Беседина Галина Михайловна
Использование нетрадиционного логопедического метода проведения артикуляционной гимнастики в работе с детьми с ТНР
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МЕТОДА ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ТНР.
Аннотация: Мастер-класс посвящен нетрадиционному логопедическому методу проведения артикуляционной гимнастики – биоэнергопластике в работе с детьми с ТНР.
Ключевые слова: биоэнергопластика, здоровьесберегающие технологии, артикуляционная гимнастика
Публикация «Использование нетрадиционного логопедического метода проведения артикуляционной гимнастики в работе с детьми с ТНР» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Актуальность: В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития.
Для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков необходимо подготовить артикуляционный аппарат, и чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяю такой метод как биоэнергопластика.
Это содружественное взаимодействие руки и языка. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Бионергопластику относят и к нетрадиционным формам проведения артикуляционной гимнастики, и к здоровьесберегающей технологии обучения и развития дошколят, и к нетрадиционному логопедическому методу. Все это говорит о результативности и креативности данной деятельности.
Цель:
ознакомление педагогов с инновационными методами развития речи детей дошкольного возраста в рамках организации воспитательно-образовательного процесса
помочь воспитателям осуществлять целенаправленную работу по развитию артикуляционного аппарата с использованием метода биоэнергопластики.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с понятием «Биоэнергопластика» и с технологией применения упражнений биоэнергопластики в работе с дошкольниками.
2. Способствовать повышению уровня мотивации и профессиональной компетентности педагогов в области применения инновационных методов.
3. Дать рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики;
Методы : методики биоэнергопластики.
План проведения мастер-класса
1. Вступительное слово мастера: представление метода биоэнергопластики как средства развития речи детей в условиях ФГОС ДО.
2. Представление упражнений биоэнергопластики.
3. «Этапы работы с биоэнергопластикой».
4. Практическая часть.
5. Подведение итогов мастер – класса, рефлексия.
Ход мастер-класса
I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО МАСТЕРА
Добрый день! Мы рады приветствовать вас на своём мастер-классе. Тема мастер-класса «Использование метода биоэнергопластики в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи».
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Развитие речи – её звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя – одна из важнейших задач обучения детей.
В настоящее время, растёт поколение детей, часто безразличное к речевой деятельности, демонстрирующее нелюбовь к трудным заданиям, избегающее регулярных усилий и трудностей вообще. Речевая коммуникация для таких детей не является личностно значимой. Поэтому так важны поиск и введение в практику новых форм работы с дошкольниками.
Сегодня мы хотим обратить Ваше внимание на упражнения биоэнергопластики в развитии речи дошкольников памяти, внимания, мышления», потому что, считаем, что
а) данная тема моими коллегами недостаточно изучена;
б) имею некоторый положительный опыт использования данных упражнений в своей работе;
в) использование данных методик приносит хорошие результаты в коррекционной работе с дошкольниками.
Нам кажется, эта тема будет интересна не только логопедам, но и всем педагогам, которые работают с детьми.
Биоэнергопластику относят и к нетрадиционным формам проведения артикуляционной гимнастики, и к здоровьесберегающей технологии обучения и развития дошколят, и к нетрадиционному логопедическому методу. Все это говорит о результативности и креативности данной деятельности.
Обо всем по порядку!
Термин «биоэнергопластика» триедин:
Био - человек, как биологический объект.
Энергия - сила для действий.
Пластика - плавность, непрерывность, эмоциональность движений
Биоэнергопластика – это содружественное взаимодействие руки и языка. Работающая ладонь во много раз усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.
Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, это значительно увеличивает эффективность артикуляционной гимнастики, способствует развитию артикуляционной и пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, значительно усиливает их результативность.
Потенциал бионергопластики:
- синхронизация работы полушарий головного мозга;
- развитие внимания, памяти, мышления;
- коррекция звукопроизношения, фонематических процессов и др.
II. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ
Сейчас я вам продемонстрирую следующие упражнение биоэнергопластики.
«Язычок гулять выходит»
Язычок гулять выходит, (показ языка и 2 пальчика вперед)
Домик он кругом обходит. (облизывание губ и круговые движения пальчиков)
Кто же тут и кто же там?
Он глядит по сторонам. (часики и пальцы в разные стороны).
Как же выполняются артикуляционные упражнения с подключением рук ребенка?
Педагог вместе с ребенком выполняет упражнение, сопровождает показ движением одной руки. Ребенок учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движение кистью одной руки. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обоих рук имитирует, повторяет движения артикуляционного аппарата. Педагог следит за качеством и ритмичным выполнением упражнений, при этом двумя руками продолжает давать четкий образец движения.
Чтобы детям было интереснее выполнять упражнения, в своей работе мы используем не только стихи, но и адаптированные сказки В. Сутеева, С. Прокофьевой, И. Пивоваровой и других авторов для занятий биоэнергопластикой (сюжетные линии можно менять, и героев можно подобрать в соответствии с названиями упражнений).
НАПРИМЕР, сказка «Пчела»
Жила – была в лесу пчела. Дом у неё был на дереве в дупле.
(упражнение «Дятел» - дятел долбит дупло)
Пчела целыми днями в поле летала и мёд собирала. Проснётся Пчела рано утром, улыбнётся новому дню,
(упражнение «Улыбка»)
умоется, почистит зубки, сделает зарядку,
(упражнение «Почистим зубы») посмотрит на часы и летит в поле. (упражнение «Часики») С помощью своего хоботка Пчела собирала мёд. (упражнение «Хоботок») А вечером она пила чай, (упражнение «Чашечка») (упражнение «Приклей конфетку») ела блинчики (упражнение «Лопаточка») с ароматным вкусным мёдом. (упражнение «Вкусное варенье»).
Однажды она познакомилась с Человеком,
Подружилась с ним.
Человек в саду для Пчелы построил деревянный дом,
(упражнение «Грибок»)
и живёт Пчела с тех пор в удобном улье.
И добром за добро Человеку платит – вкусным мёдом угощает
(упражнение «Вкусный мед»)
Особенности нашей работы :
1. Знакомим ребенка с артикуляционным упражнением (взрослый сопровождает показ одной рукой). Отрабатываем его перед зеркалом. Ребенок руки не подключает.
2. Ребенок подключает ведущую руку.
3. Движения достигли плавности - подключаем вторую руку.
Не спешите с переходом от одного этапа к другому. Добейтесь, плавности, уверенности в движениях.
III. ЭТАПЫ РАБОТЫ С БИОЭНЕРГОПЛАСТИКОЙ
Образовательная деятельность с использованием артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой включает следующие этапы:
Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой.
К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука. Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.
Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата.
IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Уважаемые коллеги, а сейчас мы предлагаем вам самостоятельно придумать и выполнить упражнения биоэнергопластики, используя речевое сопровождение. Предлагаемые сказки придуманы для отработки комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад различных звуков. Артикуляционные упражнения вам уже прописаны, нужно придумать к ним пальчиковые движения.
Сказка «Ленивый котёнок»
Жил-был ленивый котенок. Все время он лежал на крылечке. (Упражнение «лопаточка».).
Отшлепала его как-то бабушка (пя-пя-пя) : «Мышей не ловишь!» Обиделся котенок и ушел в лес. Идет по тропинке, она то широкая, то узкая. (Язык широкий-узкий.). То горочка, то низинка. (Язык вверх-вниз.).
Вдруг увидел он забор. (Упражнение «забор».) За забором был дом с окошками. («Трубочка-улыбка».) В домике жил петушок. Стали они жить вместе. Котенок помог петушку сделать ремонт — покрасил потолочек. («Маляр».) Каждое утро они чистили зубы. («Почистили зубки».). Котик исправил часы. (Язык вправо-влево.). Петушок смолол зерно на мельнице. (Круговые движения языком.). Потом они пошли кататься на качелях. (Язык вверх-вниз.).
Хитрая лиса решила украсть петушка. Стала она прыгать через забор. (Щелканье языком.) Зайчик все это увидел, решил предупредить петушка и забил в барабан. (Д-д-д-д).
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ МАСТЕР – КЛАССА
Проведённая работа с применением биоэнергопластики, внесла много положительных моментов в общее и речевое развитие детей:
Результаты применения биоэнергопластики:
положительная динамика в развитии артикуляционной, пальчиковой моторики, развитии памяти, внимания, мышления, чувства ритма, ориентировки в пространстве;
значительное облегчение постановки и введения звуков в речь.
обеспечение успешности ребенка;
кисти рук и пальцы приобретают силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчает овладение навыком письма.
выстраивание преемственности в работе всех заинтересованных участников образовательного пространства в коррекции речи детей;
благотворное воздействие на психику ребенка, на его состояние физического и психического здоровья
Уважаемые коллеги!
Сегодня вы увидели мастер-класс по использованию биоэнергопластики как эффективного средства развития речи у детей с ТНР.
Надеюсь, что он был для вас интересным и полезным.
Такие упражнения могут быть использованы не только специалистами, но и родителями. Главное - проявить фантазию!
РЕФЛЕКСИЯ «ПОПАДИ В ЯБЛОЧКО»
Мастер предлагает участникам мастер-класс шпажки – «стрелы» и три яблока:
– красное – педагоги считают полученную информацию актуальной, полезной, новой;
– жёлтое – информация раскрыта недостаточно;
– зелёное – материал был не раскрыт, не понят педагогом.
Педагогам предлагается вколоть «стрелу» в определённое яблоко.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой /Р. Г. Бушлякова – Санкт – Петербург: Детство-пресс. 2020
2. Ишимова О. А. Развитие речемыслительных способностей детей. / О. А. Ишимова – М. Просвещение, 2018