Анна Бердникова
Использование дидактических игр и пособий в коррекционной работе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Использование дидактических игр и пособий в коррекционной работе ДОУ».
Бердникова Анна Владимировна
Бабич Светлана Геннадьевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №67 «Буратино».
Я: Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогом в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Дидактические игры являются одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности детей. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Любая дидактическая игра содержит познавательную и воспитательную игровые составляющие, игровые действия.
Публикация «Использование дидактических игр и пособий в коррекционной работе ДОУ» размещена в разделах
Мы попробовали самостоятельно изготовить дидактические пособия, которые отвечали необходимым нам характеристикам.
Характеристики, учитывающиеся при изготовлении пособий :
Размер (чтобы было видно всей группе детей на фронтальных занятиях);
Соответствие действительности (по внешнему описанию);
Эстетичность;
Безопасность использования;
Гигиеничность (возможность обработки от пыли и в период карантина);
Функциональность (применять не только на одном занятии, но и возможность комбинировать с другими пособиями);
Соответствие ФГОС ДО.
Анна: Для организации дидактической игры нами были разработаны и изготовлены различные пособия. Сегодня мы с вами рассмотрим варианты использования авторских дидактических игр и пособий в работе по автоматизации звуков и развитию связной речи.
И начнем мы с коррекции звукопроизношения (сопровождение презентацией с видео роликами).
Какой же путь проходит ребенок в освоении звука? (схема может несколько отличаться от учебника, но она живая и работает)
1. Звук (изолированное произношение);2. Слог; 3. Слово; 4. Фраза; 5. Предложение; 6. Стихотворение; 7. Пересказ; 8. Собственный рассказ.
Поставленный звук чаще всего не сразу используется ребенком в речи?
Это объясняется двумя основными факторами:
1. недостаточность развития произвольного внимания;
2. на каждом этапе идет увеличение количества процессов, на которые распределяется внимание ребенка.
Каждый новый этап плюс еще одна новая задача, а значит, на звуковую сторону остается все меньший процент внимания. Плюс мы все замечаем, что яркие эмоции ребенка дополнительно съедают большую часть его контроля. Поэтому так важна кропотливая работа на ранних этапах! И самой большой ошибкой специалиста будет это стараться побыстрее перейти к более высокому этапу, создать ощущение быстрой динамики. Но эта динамика будет иллюзорной.
Исходя из сказанного мы рассмотри 2 первых этапа. И основной их принцип – соединение произнесения с движением.
1. Быстрые игры. Экспресс-пособия и рисование. ВОЛШЕБСТВО!
. Вот был просто лист, взмах ножниц и это уже змея. Фантастика! Восторг обеспечен!
Помимо такого удивительного свойства и магического действия на детей, экспресс-игры имеют ряд неоспоримых преимуществ для нашей работы : меньше времени на подготовку к занятию, изготовление пособий, индивидуальность и разнообразие заданий, одноразовость, не так жалко, если ребенок испортит, не нужно много места, чтобы хранить, ребенок несет это домой и может закреплять материал на их основе, экономия для родителей.
Чем, на чем и зачем?
Рисовать мы можем карандашами, фломастерами, маркерами, мелками, мелом, кисточкой, роллерами, пальцем, палочкой, пластилином и т. д.
Нашим полем могут быть тактильные дорожки, бумага (простая, линованная, прописи, раскраски, тетради для творчества. Рисуем дорожки разной формы и параллельно не забываем свистеть/шипеть/рычать и т. д. Ребенку, в зависимости от его возможностей, предлагаем:
обвести пальцем/палочкой/карандашом нарисованную вами целую дорожку;
продолжить до конца листа/доски/подноса нарисованную при нем часть дорожки;
нарисовать самостоятельно дорожку.
Помним, что мы должны тренировать и длительный, и краткий вариант звука. Это упражнение идеально подходит для отработки обоих навыков. Ставим точку и произносим кратко звук. Рисуем линию – длительно.
Сюжетное рисование. Рисуем тучку и из нее дождик – пунктиром краткий звук, линией – длительный. Круг – линии лучики. Елка – точки шарики. А еще можно помогать герою и дорисовывать ему лесенки, ступеньки. Можно заполнять точками/галочками внутреннюю часть букв, фигур, силуэтов
Уверены, что он далеко не полный, и вы с легкостью его дополните своими креативными идеями
2. Одноразовые пособия это хорошо, но и без многоразовых никуда. Мы подготовили список готовых решений и идей для воплощения. И вот тут можно уже дать волю своей фантазии!
• Тактильные дорожки из фетра, из природного материала.
• трафареты для рисования - можно купить фигурные линейки или трафареты для развития графо-моторных навыков
• заламинированные/ вставленные в файл картинки с дорожками разной формы
Продолжаем соединять нашу речь с движениями! И мы расширяем их диапазон! От графомоторных действий мы переходим к более крупным движениям.
Мы рассмотрели упражнения для автоматизации звуков и слогов, но можно эти же приемы брать и для автоматизации слов в игровых, предметно-манипуляторных действиях!
Так же работая с дошкольниками, я столкнулась с проблемой подбора дидактических игр для фронтальных занятий. На организованной деятельности может присутствовать более двадцати детей, а пособия, как правило, рассчитаны на индивидуальную или подгрупповую (5-6 человек) работу. Также некоторые пособия не соответствуют действительности. Например, яблоко с глазками или груша розового цвета и т. д. Основная проблема - это размер демонстрируемого предмета.
Мы знаем, что дети лучше усваивают информацию через наглядно-образное мышление. Для этого в группах воспитатели работают с муляжами и по возможности с натуральными предметами (фрукты, овощи, листья, грибы и т. д.). Также используют демонстрационный материал, лото и дидактические игры. Чтобы привлечь внимание детей мне нужно было такое пособие, которое отличалось бы от используемого в группе.
Сначала учебного года мною были использованы дидактические пособия изготовленные своими руками:
• «Сад-огород». Используя данное дидактическое пособие на занятиях, мы закрепляем дифференциацию овощей и фруктов.
• «Вершки-корешки» Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды – вершки.
• «Поварята» Здесь мы можем закрепить умение образовывать прилагательные от существительных.
• «Что нашёл ёжик?» Это дидактическое пособие помогает правильно согласовывать имена существительные с числительными.
• «Чей хвост?» Используя это дидактическое пособие мы закрепляем в речи детей употребление имён существительных и притяжательных прилагательных по теме.
• «Кто, что ест?» Закрепить знания детей о том, чем питаются разные животные. Данное пособие можно расширить с помощью мнемоквадратов, которые помогут изменить имена существительные по падежам.
• «Кто и где?» Для данного пособия мы изготовили фигурки животных и их домики. Это пособие служит для закрепления в речи детей составлять предложения с заданным предлогом и «селить» животное соответственно, также дифференциация предлогов и т. д.
Считаем, что этот опыт работы является трудоёмким, но и полезным, потому что все усилия оправдываются результативностью усвоения изучаемого материала.
Проанализировав опыт работы, мы пришли к выводу, что дидактическая игра повышает качество коррекционной работы логопеда с ребенком. Она позволяет сформировать на занятии эмоционально-положительный фон и повысить игровые навыки детей.