юлия кижапкина
Использование настольно-печатных игр в процессе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Использование настольно-печатных игр в процессе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Когда мы говорим о развитии личности ребенка, о становлении его как субъекта собственной жизни, достойной человека, мы вкладываем в эти понятия воспитание культурного человека, любящего и знающего свою малую родину, свой край и Отечество.
Публикация «Использование настольно-печатных игр в процессе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Настольные игры своими руками
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.
Базовым этапом в формировании любви к Родине следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем родном краю и Отечестве и усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений.
На основе базового этапа выстраивается «здание» патриотического воспитания детей.
Социальную действительность дети начинают отражать в играх с наиболее простых и понятных им явлений.
Игра, как особая деятельность дошкольника, имеющая социально-историческое происхождение, исследовалась особенно тщательно психологами и педагогами России.
Л. С. Выготский одним из первых обратился к игре как к ведущему виду деятельности дошкольника и разработал гипотезу о психологической сущности развернутой формы игры.
Несмотря на всестороннее исследование значения игры в дошкольном возрасте, она часто недооценивается как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
Работая с детьми дошкольного возраста, я пришла к выводу, что дети мало играют в дидактические игры, потому что у них не сформированы навыки самостоятельной игровой деятельности, бедны впечатления об окружающей действительности. Дети играют, в основном, в одиночку не очень продолжительное время. Я заметила стереотипное, заученное игровое поведение детей разных возрастных групп, неумение играть вместе. Дети редко проявляют инициативу в игре, отсутствуют элементы творческого отображения действительности.
Столкнувшись с этой проблемой, я обнаружила, что нет системы по использованию дидактических игр в образовательном процессе. Я задумалась как можно совместить полезную дидактическую игру и игру, которая будет интересна детям, привлечет их внимание, вызовет интерес.
Я обратила внимание на то, как увлеченно дети играют в настольные игры-ходилки, игра-ходилка — один из старейших классов настольных игр. Цель игры — провести свою фишку по заготовленному маршруту. Расстояние, на которое игрок может продвинуть свою фишку определяется броском игральной кости.
Таким образом возникла идея создать игру-ходилку по родному поселку. Мною были разработаны и изготовлены настольные игры «Музей - мемориал «Вечная слава»», «Наш поселок Усть - Абакан», «Хакасия: 10 самых красивых и необычных мест». (фото1)
Фото1. Настольные игры «Музей - мемориал «Вечная слава»», «Наш поселок Усть - Абакан», «Хакасия: 10 самых красивых и необычных мест».
Цель и задачи моей работы:
Цель: Разработка и апробация дидактических игр, направленных на решение задач патриотического воспитания.
Задачи:
1. Формировать навыки игрового взаимодействия в дидактических играх.
2. Обогащать, уточнять, заполнять, конкретизировать, закреплять знания о принадлежности каждого человека к определенной культуре и родному месту.
3. Способствовать становлению национального самосознания, ощущения принадлежности к определенной культуре.
4. Способствовать становлению игровых объединений, формировать навыки нравственных взаимоотношений во время игры.
5. Вызывать и поддерживать интерес к дидактическим играм, отражающим взаимоотношения между людьми.
Предлагаемые настольные игры - ходилки по патриотическому воспитанию приглашают детей пройти вместе с фигурками – фишками по улицам родного поселка, посетить Музей -мемориал, побывать в самых красивых местах родной Республики.
В игре могут участвовать от 2 до 4 игроков.
Нужно поставить фишки на «Старт». Игроки ходят по очереди. В свой ход игрок бросает кубик и переставляет свою фишку вперед ровно на столько шагов, сколько выпало очков на кубике. Фишка игрока может проходить мимо шагов, занятых фишками других игроков или останавливаться на них.
Если фишка остановилась на картинке, игрок должен рассказать все о том месте куда он попал. В игре на первых порах принимает участие взрослый, рассказывая детям о местах, где они оказались, если это вызывает затруднения у детей. Далее в процессе игры информация дополняется интересными фактами, подробностями, систематизируются знания. Для работы с играми были разработаны методические пособия с описаниями. (фото2)
Фото2. Методические пособия.
Благодаря тому что выпадает разное число ходов, каждый раз дети попадают на разные картинки и рассказы с заданиями в каждой игре постоянно меняются, это позволяет поддерживать интерес к играм долгое время. (фото3)
Фото3. Игра «Музей-мемориал «Вечная слава»»
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Библиографический список
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ, 2005. - 256 с.
2. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОО) /Под ред. Л. А. Кондрыкинской. - М. : Сфера, 2019. - 192 с.
3. Методические основы нравственного воспитания. [Электронный ресурс] // режим доступа: https://www.moi-detsad.ru/metod46-1.html.