Любовь Дмитриева
Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития детского творчества. Кружок «Акварелька»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития детского творчества. Кружок
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует.
Все вызывает интерес:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски.
Все нарисуем: были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле.
Публикация «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития детского творчества, Кружок „Акварелька“» размещена в разделах
- Акварель. Рисование акварельными красками
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Изостудия, кружок ИЗО
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Хочу представить вашему вниманию работу моего кружка по нетрадиционной техники рисования «Акварелька». Я люблю рисовать, но раньше как то не думала, что нетрадиционная техника рисования такая увлекательная.
Тема моего опыта работы: «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития детского творчества»
«Истоки способностей и дарования детей –
на кончиках пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источники творчества мысли.
Другими словами, чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связанно с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве.
Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение его уже начинается в дошкольном возрасте.
Я думаю, что в дошкольном возрасте рисование должно быть средством познания окружающего мира. Рисуя, ребенок развивает определенные способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувство цвета. Развиваются специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, знания по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.
Поэтому тему своей кружковой работы использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития детского творчества считаю актуальной.
Целью моей работы является приобщение детей к миру искусства, развитие природных задатков, формирование у детей художественно – творческие способности через различные виды изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник рисования.
В процессе работы я обеспечиваю интеграцию всех образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге печатки и получать забавный рисунок?
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, выражения индивидуальности.
Важную роль в развитии ребенка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно-развивающей среды учитываю, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что огорчает.
В начале года мною был разработан перспективный план работы, задачами которого стали:
- развивать художественный вкус, творчество, фантазию, наблюдательность и
воображение;
- развивать желание экспериментировать.
- расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования;
- знакомить детей различными видами изобразительной деятельности,
многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними;
- формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха
собственным трудом;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
Работу с нетрадиционными техниками рисования строила на следующих принципах:
- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к
сложным.
- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-
образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на
восприятие и представление.
- принцип индивидуальности обеспечивает вовлечение каждого ребенка в
воспитательный процесс.
- принцип интегрированного подхода с учетом взаимосвязи всех видов
изобразительной деятельности.
- связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление,
полученное ребенком от окружающей действительности.
- принцип доступного материала.
На подготовительном этапе к таким занятиям считаю необходимым в ходе игры, беседы, наблюдений, чтения художественной литературы донести до детей красоту окружающего мира, воспитывать эмоциональную отзывчивость к красоте природы.
Мои дети очень любят рисовать. А если мы рисуем необычным способом, то это их приводит в восторг.
На первом занятии дети боялись рисовать потому, что как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится.
Не видя карандашей, кисточек дети спрашивали: «Что мы будем делать?» «Будем рисовать» - отвечала я. Дети очень удивились. Стали думать, чем же будем рисовать. Я предложила рисовать пальчиками, ладошками. У детей был страх испачкать руки. Но с удовольствием макали пальчики в краску. У всех детей все получилось.
С тех пор как я начала работу с детьми в нетрадиционной технике рисования на каждом кружковом занятии дети спрашивали: «А что мы будем рисовать и чем?».
Работа на первом этапе велась индивидуально с каждым ребенком. Работы своей красочностью и необычностью выполнения еще больше заинтересовали детей. Они с не терпением ждали занятий и с удовольствием покрывали пятнышками, мазками, штрихами силуэты предметов, листы бумаги.
Дети готовы были многократно повторять то или иное действие. И чем лучше получалось у них движение, тем с большим удовольствием они его повторяли, радуясь своему успеху.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
В своей работе я пробовала некоторые способы нетрадиционной техники рисования, и все они понравились детям.
Например: пальчиковое рисование: темы: «Лебедь», «Веселые мухоморы», «Белочки подружки».
Способ изображения : ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.
Пластилиновая живопись: «Консервированные фрукты», «Чудо плоды», «Букет для мамы»
Заключается в том, что ребенок пластилином закрашивает рисунок.
Тычок жесткой кистью: «Лесные звери зимой». Способ получения изображения : ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. Эту технику используем, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее.
Рисование свечой: «Морозные узоры» Способ получения изображения : ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Кляксография «Золотые деревья», «Цветные фантазии». Заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы, видеть образы предметы или отдельные детали и дорисовывать их. Это очень полезно т. к. развивают мышление и воображение.
Оттиск печатками. Способ получения изображения : ребенок покрывает печатку краской, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка.
Такие занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию у детей : мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; сенсорного восприятия; глазомера; логического мышления;
воображения; волевых качеств: усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца; художественных способностей и эстетического вкуса; изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрывает и обогащает его творческие способности.
Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание ребенка, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.
Таким стимулом может быть:
- игра, которая является основным видом деятельности детей;
- сюрпризный момент – любимый герой сказки приходит в гости и приглашает
ребенка в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно
почувствовать себя значимыми.
Трудоемкость опыта:
Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.
Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого воспитателя. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека, мольберты.
Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:
- планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей;
- подборе оборудования и материалов;
- применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;
- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.
Каждый успех ребенка в творчестве доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для ребенка очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание». Провожу с родителями беседы по данной теме т. к. успех воспитания во многом зависит от единства требований в вопросах воспитания ребенка.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали проявлять творчество, фантазию, реализовать свой замысел, приобрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, им интересно рисовать пальчиками, делать забавный рисунок собственной ладошкой или пальчиком.
Работая с детьми, я отметила, что рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, а, напротив, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Так же применение нетрадиционных техник рисования позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.
Работу по нетрадиционному рисованию с детьми я продолжу дальше, способ рисования постепенно усложнится. Он будет заключаться в смешивании красок, где каждый пальчик будет обмакиваться в разные по цвету краски и наносить мазки, в добавлении нетрадиционных техник и материалов. Таким способом дети будут рисовать пушистых зверей (лисичку, мишку и тд). Такой способ даст быстрый и положительный результат в творческой работе.
В заключении хочется прочитать отрывок из стихотворения Татьяны Щербачевой.
«Рисуют дети»
Рисуют дети на стекле,
Рисуют дети на асфальте,
Возводят город на песке, -
Такого нет ещё на карте.
В руках мелки, карандаши…
Детишки – маленькие маги.
Но столько вложено души
В их мир прекрасный на бумаге!
Если вы еще не пробовали работать в направлении нетрадиционной техники рисования, то советую попробовать, не пожалеете.