Ольга Островская
Использование нетрадиционных техник изобразительного искусства как средство профилактики зависимого поведения
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Современный уровень развития общества, совершенствование производства, скорость изменения технологической базы ставят перед мной как педагогом задачу формирования творческой личности, ориентируемую на здоровый образ жизни, успешную социализацию гармонично развитую, а тот факт, что я работаю воспитателем в детском центре с детьми с трудной судьбой и со сложными характерами дает мне возможность направить детей в нужное русло.
Темочки:
Способность самостоятельно принимать оригинальные решения, определять направления своей деятельности, обеспечивать свою экономическую независимость на основе постоянного повышения образования и квалификации – эти умения в дальнейшем помогут адаптироваться в быстро меняющихся условиях жизни и производства. Трудно представить себе сферу жизни, в которой не была бы востребована творческая личность.
Таким образом, в процессе моей работы возникла проблема максимально способствовать раскрытию творческого потенциала каждого ребенка средствами художественного труда, воспитывать индивидуально выраженную, креативную личность.
Креативной является личность, творчески мыслящая, всесторонне развитая, инициативная, самостоятельная, социально активная, то есть обладающая качествами, необходимыми во всех видах искусств, а также в науке, технике, бизнесе и прочих областях человеческой деятельности.
Творческая деятельность приносит человеку большие радости, он более успешно адаптируется к требованиям жизни, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию. На занятиях дети могут приобщиться к интересным и полезным знаниям и умениям. Я стараюсь создать условия для организации содержательного досуга, общения и
общественно-полезной деятельности детей, а также для полноценного
использования свободного времени подростков, в том числе склонных к
правонарушениям, с целью их успешной социальной адаптации. Проводимые занятия направлены на формирование личностных качеств ребенка, их духовное и нравственное развитие, укреплению психологической устойчивости к вредным привычкам.
«Болезнь легче предупредить, чем лечить» - это золотое правило медицины
приобретает особое значение, когда речь заходит об употреблении ПАВ. С раннего детства начинается процесс воспитания и самовоспитания личности, то есть социализации человека, который в частности, заключается в усвоении принятых обществом моральных и правовых норм. Это активный и действенный процесс: он включает в себя не только получение определенной системы знаний, но также выработку навыков и умений правильно вести себя в обществе, иначе говоря, образование положительных стереотипов поведения. Личность трудного подростка, прежде всего, характеризуется низким уровнем социализации, отражающим пробелы и недостатки основных сфер воспитания.
Педагогическая профилактика стала приоритетным и наиболее перспективным направлением в формировании у молодого поколения личностного иммунитета к употреблению психоактивных веществ. Основная задача психолого-педагогической профилактики заключается не только и даже не столько в предотвращении реального знакомства с наркотиками, сколько в том, чтобы предупредить возникновение у подростка установки на наркотизацию – желания попробовать опасное вещество. Успех профилактической работы с обучающимися предполагает и система дополнительного образования.
Заложенный в детях интеллектуальный и творческий потенциал реализуется наиболее полно, если образовательный процесс построен с учетом уникальности и неповторимости каждого ребенка и направлен на максимальное развитие способностей каждого воспитанника, развитие художественного вкуса, повышение эмоционального тонуса в процессе творчества.
Таким образом, воспитатель, родитель всегда должен помнить: «Творческая деятельность не знает границ: будь то занятие, свободное от занятий время, просто прогулка. Помочь ребенку реализовать себя в творческой деятельности задача каждого из нас».
Развитие творческих способностей
Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность человека, чтобы он развивался всесторонне. Занятия ручным трудом призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению. А также решают психологическую задачу – пусть у наших детей будет состояние эмоционального комфорта, ощущения радости детства.
Я на своих занятиях и во время досуга использую технику лепки – «холодный фарфор»
«Холодным фарфором» называют особую смесь из кукурузного крахмала, клея, масла и глицерина, которая используется для художественной лепки. Придумали «холодный фарфор» в Аргентине в начале прошлого века.
На сегодняшний момент «холодный фарфор» - это, пожалуй, самый дешевый, очень удобный и совершенно безвредный материал для лепки. Из него удобно делать мелкие детали, у него гладкая однородная текстура, он невероятно пластичен и удобен в использовании.
В отличие от пластилина, «холодный фарфор» при
застывании становится твердым
Удобен «холодный фарфор» ещё и тем, что его легко изготовить в домашних условиях.
Существует несколько различных способов изготовления этого замечательного материала. Вот самый распространенный.
В равных пропорциях смешайте картофельный крахмал, воду и пищевую соду. Добавьте немного растительного масла. Полученную массу варите на среднем огне, до сильного загустения, не забывая при этом постоянно её перемешивать. После извлеките массу из кастрюли и накройте влажным полотенцем на несколько минут. Как только масса остынет до той температуры, когда вы сможете взять её в руки и не обжечься, сразу же начните вновь перемешивать её руками. Когда масса превратится в пластичный шар, вы можете начинать заниматься творчеством.
Кстати, если вам нужен цветной материал, при варке можно добавить пищевые красители. А можно разрисовать изделия акриловыми красками, после того как они будут полностью готовы.
Ну, а чтобы материал не прилипал к рукам, перед работой смажьте их любым увлажняющим кремом.
Из «холодного фарфора» можно слепить всё что угодно, этот материал дает очень большой простор фантазии. Использовать в работе можно не только пластичную массу, но и различную фурнитуру: бусинки, ниточки, ракушки, бисер, кусочки ткани и любые другие интересные вещицы.
Есть более сложный рецепт приготовления «холодного фарфора».
Смешайте в небольшой кастрюльке три четверти стакана клея ПВА, один стакан кукурузного крахмала, пол стакана воды, одну чайную ложку глицерина и одну чайную ложку крема. Крем можно взять любой, я использую для приготовления пластичной массы недорогой крем для лица. Благодаря входящему в состав глицерину и крему, «холодный фарфор» изготовленный по этому рецепту имеет очень гладкую приятную текстуру.
При приготовлении массы мной, я решила заменить редкий и дорогостоящий кукурузный крахмал более распространенным ингредиентом – картофельным крахмалом, масса получилась не хуже, ничем не отличалась от приготовленной по оригинальному рецепту.
Готовые изделия из «холодного фарфора» будут сохнуть несколько дней. Если после работы у вас осталась какая-то часть массы для лепки, её не нужно выбрасывать. Положите «холодный фарфор» в пластиковый контейнер и плотно закройте крышкой. Он прекрасно сохранится в холодильнике до следующего раза, когда вы вновь захотите заняться лепкой.
Заключение
Уже прошла эпоха чистых исполнителей, людей – автоматов. Конечно, сохраняется еще немало ситуаций, когда вполне возможно стандартное, много раз опробованное действие. Однако их число быстро сокращается.
Последние десятилетия выросла явная потребность в ищущей и творческой личности. Ведь в каждом человеке от природы заложены огромные возможности. Помочь реализовать их, преодолеть психологический барьер боязни нового, увлечь, развить способности легче всего в интересном занятии. И что особенно важно творческую личность развивать с раннего детства.
Прелесть детских изделий – в их неповторимости. Они изо всех сил стараются, чтобы было красиво. И это прекрасно уже само по себе.
Любое изделие надо не только сделать своими руками, но прежде всего, придумать его в воображении. Таким образом, в свои поделки дети вкладывают и фантазию, и вкус, и умения. А это и есть процесс воплощения творческого замысла. Изготовив реальный предмет его можно использовать в играх, развлечениях, в быту, также в качестве подарков и сувениров.