Светлана Немцова
Использование нетрадиционных техник на занятиях по ручному труду в подготовительной группе с детьми с ОВЗ.
▼ Скачать + Заказать документы
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться» В. А. Сухомлинский.
Мелкая моторика-совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Публикация «Использование нетрадиционных техник на занятиях по ручному труду в подготовительной группе с детьми с ОВЗ,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
По результатам исследования ученых института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцовой,У. Н. Исенина) уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения около 1/3 всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти рук. А кончики пальцев - неиссякаемый источник, который питает мозг. Значит, чем больше ребенок хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Тем совершеннее его речь.
Обследование детей, нуждающихся в логопедической помощи показали, что мелкие мышцы пальцев рук у детей развиты слабо,отмечается общее моторное отставание. Поэтому систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук важна и необходима на логопедических группах.
Мы используем в работе традиционные методы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами,различные массажи,речь с движениями и другие.
Целью нашей работы стало: развитие мелкой моторики пальцев рук у дошкольников посредством нетрадиционных техник. Для достижения цели поставлены задачи:
• Способствовать развитию интереса детей к изготовлению поделок из различных материалов своими руками
• Обучать детей различным способам преобразования материалов
• Содействовать формированию творческих и конструктивных способностей детей
• Формировать знания о свойствах различных материалов
• Способствовать развитию воображения, логического мышления, зрительного и слухового восприятия, творческой активности
В логопедической группе мы работаем по лексическим темам, соответственно на кружковой работе подбираем материал по изучаемой теме. Рассматривая тему «До свиданья, лето!» ребята выполняли работу «Букет в вазе», в которой использовались засушенные побеги растений, сухоцветы, листья деревьев.
В логопедической группе мы работаем по лексическим темам, соответственно на кружковой работе подбираем материал по изучаемой теме. Рассматривая тему «До свиданья, лето!» ребята выполняли работу «Букет в вазе», в которой использовались засушенные побеги растений, сухоцветы, листья деревьев.
Изучая тему «Грибы», наши воспитанники выполняли свои работы, используя крупы, зерна семена, макаронные изделия. Именно крупы являются прекрасным природным материалом, обладающим особой природной энергетикой несравнимой с пластмассой или другими синтетическими материалами. В процессе работы с крупами происходит не только массаж кончиков пальцев, что очень полезно для ребенка,но еще и закрепляются названия злаковых культур. Натуральные природные цвета и оттенки круп оказывают благоприятное воздействие на мозг ребенка. Создание поделок доставляет детям большое удовольствие, в этом труде есть творческий поиск,новизна, возможность добиваться новых результатов.
Рассматривая тему «Овощи-фрукты», мы традиционно учим детей готовить овощные и фруктовые салаты. Эту тему мы решили представить для наших родителей в виде сюрприза: изготовить рамочки для фотографий и вставить в них фотографии детей.
Ребята самостоятельно придумывали украшения для своей рамки, используя макаронные изделия различной фактуры и конфигурации. Нашим родителям очень понравилась выставка фотографий «мамины помощники» ,а самое главное они с удовольствием увлеклись этой работой дома вместе с детьми. С целью повышения компетентности родителей в вопросах развития ручной умелости у детей посредством применения нетрадиционных техник по развитию мелкой моторики, мы регулярно проводим мини-консультации, мастер-классы, беседы.
Родители с увлечением творили дома вместе с детьми, пополнили нашу коллекцию природных материалов (семенами растений, арбузными и тыквенными семечками,помогали в приобретении необходимой литературы.
Следующий цикл нашей работы - работа с бумагой. Бумага является наиболее пластичным материалом, доступным детям. Дети познакомились со свойствами бумаги в процессе экспериментальной деятельности, с различными видами бумаги. В ходе творческой работы дети учились наблюдать,размышлять, сравнивать,анализировать,делать выводы.
В процессе изучения темы «Домашние животные» ребята выполняли поделку «Барашек» в технике «Квиллинг». В процессе работы с бумажными полосками развиваются точные движения пальцев рук, глазомер, пространственное мышление и воображение. Этот вид творчества способствует концентрации внимания и самодисциплины.
Увлеченность общим делом, радость и удовлетворение от сделанной своими руками работы приводит детей к отличным результатам. Создание собственной поделки дает ребенку возможность почувствовать себя мастером, художником, формирует желание и стремление мастерить своими руками, прививает уважение к чужому труду.