Ирина Зеленова
Использование метода проектов как формы самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ КАК ФОРМЫ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ И СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ
Зеленова И. Н., старший воспитатель
ГБДОУ детский сад №115
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения столкнулись со значительными изменениями в связи с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Данный документ коренным образом изменил подход к организации образовательного процесса в ДОУ, это вызвало у нас множество вопросов:
Публикация «Использование метода проектов как формы самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей» размещена в разделах
• какая форма организации детской деятельности займёт место занятия?
• как обеспечить интеграцию всех образовательных областей?
• как перестроить воспитательно - образовательный процесс в детском саду, чтобы он соответствовал принципам развивающего обучения?
На смену традиционному образованию должно прийти продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода в образовании является технология проектирования. Метод проектов предполагает использование разнообразных средств и приемов обучения, а также необходимость интегрирования различного рода знаний и умений.
Итак, под проектом мы подразумеваем способ организации педагогической деятельности по реализации значимой для ребенка проблемы на основе общего интереса, соучастия в творческой деятельности, завершающейся реальным, практическим результатом. В основе проекта лежит проблема, для решения которой, необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
В нашем детском саду комбинированного вида, есть группы, как общеобразовательной, так и оздоровительной направленности для детей часто и длительно болеющих. Первостепенной задачей дошкольного учреждения является совершенствование системы работы по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей. Педагогическая работа коллектива направлена на формирование культуры здоровья воспитанников детского сада, формирование культурно-гигиенических навыков и первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека.
Внедрение в практику работы проектного метода началось с выбора общей темы для всего детского сада. Тема нашего проекта : «Моё здоровье». В работе над проектом приняли участие все дети и педагоги ДОУ (воспитатели, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, а так же родители.
Реализация данного исследовательского проекта осуществлялась поэтапно:
I этап. Целеполагание.
Определили исследовательские вопросы:
Как стать здоровым? Что нужно делать, чтобы не болеть?
Сформулировали цель :
Содействие развитию и укреплению физического и психического здоровья детей.
II этап. Разработка проекта.
Общую тему решили разделить на отдельные направления: правильное питание, закаливание, двигательная активность, соблюдение режима дня, хорошее настроение. Каждая возрастная группа выбрала для разработки одно из этих направлений и обозначила тему своего проекта, например: «Приятного аппетита!», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!», «Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься!», «Скажем дружно - соблюдать режим нам нужно!», «Кто улыбок не жалеет, тот по жизни не болеет!».
Прописали задачи проекта :
Образовательные
-закреплять двигательные умения,
-развивать чувство музыкального ритма,
-закрепить понятие «здоровье»,
-систематизировать знания детей о полезных продуктах, витаминах,
-расширить знания детей о профилактических мерах по предупреждению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья;
Оздоровительные
-развивать ловкость, координацию движений,
-обучать правильному длительному выдоху,
-развивать общую и мелкую моторику, и умение ориентироваться в макро пространстве,
-формировать умение использовать в коммуникативной деятельности неречевые средства общения,
-развивать логическое мышление, память, произвольное внимание;
Воспитательные
-формировать функции самоконтроля,
-развивать творческий потенциал детей,
-активизировать положительные эмоции,
-формировать навыки работы в коллективе.
Использовали модель трех вопросов, спросили у детей : что они знают по этой теме, что хотят узнать, как это можно узнать?
Составили «системную паутинку», которая у нас представляет собой описание деятельности детей по пяти образовательным областям.
Продумали название и форму итогового мероприятия (День Здоровья).
III этап. Реализация проекта.
Использовали разнообразные мероприятия и формы детской деятельности : игры, беседы, художественно – продуктивную деятельность, труд и т. д. запланированные в системной паутинке проекта.
IV этап. Итоговое мероприятие проекта.
День Здоровья для всех групп под девизом: «Будь здоров без докторов»
План Дня Здоровья.
Весь день по режиму дня посвятили здоровью, здоровому образу жизни, провели спортивный праздник.
Утром группы встретились на общей зарядке в музыкальном зале – это заряд бодрости на целый день, после завтрака дети каждой группы получили свой план маршрута и отправились в путешествие по станциям, которые назывались: питание – спортивная - закаливание – хорошее настроение. На каждой станции дети играли, выполняли определённые задания, применяли и закрепляли информацию, полученную в ходе работы над проектом. За правильные ответы получали частички кристалла здоровья (фишки). После того, как дети посетили все станции, они собрались в музыкальном зале, чтобы подвести итоги: где они побывали, что узнали и все вместе сделали вывод о том, что же нужно делать, чтобы быть здоровыми:
Надо правильно питаться,
Физкультурой заниматься,
Закаляться, умываться
И, конечно, улыбаться!
В гости к ребятам пришел Ослик – это традиционный герой наших Дней Здоровья. Он предложил детям собрать все полученные ими на станциях частички здоровья (фишки) в волшебный ящик, произнести волшебные слова, поколдовать и … о чудо! – получился Кристалл здоровья! Вмести с Осликом, дети танцевали и получили от него подарки. Традиционно – это вещи полезные для здоровья: зубная щетка и паста, красивая детская мочалка, сок, фрукты.
Во второй половине дня у детей была возможность отобразить свои впечатления на самой большой картине «Мое здоровье» (рулон бумаги, закреплённый на стене, по всему коридору первого этажа).
Коллажи, выполненные совместно с родителями собрали в большую книгу (в форме детской пирамидки) «Пирамида моего здоровья». Каждая часть пирамиды раскрывает основы здорового образа жизни: соблюдение режима дня, правильное питание, закаливание, двигательная активность, занятия спортом.
Таким образом, технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода в образовании помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе.
Зачем нужны проекты?
• Помогают активизировать и интегрировать все виды деятельности детей;
• Помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучая ее;
• Учат видеть проблему комплексно;
• Дают возможность успешно реализовывать ФГОС ДО;
• Дают возможность включать в процесс семью;
• Способствуют развитию творческих способностей детей, воображению;
• Способствуют умению наблюдать, слушать;
• Способствуют развитию мышления. Формируют навыки анализа и синтеза;
• Развивают внимание, память, речь.
Внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проектов способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольного учреждения открытым для активного участия родителей и других членов семьи.
Используемая литература.
1. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. - М. : АРКТИ, 2003.
2. Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. - М. : Айрис-пресс, 2008.
3. Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика-синтез, 2008.