Марина Бабчук
Консультация «Использование нетрадиционных техник рисования для создания ситуации успеха у дошкольников с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Успех меняет человека. Он делает человека уверенным в себе, придает ему достоинство, и человек обнаруживает в себе качества, о которых не подозревал раньше. Джой Бразерс
На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ОВЗ. По мнению Т. В. Егоровой, дети в ОВЗ - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. По данным ЮНЕСКО, два миллиона российских детей имеют особенности в физическом и психологическом развитии.
Публикация «Консультация „Использование нетрадиционных техник рисования для создания ситуации успеха у дошкольников с ОВЗ“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нетрадиционные техники рисования
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2017
Дети с ОВЗ имеют ряд психолого - педагогических особенностей, которые необходимо учитывать при работе. А именно:
1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;
2. Очень низкий темп выполнения заданий;
3. Ребенок нуждается в постоянной помощи взрослого;
4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
5. Низкий уровень развития мышления, речи; 6.
6. Испытывает затруднения в понимании инструкций;
7. Инфантилизм;
8. Нарушена координация движений;
9. Низкая самооценка;
10. Многие дети с ОВЗ отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью);
11. Высокий уровень психомышечного напряжения;
12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;
14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Зачастую в качестве художественных материалов используются хорошо знакомые предметы, что позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество. Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психологическом развитии ребенка, так как в процессе рисования с использованием нетрадиционных материалов ребенок осознает свои возможности и учится верить в себя. Ведь при нетрадиционном рисовании главным является не конечный продукт, а именно захватывающий и увлекательный процесс создания работы.
С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать следующие техники нетрадиционного рисования : - рисование пальцами и ладошками; - печатание штампами из картофеля, моркови; - рисование ватными палочками;
С детьми среднего дошкольного возраста можно использовать : - печатание самодельными штампами из пластилина; - масляная пастель и акварель; - отпечатывание листьев; - монотипия;
С детьми старшего дошкольного возраста можно использовать ранее изученные способы рисования и добавить :
-рисование мятой бумагой; -
-рисование мыльными пузырями; - -
-рисование солью; -
-рисование с помощью клякс;
- граттаж (воскография) - способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью;
- фроттаж- техника переноса на записываемую поверхность текстуры материала рельефа посредством натирающих движений незаточенного карандаша.
Именно этот творческий процесс дарит ребенку возможность пережить радость достижения, поверить в собственные силы. Даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что повлечет за собой изменение ритма и стиля деятельности, взаимоотношений с окружающими. Если же успех делается постоянным, может начаться цепная реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности. Главный смысл деятельности педагога – создать каждому ребенку ситуацию успеха. Создание успеха является созидающим приемом педагогического воздействия.
С точки зрения педагогики, успех - это моделирование определенной ситуации, в ходе которой дается возможность достичь значительных результатов, как для отдельного воспитанника, так и для всего коллектива.
Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной тактики, стратегии.
Переживание ребенком ситуации успеха :
- повышает мотивацию к познавательной деятельности и развивает познавательные интересы;
- стимулирует к высокой результативности труда;
- снимает тревожность, неуверенность в собственных силах, повышает самооценку;
- развивает инициативность, активность, умение творчески подходить к решению проблем;
- способствует поддержанию благоприятного психологического климата в детском коллективе.
Этапы построения ситуации успеха :
1 этап: снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, боязнь самого дела и оценки окружающих.
2 этап: авансирование успешного результата – помогает педагогу выразить свою твердую убежденность в том, что ребенок обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь, позволяет ребенку обрести уверенность в своих силах и возможностях.
3 этап: скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – достигается путем намека, пожелания, помогает ребенку избежать поражения.
4 этап: внесение мотива – показывает ребенку ради чего (или ради кого) совершается данная деятельность, кому будет хорошо после выполнения работы.
5 этап: персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей деятельности.
6 этап: педагогическое внушение или мобилизация активности – побуждает к выполнению конкретных действий.
7 этап: высокая оценка деталей – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
На каждом этапе важно использовать как вербальные способы выражения положительных реакций на действия детей ( высказывания типа: «Молодец!», «Отлично!», «Умница!», так и невербальные (доброжелательная мимика, открытая поза).
Нетрадиционные техники рисования можно использовать при работе с детьми с ОВЗ как: - --
-часть образовательной деятельности;
- совместную деятельность педагога и ребенка (группы детей); - индивидуальную работу с детьми;
- самостоятельную деятельность ребенка (с детьми старшего дошкольного возраста).
Основная задача педагога, работающего с детьми с ОВЗ, заключается в том, чтобы помочь ребенку как можно чаще переживать свои небольшие победы, что позволит ему раскрыть свой внутренний потенциал. Ведь повседневная познавательная жизнь ребенка в маленьких достижениях и победах - это его крылья, несущие ребенка к осознанию себя и обретению собственной значимости.
Литература:
1. Быкова О. А., Кайзер Ю. В. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития. // Дошкольная педагогика. 2011. №5.
2. Погодина С. Художественные техники – классические и неклассические// Дошкольное воспитание. 2009. №10.
3. Яфаева В. Г. Ситуация успеха как стимул и фактор интеллектуального развития дошкольников// Современное дошкольное образование. 2008. №3