Зульфия Ахмиева
Использование музыкального фольклора народов Поволжья в воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование музыкального фольклора народов Поволжья в воспитании дошкольников»
Подготовил:
музыкальный руководитель
МАДОУ
«Детский сад №230
Советского района
г. Казани» Ахмиева З. А.
Публикация «Использование музыкального фольклора народов Поволжья в воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Поволжье. Народы Поволжья, родной край
- Работа музыкального руководителя
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Наше родное Поволжье – регион поликультурный. Следовательно, воспитание и образование будущих его граждан должно строиться как этнокультурная деятельность, учитывающая всё богатство и разнообразие национальных культур, воспитывающая у детей интерес и уважение не только к культуре своего народа, но и к культуре других народов. Проживая в России, на берегах великой русской реки Волга, мы и наши дети должны лучше знать традиции своего народа, а также традиции и культуру народов Поволжья. Родители недостаточно уделяют внимание вопросу патриотического и толерантного воспитания, поэтому у детей дошкольного возраста наблюдается недостаток знаний о родном крае и народах Поволжья. Детский сад – это поликультурный мир, где каждый ребёнок, какой национальности он ни был, является представителем своего мира, традиций, культуры. И маленький татарин, и маленький чуваш, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту. Именно поэтому, наша задача: создать условия, способствующие развитию толерантности и укреплению дружеских взаимоотношений внутри детского сада; сформировать у детей интерес к изучению культуры народов Поволжья, представления об особенностях фольклора, обычаях и традициях, народных праздниках, подвижных играх народов Поволжья; воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям. Внедрение элементов фольклора в практику музыкально-эстетического воспитания является важнейшим звеном в процессе формирования у дошкольников высокой художественной культуры. Знание музыкальной культуры своего народа позволит осознать специфику музыкального творчества и культуру других народов.
Приобщение ребёнка с ранних лет к народному творчеству – очень важная и благородная задача музыкального руководителя в детском саду. Именно музыкальный фольклор является одним из средств сохранения национальных традиций и передачи их будущим поколениям, учит детей бережно относиться к культурному наследию и является уникальным и совершенным средством воспитания дошкольников, способствует воспитанию таких качеств, как любовь к Родине, своему народу, к традициям своего края. Музыкальный фольклор, в частности, народов Поволжья, являясь бесценным национальным богатством, изначально несёт в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.
Развитию интереса у детей к культуре народов Поволжья будет способствовать разучивание народных песен, подвижных игр, широкое использование их как на занятиях, так и в свободной деятельности. Развивая ребёнка в этнокультурной среде, делается акцент на приобщение его к красоте и добру, на желание видеть неповторимость родной культуры, природы, участвовать в их сохранении и приумножении.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Простые по форме произведения народного поэтического и музыкального творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые. Яркие, оригинальные, порой шуточные и сказочные, доступные по форме и содержанию заклички и попевки, легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Поэтому не вызывает сомнения, что детский фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного народного творчества.
Результатом воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора является не только то, насколько правильно и выразительно ребёнок исполнил песню или пляску, но и то, в какой степени у ребёнка возник интерес к занятиям, полюбил ли он музыку, стал ли стремиться к самостоятельной музыкальной деятельности. Знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе.
Детский музыкальный фольклор отражает различные виды музыкальной деятельности ребё нка: слушание-восприятие, пение, игра на музыкальных инструментах, народная хореография, игровая деятельность.
В своей работе отдаю предпочтение использованию народных игр с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются дети. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества. Фольклор обогащает детские игры новым содержанием, вызывает положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом. А больше всего дети любят, конечно, подвижные игры и, предлагая им игры различных народов, мы тем самым развиваем интерес к людям разных национальностей.
Знакомя детей с музыкальным фольклором народов Поволжья, я стараюсь включать в репертуар совместную деятельность детей и взрослых, что приводит к более успешному усвоению материала.
В рамках реализации ЭРС в соответствии с ФГОС ДО, развлечения, досуги, посиделки, праздники, спортивные мероприятия мы проводим на основе фольклорного материала с использованием игр народов Поволжья. Так, впитывая с детских лет народные традиции, народный дух, дети не утрачивают связь с историей прошлых лет.
И пусть не все наши воспитанники смогут посвятить себя в дальнейшем музыке, но всё то, что в них было заложено в нашем детском саду, чему они здесь научились, поможет им стать мыслящими, неординарными творческими людьми.