы и приемы организации поисково-исследовательской деятельности, способствуют приобретению умения принимать от взрослого и самостоятельно ставить познавательную задачу. Составлять план действий, отбирать средства и способы ее решения с использованием возможно наиболее надежных приемов, производить определенные действия и операции, получать результаты и понимать необходимость их проверки.
Следовательно, поисково-исследовательская деятельность играет важную роль в формировании и развитии исследовательских способностей, а самым важным при работе с детьми ОВЗ - повышение и развитие речевой активности дошкольника».