Елена Ванина
Использование нетрадиционных и мультимедийных игровых пособий для работы с детьми ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Использование нетрадиционных и мультимедийных игровых пособий для работы с детьми ОНР.
Введение инклюзивного образования в России становится все более актуальным, хотя «особенные» дети были в наших группах всегда, последнее время требования о включении таких детей в общий образовательный процесс притягивает все больше внимания к детям с ОНР и заставляет нас, педагогов, задуматься о том, как найти тропинку к его сердцу. Все мы рождаемся с разными возможностями. Иногда ограничения накладываются самой природой. Дети, посещающие наш детский сад, совершенно разные и по своим личностным характеристикам, и по умственному, и по физическому развитию. Многие из детей с трудом вступают в контакт с детьми и взрослыми, у многих детей плохо развиты речевые навыки, неустойчивое внимание и недостаточно развита познавательная деятельность, но все же дети любят играть и веселиться, узнавать новое и интересное. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач, так любая деятельность детей должна быть интересна в первую очередь самим детям.
Публикация «Использование нетрадиционных и мультимедийных игровых пособий для работы с детьми ОНР» размещена в разделах
Для эффективной работы с детьми с ОНР мною были созданы нетрадиционные дидактические игровые пособия :
«Веселый клоун»
Для изготовления данного пособия использовались ДВП, гуашь, атласные ленты, ткань, бигуди, пуговицы, липкая лента, картон.
С данным пособием можно поиграть в такие дидактические игры, как:
- «Украсим шляпу», где ребенку предлагается разместить на полях шляпы клоуна.
по инструкции педагога мягкие разноцветные геометрические фигуры.
Цель игры: закрепление и обогащение представления детей о свойствах предмета: цвет, форма; учит определять верх, низ, право, лево, между на плоскости; порядковому счету.
- «Бигуди», ребенку предлагается накрутить бигуди на атласные ленты, произнося при этом определенный звук или чистоговорку. Цель игры: развитие связной речи, автоматизация звуков.
- «Бант», ребенку предлагается по инструкции педагога найти и застегнуть нужную пуговицу (пуговицы разного цвета и формы) на банте клоуна. Цель игры: закрепление и обогащение представлений детей о свойствах предмета: цвете, размере; развитие мелкой моторики руки.
«Домик веселого язычка»
Для изготовления данного пособия использовались ДВП, цветной и белый картон, предметные цветные картинки.
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Ребенок выполняет упражнения по картинкам, расположенных в окошках домика, или по инструкциям педагога.
«Футбол»
Для изготовления данного пособия использовалось : цветной картон, кусочек ваты.
Цель: развитие воздушной струи.
В данной игре ребенку предлагается задуть мяч из ваты в футбольные ворота, следуя инструкции педагога.
«Бабочки и цветы»
Для изготовления данного пособия использовались : нитки, вырезанные бабочки, большая ромашка.
Цель: развитие воздушной струи.
В данной игре ребенку предлагается сдуть бабочку с цветка, следуя инструкции педагога
«Мишкин счет»
Для изготовления данного пособия использовались ДВП, плюшевый медведь, картинки цифр и математических знаков (+, -, =, <, >, счеты.
Цель: развитие связной речи, формирование элементарных математических представлений, развитие ВПФ.
В данной игре ребенок по инструкции педагога решает примеры и неравенства и/или составляет примеры и неравенства самостоятельно.
Нетрадиционные дидактические пособия, созданные своими руками, являются универсальным средством для развития речевой и познавательной активности детей.
Данные пособия могут использовать не только воспитатель, но и учитель – логопед. Подбор игр и упражнений направлен на чередование состояния активности и пассивности, повышение подвижности нервных процессов, снятие физического и психического напряжения.
А также актуальным направлением внедрения информационных технологий в работу воспитателя является использование мультимедийных презентаций, интерактивных упражнений и игр, разработанных самостоятельно. Целью моих авторских разработок является оптимизация коррекционного процесса средствами ИКТ, что способствует формированию и развитию у детей полноценной речевой деятельности. Использование презентаций, компьютерных игр, в совместной деятельности с дошкольниками, имеющими недоразвитие речи, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса.
Компьютерные средства позволяют преподнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивацию активность, способствуют более тесной взаимосвязи воспитателя и детей, а также это компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.
Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объёме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным.
Работа по формированию речевой моторики у детей предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Произвольное поведение дошкольников еще не достаточно развито, поэтому без желания самого ребенка организация систематической работы представляется проблематичной. У ребенка необходимо формировать внутреннюю мотивацию, вызванную познавательным интересом: «хочу уметь». Этому способствует разработанная мультимедийная презентация по теме «Артикуляционная гимнастика для малышей и взрослых», включающая: общие комплексы для всех групп звуков; специальные комплексы для свистящих, шипящих, соноров; упражнения для губ. На слайдах представлены картинки-символы артикуляционных упражнений, позиция органов артикуляции, описание упражнения, и веселое стихотворение.
Для работы по закреплению обобщающих понятий созданы компьютерные игровые презентации по лексическим темам «Времена года», «Профессии», «Посуда», «Космос», «Веселый поваренок», позволяющие в интересной занимательной форме преподнести детям необходимый материал.
Цель пособия : Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через использование современных информационных технологий.
Для диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста разработано мультимедийное пособие, которое позволяет выявить нарушения: звукопроизношения, слоговой структуры слов, фонематического анализа и синтеза, словаря и грамматического строя у ребенка.
Таким образом, использование нетрадиционных, и мультимедийных пособий привлекает внимание детей и способствует улучшению качества работы педагогов.