Айжан Маткаримова
Использование мультимедийных средств для ознакомления дошкольников с явлениями природы
▼ Скачать + Заказать документы
Детство – это радость открытий, волшебное погружение в окружающий мир, узнавание и понимание его. В дошкольном возрасте дети наиболее восприимчивы ко всему, что их окружает, настроены на познание явлений действительности, предметов, их свойств.
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинаются с первых лет жизни малыша. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Вопрос в том, как помочь маленькому ребенку, входящему в жизнь взглянуть на окружающий мир широко распахнутыми от удивления глазами, всегда волновало воспитателя. Сделать это интересно и познавательно можно сочетая разные виды деятельности (игра, путешествия, экскурсии, наблюдения, экспериментальная, проектная деятельность). Но наше время- это время перемен. Современное образование заставило нас по- новому взглянуть на процесс воспитательно-образовательной работы в детском саду.
Публикация «Использование мультимедийных средств для ознакомления дошкольников с явлениями природы» размещена в разделах
Значительную роль в этом может сыграть применение современных информационно- коммуникативных технологий.
Одним из наиболее доступных средств использования информационно-коммуникативных технологий в обучении дошкольников являются мультимедийные средства, мультфильмы и аудио записи. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно - образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Применение информационно-коммуникативных технологий открывает для сферы обучения принципиально новые дидактические возможности.
Передо мною встала проблема: как использовать информационно- коммуникативные технологии для повышения уровня познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром.
По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников ИКТ обладают рядом преимуществ: сочетают в себе динамику, звук, текст, видео, мультфильмы,красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации. Позволяет значительно разнообразить процесс образования.
Актуальность данной проблемы очевидна. Сегодня применение информационно- коммуникативных технологий можно считать, теми новыми способами передачи знаний, которые соответствуют новому содержанию обучения и развития ребенка. В настоящее время от человека требуют не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно, оперировать ими. Информационно- коммуникативные технологии не только значительно повышают эффективность усвоения материала детьми, но также позволяют ставить перед ребенком и помогать ему решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность, помогают быть ребенку успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной деятельности.
Целью моей работы считаю: повышение уровня познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром т. е с явлениями природы с применением информационно-коммуникативных технологий.
Данная цель определяют следующие задачи:
- Расширение сознания через получение более полной информации о явлениях природы посредством информационно – коммуникативных технологий
- Формирование умения решать проблемно-поисковые, игровые задачи в процессе ознакомления с окружающим миром.
Гипотеза - если использовать в образовательном процессе систему мероприятий направленную на развитие познавательной активности с применением информационно-коммуникативных технологий в условиях детского сада можно способствовать повышению уровня познавательной активности дошкольников в процессе ознакомления с окружающими его явлениями природы.
Новизна педагогической концепции моей работы заключается в разработке системы мероприятий, направленной на развитие познавательной активности дошкольников с применением информационно-коммуникативных технологий, а именно мультимедийных средств (DVD-фильмов, слайдов, презентаций, мультфильмов, аудио записей) и направленных на развитие познавательной активности в процессе ознакомления с окружающим миром.
Система работы включает в себя следующие направления:
- цикл мероприятий по ознакомлению с явлениями природы;
- самостоятельная познавательная деятельность дошкольника.
В основу системы работы легли следующие принципы:
- развития, ориентирующий на создание каждому ребенку условий в которых он мог бы максимально реализовать себя;
- взаимодействия, предполагающий совместную деятельность в системах: «ребенок- педагог», «родители- ребенок», «педагог- родители»;
-психологической комфортности, обеспечивающий ребенку положительное эмоциональное самочувствие, состояние психологического благополучия;
-формирование деятельности, умение ставить цель и реализовывать ее, готовность к самостоятельному познанию;
- природосообразности воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Преимущество мультимедийных средств в том, что я могу их применить в процессе ознакомления с окружающим миром на разных этапах познавательной деятельности.
Таким образом, применяя информационно-коммуникативные технологии в процессе ознакомления с окружающим миром, явлениями природы с целью развития познавательной активности дошкольников, при тесном сотрудничестве с родителями можно добиться позитивных результатов с детьми. Самостоятельная познавательная деятельность дошкольника дома способствует закреплению знаний, умений и навыков полученных посредством применения информационно-компьютерных технологий в детском саду.