Папки-передвижки

Использование народных подвижных игр Поволжья для воспитания патриотизма у старших дошкольников

Светлана Тарелкина
Использование народных подвижных игр Поволжья для воспитания патриотизма у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

События, происходящие в нашей стране, поставили новые задачи перед учителями, воспитателями и организаторами досуга детей. Для педагогов особенно важна задача непрерывности учебно-воспитательного процесса.

Особенность этой задачи в том, что бы проводить эту работу ненавязчиво, дать возможность детям отдохнуть, сменить вид деятельности и сделать мягкий переход от образовательной деятельности к активным, содержательным видам отдыха: соревнованиям и играм.

Публикация «Использование народных подвижных игр Поволжья для воспитания патриотизма у старших дошкольников» размещена в разделах

Детям нужна игра в любую пору их жизни. И нужен взрослый, опытный человек, который сумеет заинтересовать игрой не компьютерной, но развивающей точность, подвижность, ловкость, глазомер. Воспитателю нужно суметь предложить игру, воспитывающую умение анализировать, вырабатывающую выносливость, закаляющую тело и душу ребенка. Игры приучают детей терпеливо сносить боль от падений и ушибов, требуют смекалки, находчивости, развивают массу навыков и умений. Именно в игре ребёнок стремится выиграть у товарищей и стать победителем. Поэтому игровой подход не только даёт возможность отдохнуть ребёнку от скучных занятий, но и ненавязчиво развивает в нём физические качества.

У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоциональная основа для развития патриотических чувств.

Основным условием успешного внедрения подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а так же методикой педагогического руководства. Педагог, творчески используя игру как эмоционально-образованое средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

В ходе игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношение играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели при этом испытывать радость.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движения, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К. Д. Ушинский, Е. А. Покровский, Д. А. Колоцца, Г. А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные подвижные игры. Чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

К. Д. Ушинский призвал не только собирать и описывать народные игры, но и внедрять их в практику работы с дошкольниками и младшими школьниками для того, чтобы они могли понять дух своего народа : своеобразие обычаев и языка, колорит традиций и оригинальность текстов – все это позволит вырасти крепкими, ловкими, сообразительными и чуткими.

Начало разработки народно- педагогической концепции игры положил Е. А. Покровский. Именно он открыл новую страницу в изучении игровой культуры. В одном из его трудов» детские игры, преимущественно русские» дается описание разных видов игр: с песнями и хороводами, с завязанными глазами, с верёвочкой, металлическими орудиями, мячом, шарами, палками и деревяшками, костями и камешками. Е. А. Покровский дает характеристику игр разных народов с игрушками.

Патриотизм - это эмоционально- ценностное отношение человека к малой родине, к её истории и культуре, активное и позитивное участие в сохранении и приумножении всего лучшего, что накоплено предшествующими поколениями. Патриотизм рассматривается нам как нравственное качество личности, которое формируется через «механизм» нравственного воспитания. Для воспитания основ патриотизма характерны следующие компоненты: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Когнитивный компонент составляют знания дошкольников из истории культуры малой родины; о подвигах героев; достижениях ученых, деятелей культуры, которые прославили родной край; знания об успехах современников и др. К эмоциональному компоненту мы относим систему переживаний, связанных с восприятием всего, что относится к пон6ятию родины, вызывает положительные эмоции. Поведенческий компонент предполагает личный опыт патриотического поведения, который порождает, углубляет и закрепляет у младших школьников определённые переживания и отношения.

В нашем детском саду разработана часть программы «Я живу на Самарской земле», где уделяется особое внимание патриотическому воспитанию дошкольников. В программе предложены подвижные народные игры : русские, татарские, мордовские, чувашские.

Введение детей в национальную культуру мы реализуем через следующие задачи:

1. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья;

2. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье, их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах;

3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой);

4. Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и играм народов Поволжья.

Народные игры интересны современным детям. Так для большинства русских игр характерны простота, общедоступность, широкая распространенность среди других народов. Играм свойственна гармоничность сочетания самобытного национального начала с интернациональным. Этому способствует поразительное многообразие видов, разновидностей, вариантов многих игр («Бабки», «Лапта», «Чижик», «Жмурки», «Салки»). Наиболее элементарные из игр зародились еще в глубокой древности и внешне напоминают игры животных. Это простейшие игры с бегом и ловлей друг друга («Догонялки», «Ловишки», «Салки», игры с прыганием и лазанием по деревьям («Подпрыгивание», «Качание на суку», «Салки по деревьям», детская борьба-возня и др. Вместе с тем эти игры служат выражением человеческих взаимоотношений. Большое количество игр является прямым отображением семейно-бытовых и социальных отношений на разных этапах исторического развития («Ящур», «Невеста», «Война», «Городок», «Казаки-разбойники» и др.). Многочисленны игры, воспроизводящие в условной игровой форме различные трудовые процессы, включая земледелие, главное занятие славян («Уж мы просо сеяли.», «Лен», «Мак», «Капуста»).

Татарский народ тоже богат на игры и праздники. Самым любимым праздником является Сабантуй, что с перевода с татарского языка означает «праздник плуга». Люди радовались пробуждению природы и хотели задобрить землю, чтобы она подарила богатый урожай. Сабантуй – это массовое гуляние и, конечно, народные игры : бег с яйцом в ложке, битье горшков, перетягивание каната, бег в мешках. Дети играли в «Дедушка с посошком», «Ящерица», «Летели – Летели».

Чувашские игры: «Хищник в море», «Рыбки» (Пула, «Луна или солнце»; марийские народные игры : «Катание мяча», «Биляша»; удмуртские игры: «Водяной», «Серый зайка», «Охота на лося» и т. д.

Игры народов Поволжья возникали свободно, продолжительность их не была регламентирована; элементарные правила между играющими, требования к выполнению двигательных заданий складывались по общему уговору участников игры, которые всякий раз сами устанавливали, где и как будут играть, куда можно убегать, сколько человек надо поймать водящему, как можно выручать пойманных и т. п. Устанавливались и правила выбора водящих (назначение по желанию играющих, с помощью считалок и т. п., а также придумывались наказания проигравшему.

Широкое использование фольклора в подвижных играх способствует ознакомлению детей с традициями разных народов. Кроме познавательного фольклор имеет важное воспитательное значение, так как показывает эстетическое богатство культуры народов Поволжья. В результате у воспитанников детского сада формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру, целостные представления об исторических традициях и ценностях культуры народов Поволжья.

В результате ознакомления детей с подвижными играми народов Поволжья воспитанники нашего детского сада достигли следующих результатов:

1. Умеют самостоятельно играть в народные подвижные игры.

2. Дети используют в активной речи жеребьевки, считалки, загадки.

3. Дети осмысленно и активно участвуют в русских народных праздниках.

4. Знают сказки и сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

5. Используют атрибуты русской народной культуры (костюмы, головные уборы) в самостоятельной деятельности. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Публикации по теме:

Использование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольниковИспользование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он бегает, работает, действует – пусть он находится.

«Ярмарка подвижных игр народов Поволжья». Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста Дети входят в зал с песней: Тетушка Деленка Вот такая рукоделенка Собирала возле речки ягоды, грибы На корыте выезжала из избы Шила платье.

Картотека подвижных народных игр на прогулке для детей 5–7 лет Подвижные народные игры для детей 5-7 лет 1. Бурятская народная игра «Волк и ягнята» Цель: развивать координацию движений, быстроту, ловкость.

Картотека подвижных народных игр «Развиваемся играя» Невозможно представить себе жизнь ребенка без веселых и интересных, а самое главное полезных для гармоничного развития ребенка, игр. Игра.

Проект «Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх» Цель проекта: Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх Задачи проекта: • Формирование произвольного.

Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами правового воспитания «Права маленького гражданина»Проект по ознакомлению старших дошкольников с основами правового воспитания «Права маленького гражданина» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область Проект.

Сценарий программы, построенной на народных играх, для старших дошкольников «Русские игры и забавы» Досуг "Русские игры и забавы" для старшего дошкольного возраста Цель: Помочь каждому ребёнку обрести любовь к старинным русским народным.

Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников Аннотация: Данная статья раскрывает роль сказок в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Экологическая сказка является.

Социокультурный проект «Взаимодействие ДОУ и краеведческого музея с целью воспитания патриотизма у старших дошкольников»Социокультурный проект «Взаимодействие ДОУ и краеведческого музея с целью воспитания патриотизма у старших дошкольников» Мы живем в небольшом уютном и красивом городе – Дзержинск. Нам кажется, что лучше, роднее этого места нет. Наш МБДОУ «Детский сад №110».

Воспитание у старших дошкольников гражданственности и патриотизма в процессе подготовки к празднованию 70-летия Победы в ВОВВоспитание у старших дошкольников гражданственности и патриотизма в процессе подготовки к празднованию 70-летия Победы в ВОВ Уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на своей страничке и представляю вашему вниманию ПРОЕКТ Участники проекта: дети, воспитатели,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование народных подвижных игр Поволжья для воспитания патриотизма у старших дошкольников
Опубликовано: 31 мая 2022 в 20:54
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование народных подвижных игр Поволжья для воспитания патриотизма у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Тарелкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД