Татьяна Плотникова
Нетрадиционное рисование как средство коррекционной работы для детей с нарушением зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из задач ФГОС в дошкольном образовании является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья). Умение ребёнка войти в детское общество, действовать совместно с другими, принимать и следовать общепринятым правилам и нормам – качества, позволяющие ребёнку безболезненно адаптироваться к новым социальным условиям, способствующие созданию благоприятных условий для его дальнейшего развития. Эти качества формируются в дошкольном возрасте в семье и в детском саду. В дошкольном возрасте появляются возможности самостоятельного удовлетворении своих потребностей, что сопровождается желанием ребёнка действовать самому.
Публикация «Нетрадиционное рисование как средство коррекционной работы для детей с нарушением зрения» размещена в разделах
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Зрение играет важнейшую роль в жизни человека, так как за счёт этого анализатора человек воспринимает и познает окружающий мир, ориентируется в нем, наблюдает процессы и явления. Поэтому патология зрения (первичный дефект, особенно в детском возрасте в той или иной степени приводит к вторичным отклонениям в развитии детей с нарушением зрения по сравнению с их нормально видящими сверстниками. Последствия нарушения зрения необходимо предупреждать, а если они возникли, то корригировать их, то есть исправлять. Так, нарушение зрительных функций влечет за собой снижение скорости, точности, а также дифференцированности зрительного восприятия. Ограниченность зрительного восприятия вызывает трудности в овладении сенсорными эталонами, что обуславливает возникновение трудностей в определении цвета, формы, величины, пространственного расположения и других признаков предметов. Отсюда вторичные отклонения в развитии детей с нарушением зрения, в первую очередь, проявляются в снижении запаса конкретных представлений о предметах, процессах и явлениях окружающего мира. Зрительная недостаточность обедняет чувственный опыт, что, в свою очередь, приводит к вербализму. Под вербализмом понимается нарушение соотношения чувственного и понятийного в образе в сторону преобладания последнего или полное отсутствие чувственных элементов в словесном описании объекта. Поэтому хорошая речь детей с нарушением зрения ещё не является показателем действительно хорошего развития, соответствующего возрастной норме. Из сказанного следует, что задачей родителей и педагогов является наполнение словесных знаний чувственным опытом. Невозможность или большие трудности в овладении предметно-практическими действиями по подражанию (то есть с помощью зрения) приводят к разрыву между тем, о чём ребёнок может рассказать, и тем, что он может практически делать. Недостаток опыта и трудности предметно-практической деятельности, в свою очередь, вызывают отставание в развитии моторики пальцев рук, координации их движений. Проблема содержания и методов обучения детей с нарушением зрения на сегодняшний день является наименее разработанной в специальной дидактике. Как доказано исследованиями М. И. Земцовой, А. Г. Литвака, И. С. Моргулиса, Л. И. Плаксиной, Л. И. Солнцевой, В. А. Феоктистовой и др., своеобразие психического развития детей с нарушениями зрения обусловлено способом восприятия ими объектов окружающего мира. Нарушенное и неполноценное зрение негативно сказывается на процессах общения у детей, они протекают в условиях обедненного опыта по сравнению с аналогичными процессами, происходящими у зрячих сверстников. Расстройства зрительного анализатора приводят к нарушениям в развитии пространственных представлений, целостности восприятия объектов и явлений, в формировании конкретных образов. Выбор методов обучения и их сочетания необходимо осуществлять в свете принудительных положений как общей, так и специальной дидактики. Последние, определяют коррекционную направленность образовательного процесса. В каждом предмете, в каждом изучаемом разделе или теме, необходимо определить и выделить «коррекционный материал», который обеспечит доступность усвоения учебного материала. Для рационального использования метода в ряде случаев необходимо заменить объекты изучения, указанные в программе, на аналогичные, которые более доступны детям с нарушением зрения, подобрать объекты с меньшей сложностью строения, более красочные, с хорошо выделенными контурными показателями, имеющие признаки, доступные для восприятия сохранной чувствительности. Дети с различной патологией зрения испытывают значительные трудности в усвоении программного материала. У них отмечается слабая координация движений, недостаточно развиты мышцы рук, слабый зрительный контроль за своими действиями. Такие дети с трудом овладевают техникой рисования. Нарушение зрительного восприятия имеет большое влияние на формирование представлений, памяти и мышлений у детей. Наблюдается отставание в развитии познавательной деятельности в сравнении с нормально видящими детьми. Темп формирования представлений при зрительном восприятии замедлен. Представления бывают неполными, нечеткими, ошибочными – это связано большей частью узостью обзора. Зрительное восприятие в условиях сниженного зрения характеризуется недостаточной дифференцированностью, фрагментарностью, замедленностью. Поэтому для компенсации недостающей зрительной информации у детей с нарушением зрения необходимо развивать функциональные возможности сохранных анализаторов (осязания, слуха, обоняния, органа вкуса, развивать восприятие с помощью нарушенного зрения (конечно, если оно имеется, развивать память и логическое мышление, особенно, умение сравнивать, анализировать и обобщать. Такие дети не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Трудности в освоении окружающего мира часто приводят к возникновению эмоциональных проблем (страх, тревожность, чувство неполноценности, стремление к уединению). Всё это не дает возможности ребёнку в полной мере проявить свои способности. А рисование облегчает процесс восприятия и деятельности, особенно необходимо детям с патологией. Изобразительная деятельность имеет важное значение, не только для всестороннего развития и воспитания детей с нарушением зрения, но и служит средством коррекции и компенсации зрительной недостаточности и связана с восприятием окружающего мира. В изо деятельности у ребёнка развивается мышление, зрительное восприятие, мелкая моторика. Ребёнок развивается эмоционально и творчески. Рисование – одно из самых любимых занятий детей и по своему характеру наиболее приближена к игре, являясь доступной, свободной деятельностью, в которой есть возможность выразить свои переживания непосредственно через цвет, форму, ритм, линию, образ. Дети с нарушением зрения гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо дифференцируют их. Слабость зрительного восприятия и мелкой моторики мешает ребёнку выражать в рисунках задуманное, изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. На занятиях часто слышим «А я не могу», «У меня не получается». Темп работы замедлен. Кроме того, у них наблюдается быстрая утомляемость, неусидчивость. В свободное время не рисуют. Постепенно у них пропадает интерес к этому виду деятельности. Осознание своего недуга часто вызывает различные, отрицательные эмоциональные состояния: чувство неуверенности, страх. Как сделать так, чтобы у ребёнка не пропал интерес к любимому занятию? Как научить воспринимать то, что видишь перед собой? Как развивать воображение, самостоятельность? Нетрадиционное рисование вполне доступно для детей с нарушением зрения. Оно способствует не только развитию воображения, но и приобщает к миру искусства, помогает произвести свойства материалов, учит исследовать, развивает тактильные ощущения: это чувственное восприятие, например, ощущения скользкой, холодной краски на пальцах; это загадка смешивания цветов, удивления от того, как из случайной капли краски возникают различные картины. Такое рисование доставляет детям множество положительных эмоций. Устраняет психическую напряженность, восстанавливает бодрое настроение, благотворно влияет на мозг и нервную систему. Кроме того, корректирует восприятие окружающего мира. Работа по нетрадиционному рисованию подразумевает групповую работу, потому что используется очень много атрибутов, материалов, поэтому очень удобно это совмещать в коллективных работах. Проводится большая предварительная работа. Во время выполнения коллективных работ к задачам и умениям по изобразительной деятельности ещё и прибавляются задачи нравственно-эстетического воспитания. Также рекомендуется использовать на занятиях по изобразительной деятельности музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребёнком выразительного художественного образа, зрительную и пальчиковую гимнастику для снятия утомляемости глаз и тактильной нагрузки на пальцы рук. Вырабатываются следующие умения: работать вместе, договариваться о совместной работе, её содержании и уступать друг другу; радоваться успехам, своим и товарищей при создании работы, учатся общаться друг с другом и со взрослыми. Доступность определяется возрастными особенностями дошкольников так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т. д., но в старшем дошкольном возрасте с помощью более сложных: кляксографии, монотипии, ниткографии и т. д. В младшей группе Цель: вызвать интерес к рисованию, развивать зрительный контроль за движением руки, учить заполнять пространство, преодолевать боязнь испачкаться, закрепить основные цвета, развивать воображение. Техника: «пальчики-палитра». Материал: бумага белая, цветная, гуашь, тряпочка. Тема: «Ягоды», «Капельки дождя», «Вагончики», «Красивый коврик», «Падает снег», «Снежные комочки: большие и маленькие», «Елочки в лесу», «На елочке зажглись огоньки», «Рассыпались мамины бусы», «Солнышко», «Шарики», «Травка», «Цветы». В средней группе Цель : учить украшать предметы элементами узора, познакомить с техникой работы печатками, знакомить детей с составными цветами, развивать воображение. Техника: оттиск поролоном, оттиск печатками из различных материалов, рисунки из ладошки. Материал: бумага белая, цветная, обои, гуашь, печатки (овощи, готовые формы из пробки, поролон, тычки. Тема: «Грибы», «Осеннее дерево», «Цыплята», «Ежики», «Платье для куклы», «Украшение дымковских игрушек», «Смешной снеговик», «Рыбы», «Украсим шарфик, варежки», «Клоуны», «Шары», «По дарим маме цветы», «Пчелы», «Жуки», «Бабочки». В старшей группе Цель: учить самостоятельно подбирать цветовую гамму, учить создавать композицию, придумывать сюжет рисунка, развивать воображение. Техника: рисование пальцами, рисунки из ладошки, тычок жесткой полусухой кистью, оттиск печатками, монотипия пейзажная, монотипия предметная. Материал: бумага белая, гуашь, акварель, свечка, силуэты дымковских игрушек, трафареты, обои, поролоновый тампон. Тема: «Ветка с осенними листьями», «Грибы», «Золотая осень», «Забавная игрушка», «Первый снег», «Дымковская фантазия», «Волшебные превращения», «Елочка нарядная», «Зайцы на поляне», «Веселые человечки», «Деревья в инее», «Обои в моей комнате», «Снегири», «Открытка для мамы», «Узоры в полосе, квадрате», «Ветка с первыми листьями», «Аквариум. Рыбы», «Одуванчики», «Бабочки». В подготовительной группе Цель: совершенствовать у детей умение работать с различным материалом, развивать творческие способности. Техника: кляксография с трубочкой, монотипия пейзажная, печать по трафарету, монотипия предметная, кляксография обычная, тампонирование, набрызг, рисование восковыми мелками и свечой, граттаж. Материал: бумага белая, гуашь, акварель, восковые мелки, клеенка, щетка, стека, палочки, трубочки, свечи, клей ПВА, соль, пенопласт, трафареты, печатки, воздушные фломастеры, ножницы. Тема: «Дождик», «Осенний ковер», «Золотая осень», «Заиндевелое дерево», «Вечерний город», «Мой пушистый друг», «Снежинки», «Лисичка-сестричка», «Елочка нарядная», «Морозные узоры», «Зимний лес», «Транспорт», «Сказочные цветы», «Узоры на тарелочке (городецкая роспись)», «Воробышки зимой», «Морское дно», «Салфетка для мамы», «Ранняя весна», «Космос», «Салют». Такая форма работы помогает самоутвердиться слабым детям, обогащает жизнь новыми переживаниями и чувствами. Преодолев трудности, ребёнок испытывает удовольствие, его радует достигнутый результат. Это способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию творческой личности. Нетрадиционное рисование дает детям с нарушением зрения множество положительных эмоций, устраняет психическую напряженность, восстанавливает бодрое настроение, благотворно влияет на мозг и нервную систему, способствует развитию координации движений, мелкой моторики и зрительного восприятия.