Анна Стецко
Использование музыкотерапии для коррекции телесных зажимов у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых страдающих от соматических и психосоматических заболеваний. Это лекарство, которое слушают.
Публикация «Использование музыкотерапии для коррекции телесных зажимов у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Музыкотерапия, музыкальная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Музыкальная терапия с успехом может быть использована в коррекционной работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Она может помочь выйти на контакт с ребёнком, выявить его страхи и проблемы, справиться с ними. Даже уже само общение с музыкой изменяет ребёнка изнутри, делает его мир богаче, разнообразнее.
Использование музыкальной терапии для восстановления, укрепления и сохранения здоровья детей с проблемами в развитии даёт возможность для реабилитации каждого ребёнка создаёт условия для самореализации и самоутверждения детей, имеющих проблемы в развитии.
Поэтому в детской практике музыкотерапия должна стать эффективным средством выявления нарушений и коррекции личностного развития, коммуникативных и других психологических проблем.
Коррекционное воздействие методом музыкальной терапии включает в себя следующие направления:
— коррекция отклонения психоэмоциональной сферы;
— оказание помощи детям с ОВЗ при социально-адаптивных нарушениях;
—коррекция психосоматических нарушений (вегетативная система, дыхательные нарушения, сердечно-сосудистая деятельность, зрение и др.);
— помощь в самореализации ребёнка через активизацию творческих процессов и повышение его художественно-эстетических потребностей.
Основной целью музыкотерапии в работе с детьми, имеющими ОВЗ, является гармонизация личности ребёнка посредством самопознания, самовыражения. Цель эта напрямую связана с продуктивным характером музыки.
Применение метода музыкотерапии основывается на восприятии детьми музыки, которое имеет свои особенности при каждой отдельно взятой проблеме.
Дети с отставанием в развитии во многих случаях обнаруживают хорошие способности к игре на музыкальных инструментах, пению и другим способам музицирования. Использование детских музыкальных инструментов на занятиях способствует решению следующих коррекционных задач :
развитие внимания, памяти, чувства ритма, которые важны для совместного вступления и исполнения;
формирование координации движений при игре на ложках, бубне, барабане, погремушке, маракасе, треугольнике и т. д. ;
развитие мелкой моторики при игре на треугольнике, колокольчиках и т. д. ;
развитие музыкально-ритмического чувства;
-большое влияние на дыхательную систему
формирование навыков коллективной деятельности.
В случаях отставания в развитии музыкотерапия даёт наиболее показательные результаты.
Хорошие результаты дают коррекционные музыкальные занятия с детьми имеющими ОВЗ (ДЦП, задержка психического развития, слабовидящие). У детей с ДЦП значительно освобождаются и укрепляются кисти рук, развивается тонкая моторика. Также улучшается сенсомоторная функция: дети прикладывают больше усилий для того, чтобы научиться работать пальцами. Постепенно координация таких детей совершенствуется в зависимости от возможностей организма и тяжести заболевания.
Большие успехи достигнуты в лечении детей больных аутизмом. Сеансы музыкотерапии позволяют создать условия для эмоционального диалога часто даже в тех случаях, когда уже все другие способы исчерпаны.
Кроме того, у всех детей с ОВЗ после занятий наблюдается положительный эмоциональный тонус.
В практике музыкальной терапии с детьми школьного возраста, имеющими ОВЗ, могут успешно сочетаться игровые, психоаналитические методики, метод направленных фантазий, метод внушения и т. д. такое комплексное воздействие позволяет педагогу воздействовать ан все струны душевной и физической сторон детей. Приведём ряд методов, которые могут успешно применяться в работе со школьниками, имеющими ОВЗ.
Музыка и релаксация. Дети нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться так же, как и взрослых, так как дети бывают очень напряжены как физически, так и эмоционально, что приводит к раздражению и иррациональному поведению. Релаксация может применяться на сеансах музыкальной терапии (далее – МТ) как в чистом виде, так и в сочетании с другими приёмами.
Медитация – один из успешных способов обучения детей расслаблению. Она может использоваться в начале сеанса МТ для настройки. Сеанс МТ может быть объединён единым сюжетом, и тогда медитация вводит в него ребёнка, настраивает его, позволяет сосредоточиться.
Примеры музыкотерапевтического воздействия :
Музыка во благо, музыка во вред.
В нашем сложном мире любое явление можно использовать как во благо, так и во вред. Музыка – не исключение. В последнее время появилось множество новых музыкальных направлений. И большинство из них, отмечают исследователи, действуют разрушительно на живые организмы.
Если классическая музыка ускоряет рост пшеницы, то рок-музыка – наоборот.
Если под воздействием классической музыки увеличивается количество молока у кормящих матерей и млекопитающих животных, то под воздействием рэпа оно резко снижается.
Вообще, растения и животные предпочитают гармоничную музыку. Например, дельфины с удовольствием слушают классическую музыку, особенно Баха.
Растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки.
Музыка Моцарта оказывает положительное влияние на процессы высшей мозговой деятельности, требующиеся для математики и шахмат.
Ученики под музыкальное сопровождение более внимательно слушают и значительно быстрее запоминают новый материал.
многократно подтвержден факт: ре-мажорная соната Моцарта останавливает приступы эпилепсии и даже избавляет от нее;
медики считают, что музыка способствует расслаблению мускулов, особенно при ускоренной ходьбе и беге, и может применяться в качестве дополнительной реабилитационной терапии для поддержания хорошей физической формы сердечников и людей, страдающих от ожирения. Кроме того, музыка обладает стимулирующим действием на настроение и эмоции, позволяя поддерживать спортивный дух и тем самым долгосрочно влияя на фитнес-достижения.
врачи пришли к выводу, что любимая музыка может способствовать расширению сосудов и понижению уровня холестерина в крови.
прослушивание музыки определенного типа способно замедлить сердцебиение и снизить кровяное давление. Исследователи проверили различные комбинации музыки и тишины и выяснили, что лучше всего на кровоток и сердце действуют мелодии, богатые акцентами и чередующие быстрые и медленные такты. Арии Верди, которым предшествуют 10-секундные музыкальные вступления, оказались прекрасно синхронизированными с сердечнососудистым ритмом.
Специальные исследования показали действие музыки на организм человека (каталог)
Рекомендации для педагогов.
Могут использоваться очень коротенькие песенки-формулы, которые способствуют гармонизации внутреннего мира ребенка посредством активной вокальной деятельности. Адаптированные песенки-формулы (из методики В. И. Петрушина) — «Формула радости», «Я хороший, ты хороший», «Колыбельная самому себе», основанные на самовнушении положительных установок, результативны в работе со школьниками с проблемами.
В мини-релаксациях, проводимых в режиме дня, важно дать peбенку почувствовать свое тело, его собственный тонус, показать возможности им управлять, научить расслабляться при напряжении. И в этом процессе детям помогает музыка, ее образное начало, средства выразительности (динамика, метроритм, темп). Минирелаксации могут проводиться в конце занятий, требующих от ребенка большого напряжения и таким образом снимать его, или в начале занятия, когда после двигательной активности от детей требуется определенный настрой на занятие. Музыкальное сопровождение для мини-релаксаций используется в аудиозаписи, произведения подбираются в соответствии и с образом, и с задачей релаксации. Другим вариантом релаксации под музыку (в аудиозаписи) может быть минисценарий, условно обозначенный как «музыкальный сон». Такая релаксация может проводиться лежа (на ковре, кровати, кушетке) после активной деятельности детей, прогулки. Продолжительность музыкального сна 5 — 7 мин. Его тематика может быть различна: «На лесной лужайке», «Малыш на берегу моря», «На волшебном облаке». После одно-двухминутного дыхания в индивидуальном для ребенка темпе детям предлагается один из вариантов рассказа на фоне звучащей музыки в аудиозаписи — «Доктор сон», «Волшебство леса», «Морской бриз» и др. После релаксации сеанс завершается разными движениями (потягиванием с открытыми глазами, хлопками в ладоши, глубоким вдохом и выдохом и т. п.).
положительный эффект дают мини-Релаксации под музыку в режиме дня в конце активных занятий. Они направлены на оптимизацию мышечного тонуса ребенка, что является очень важным моментом в коррекционной работе. Любое отклонение от оптимального тонуса может быть как причиной, так и следствием возникающих изменений в психической и двигательной активности ребенка и негативно сказывается на общем ходе его развития.
Музыка на уроках математики и физики.
На уроках математики можно использовать музыкальное сопровождение во время самостоятельных работ. Для стабилизации и активизации деятельности мозга подходят любые произведения Моцарта. Именно музыка позволяет развиться пространственному представлению и образному мышлению человека. Известно, что пифагорейцы проводили занятия математикой под музыку, так как заметили, что она благотворно влияет на интеллект.
Музыка на уроках истории, географии.
На уроках истории, географии музыка станет помощником для учителя. Она – как увертюра к опере способна перенести ученика не только в любую страну мира, но и в любую эпоху.
Использование музыки на уроках физической культуры.
На уроках физического воспитания, музыка, на мой взгляд, имеет весьма большое значение и применяется для решения целого ряда задач.
Развитие и совершенствование чувство ритма и согласованности движений;
воздействие музыки на эмоциональное состояние, что способствует выразительности движений;
Повышение физиологического воздействия упражнений на организм учащихся;
Повышение двигательной и музыкальной культуры, развитие слуха, воспитание музыкального вкуса у учащихся, эстетическое воспитание.
Эти задачи наиболее успешно осуществляются при систематическом использовании музыки во время занятий.
Воспитателям:
Воспитатели могут использовать спокойную музыку для пробуждения детей после сна утром, на тихом часу можно ставить расслабляющую музыку или звуки природы, во время самоподготовки так же полезно ставить музыку.
И родителям можно рекомендовать дома слушать вместе с детьми музыку.
Однако можно использовать и так называемую «фоновую» музыку – музыку, звучащую без установки на осознанное восприятие, «вторым планом», во время разнообразных занятий и в свободной деятельности. При использовании «фоновой» музыки, насыщение детской жизнедеятельности музыкальным звучанием, расширение и обогащение интонационного опыта восприятия может происходить благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений.
Напоследок скажу, многие педагоги хотят, чтобы обучающиеся имели хорошую память, повысили внимательность и концентрацию, были творческими. Так вот один из рецептов – музыка. Используйте музыку на уроках. Она станет вашим помощником. Результат придет!