Елена Самойлова
Достоинства и недостатки использования компьютерных игр и электронных учебных пособий в работе с детьми в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Статья была опубликована в сборнике статей
Всероссийской научно-практической конференции
«Информационное образовательное пространство детства».
Подготовила: Е. А. Самойлова, воспитатель высшая квалификационная категория
1. Дети и компьютеры : что такое хорошо и что такое плохо.
Компьютеры настолько прочно вошли в нашу жизнь, что на тех, кто не умеет быть с ним на «ты» смотрят искоса. Споры относительно пользы и вреда от компьютерных игр ведутся на всех социальных уровнях, ученые проводят исследования о влиянии компьютерных игр на человека, дети спорят с родителями. Родители – с учителями… И ответа все равно нет.
Публикация «Достоинства и недостатки использования компьютерных игр и электронных учебных пособий в работе с детьми в ДОУ» размещена в разделах
1.1. Что такое хорошо
Компьютерные игры развивают у ребенка:
• Быстроту реакции;
• Мелкую моторику рук;
• Визуальное восприятие объектов;
• Память и внимание;
• Логическое мышление;
• Зрительно-моторную координацию.
Компьютерные игры учат ребенка :
• Классифицировать и обобщать;
• Аналитически мыслить в нестандартной ситуации;
• Добиваться своей цели;
• Совершенствовать интеллектуальные навыки.
Ребенок, который с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что Ому открыт доступ в мир современных технологий.
Игры на компьютере – это те же занятия, а ребенка всегда легче привлечь к игре, чем заставить учить алфавит или, скажем, складывать цифры.
Играя в компьютерные игры, ребенок попадает в волшебную сказку, где существует свой мир. Этот мир так похож на настоящий! Когда герои компьютерной игры предлагают малышу починить стену домика (правильно сложив пазл) или расположить цифры по порядку, чтобы добраться до сокровищ, дети ощущают свою значимость. А если в конце задания ему говорят «молодец, ты справился отлично», это вызывает у ребенка восторг!
Прекрасно нарисованные, веселые и добрые детские компьютерные игры несут в себе много интересного, умного, забавного и полностью направлены на то, чтобы малыши развивали и совершенствовали свои знания. А удобное и понятное управление и выполненное профессиональными актерами озвучивание сделают каждую игру настоящим праздником.
1.2. А что же тогда плохо?
Плохо то, что при несоблюдении режима компьютер превращается из друга во врага. Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для детей, могут стать и вредными для них.
Обязательно нужно помнить о том, что для каждого детского возраста существует ограничение по времени для занятий: 3-4 года – ребенок может находиться у компьютера 25 минут, в 5-6 лет – 35 минут, в 7-8 – 40 минут. Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, а также к психологической зависимости ребенка от виртуального мира. Но в семьях, где не пренебрегают правилом золотой середины во всем, таких проблем никогда не возникнет.
2. Педагогические условия применения компьютерных игр в
воспитании и обучении дошкольников
Теперь поговорим с вами о внедрении компьютерных игр в ДОУ. Компьютерные игры могут быть внедрены только в тех ДОУ, где царит творческая атмосфера, искренняя заинтересованность в развитии каждого воспитанника.
В условиях авторитарного стиля воспитания детская непосредственность подавляется, и изолированное использование компьютерных программ может привести к обязательным дополнительным занятиям, которых нашим детям и так хватает.
Работа педагога при занятиях с компьютером включает три направления:
1. Работа с детьми. Учитывая особенности детей нужно разбить их на подгруппы и постепенно приобщать к новой для них деятельности – компьютерным играм. Совершенствовать методику организации компьютерных игр и учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также содержания развивающих компьютерных игр. Это ведущий раздел работы педагога. Он требует большого педагогического мастерства, умения видеть каждого ребенка и руководить одновременно игрой целой подгруппы детей. Вместе с тем, педагог должен знать содержание всех компьютерных программ. Занятие одной подгруппы включает в себя деятельность детей за компьютером, игру, гимнастику для глаз, длится 25 минут. При этом дети за экраном могут быть не более 15 минут. Одновременно могут заниматься 7 детей, для обслуживания одной возрастной группы потребуется 2-2,5 часа. Занятия с каждой возрастной группой проводятся 1 раз в неделю.
Циклическая диаграмма. Направления работы
2. Работа с воспитателями. Организация постоянно Действующего семинара-практикума для ознакомления воспитателей с условиями работы и программно-методическим обеспечением, установления содержательных связей в воспитательно-образовательной работе с детьми. Так как компьютерные занятия являются закреплением знаний, полученных детьми в группе, то нужно обсуждать с воспитателем тот или иной вид деятельности в зависимости от занятия и уже к нему начинать подбирать компьютерную игру. При умело поставленной работе компьютер перестает быть посторонним в ДОУ. Полное взаимодействие с педагогами ДОУ позволяет установить общие подходы к воспитательно-образовательной работе.
3. Работа с родителями. Знакомство родителей с особенностями деятельности детей в компьютерных комнатах (выступления на родительских собраниях, организация открытых просмотров занятий, консультации, беседы). В работе с родителями первым делом следует объяснить, чем их дети занимаются на компьютерных занятиях. Дать побольше информации об играх, как они влияют на развитие мышления, речи … Как они помогают в подготовке ребенка к школе. При этом надо напомнить, что родители не сторонние наблюдатели в этом вопросе. Лучше всего это делать на родительских собраниях.
Необходимая документация для компьютерно-игрового комплекса :
- листы календарного планирования компьютерных игр в каждой группе;
- листы учета посещаемости – на листке слева пишется список детей, сверху – название программы. Особыми знаками ++ отмечаются дети, отлично справившиеся с заданием, + справившиеся с заданием хорошо; - не справившиеся с заданием;
- дневник педагога компьютерного кабинета, в котором записываются
заметки в отношении каждого ребенка из группы, которому нужно больше внимания, и заметки в отношении того, на чем нужно заострить внимание.
Особое место в организации работы компьютерного кабинета отводится санитарно-гигиеническим требованиям:
- к помещению;
- к рабочим местам и рабочей позе;
- к воздушной среде компьютерного кабинета;
- к освещению;
- к техническим параметрам ПК;
- к физическим и химическим факторам внутренней среды помещения, где размещаются компьютеры;
- к режиму развивающих занятий с использованием ПК;
- к программным педагогическим средствам.
3. Как правильно организовать занятия детей с компьютером
Начинать компьютерное обучение дошкольников следует с подбора обучающих и развивающих программ и продумывания организационных форм работы с детьми и их применения, разработки методик, использующих возможности компьютера в обучении. Нельзя рассматривать компьютер в отрыве от программного обеспечения и организационных форм использования.
В настоящее время существует множество обучающих программ, предназначенных для детей дошкольного возраста, но нет их четкой классификации. Давайте попробуем классифицировать их:
Организационная диаграмма. Типы обучающих программ
Программы первого типа (тренировочные и контролирующие) предназначены для закрепления умений и навыков;
второго типа (наставнические) – предлагают детям теоретический материал для изучения;
третьего типа (имитационные и моделирующие) – основаны на графически иллюстрированных возможностях, с одной стороны, и вычислительных – с другой, и позволяют осуществить компьютерный эксперимент;
четвертого типа (развивающие игры) – предоставляют в распоряжение ребенка некоторую воображаемую среду, существующий только в компьютере мир, набор определенных возможностей и средств их реализации.
В ДОУ компьютеры чаще всего используются на развивающих занятиях. Занятие длится 30 минут и состоит из трех последовательных частей: подготовительной, основной, заключительной.
Организационная диаграмма. Структура занятия с компьютером
Подготовительная часть занятия. Она, также как и заключительная может проходить не в компьютерном кабинете, а в смежной с ним игровой
или физкультурной комнате. В ней идет погружение ребенка в сюжет занятия, подготовка к компьютерной игре через беседы, конкурсы; привлекается опыт детей по наблюдению за поведением животных, трудом взрослых; создается определенная предметно-ориентированная игровая среда, аналогичная компьютерной игре, стимулирующая воображение ребенка, побуждающая его к активной деятельности, помогающая понять и осуществить задание на компьютере. Сюда же включается пальчиковая гимнастика для подготовки моторики рук к работе.
Основная часть занятия включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка с компьютером. Используется несколько способов «погружения» ребенка в компьютерную программу :
1. Последовательное объяснение ребенку назначения каждой клавиши с подключением наводящих и контрольных вопросов.
2. Ориентируясь на приобретенные ребенком навыки работы с компьютером, познакомить с новыми клавишами и их назначением.
3. Ребенку предлагается роль исследователя, экспериментатора, предоставляется возможность самостоятельно разобраться со способом управления программой.
4. Ребенку предлагается карточка-схема, где задается алгоритм управления программой. На первых этапах дети знакомятся с символами, проговаривают и отрабатывают способы управления с педагогом, а в дальнейшем самостоятельно «читают» схемы.
В заключительной части подводится итог; делается оценка выполнения и закрепления в памяти ребенка необходимых для условий действий, понятий и смысловых структур и правил действия с компьютером. Для этого используют рисование, конструирование, различные игры. Также в заключительной части занятия необходимо снять зрительное напряжение (проводится гимнастика для глаз, для снятия мышечного напряжения (физкультминутки, точечный массаж, массаж впереди стоящему, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).
Хотим привести примеры упражнений для снятия мышечного напряжения и зрительной гимнастики.
Для снятия статического и нервно-эмоционального напряжения можно использовать обычные физические упражнения, преимущественно для верхней части туловища (рывки руками, повороты, "рубка дров" и т. д., игры на свежем воздухе. Для снятия напряжения зрения рекомендуется зрительная гимнастика. Даже при небольшой ее продолжительности (1 минута, но регулярном проведении, она является эффективным мероприятием профилактики утомления. Эффективность зрительной гимнастики объясняется тем, что при выполнении специальных упражнений обеспечивается периодическое переключение зрения с ближнего предмета на дальний, снимается напряжение с цилиарной мышцы глаза, активизируются восстановительные процессы аккомодационного аппарата глаза, в результате чего функция зрения нормализуется. Кроме того, есть специальное упражнение (с меткой на стекле, предназначенное для тренировки и развития аккомодационной функции глаза.
Зрительная гимнастика проводится в середине занятия с компьютером (после 5 минут работы для пятилетних и после 7-8 минут для шестилетних детей, а также в заключительной его части или после всего развивающего занятия с использованием компьютером.
Длительность зрительной гимнастики, как во время, так и после занятия составляет 1 минуту. Воспитатель выбирает одно упражнение для проведения во время занятий с компьютером и одно-два упражнения для проведения гимнастики после заключительной части занятия. Через 2-4 занятия упражнения рекомендуется менять.
ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ НА КОМПЬЮТЕРЕ
(Разработана специалистами Института возрастной физиологии РАО)
Упражнение со зрительными метками № 1
В компьютерно-игровом комплексе заранее подвешиваются высоко на стенах, углах, в центре стены яркие зрительные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картинки (4-6 меток). Игрушки (картинки) целесообразно подбирать так, чтобы они составляли единый игровой сюжет. И время от времени менять их. Например, в центре стены помещается машина (или бабочка). В углах под потолком - цветные гаражи. Детям предлагается проследить взором проезд машины в гаражи или на ремонтную площадку. Бабочка может перелетать с цветка на цветок.
Методика проведения упражнения:
1. Поднять детей с рабочих мест. Упражнение проводится у рабочего места.
2. Объяснить детям, что они должны делать: по команде воспитателя, не поворачивая головы, одним взглядом глаз проследить движение машины в синий гараж, затем в зеленый и т. д. Очень важно сделать акцент на то, чтобы дети не поворачивали головы.
3. Воспитатель предлагает переводить взор с одной метки на другую под счет 1-4.
4. Целесообразно показывать детям, на каком предмете необходимо каждый раз останавливать взгляд. Можно направлять взор ребенка последовательно на каждую метку, а можно - в случайном порядке.
5. Скорость перевода взора не должна быть большой. Переводить взор надо так медленно, чтобы за все упражнение было не больше двенадцати фиксаций глаз.
6. Продолжительность упражнения - 1 минута.
7. Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети во время выполнения упражнения не поворачивали головы.
В ы в о д ы
Таким образом, применение компьютера в дошкольном обучении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всестороннему развитию дошкольника. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения. Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Нашим детям предстоит жить в компьютеризированном обществе, поэтому их необходимо обучать не только азам компьютерной грамоты, но правилам безопасного общения с ним. Задача педагога воспитать полезную привычку чередовать работу за компьютером с выполнением несложных упражнений, направленных на снятие утомления и профилактику близорукости.
Л и т е р а т у р а
1. Дошкольник и компьютер/Под ред. Л. А. Леоновой. М., 2004.
2. Кривич Е. Я. Компьютер для дошколят. М. : Издательство ЭКСМО, 2006.
3. Симонович С., Евсеев Е. Занимательный компьютер. М., 2004.
4. Сайт ito.edu.ru/2008/Kursk/1/1-0-7.html. Конгресс конференций «Информационные технологии в образовании».
5. Сайт yesnet.pupe.ru/oldsiteuo/seminar/it.htm. Семинар «Использование НИТ в ДОУ»
6. Сайт https://www.detmir.ru.
7. Сайт detsad-journal.narod.ru. Правила безопасного общения с компьютером