Ольга Черенкова
Использование художественных средств в трудовом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Трудовое воспитание - это одна из важнейших сторон воспитания дошкольников. А начинается трудовое воспитание тогда, когда ребенок только начинает чувствовать потребность в самостоятельной деятельности. Важнейшая задача в трудовом воспитании воспитать активную, целеустремленную личность, способную к самореализации, творчеству, удовлетворению своих интересов в избранном деле и к самосовершенствованию.
Публикация «Использование художественных средств в трудовом воспитании дошкольников» размещена в разделах
Трудовая деятельность повышает общее развитие детей, расширяет круг их интересов, учит сотрудничеству, формирует нравственные качества, такие как самостоятельность, целеустремленность, трудолюбие, ответственность за порученное дело, чувство долга и т. д. Также в труде развивается физическая сила и умственная деятельность детей.
В детском саду дети знакомятся с трудом взрослых, приобщаются к трудовой деятельности доступной для их возраста. Одна из главных задач работы педагогов — воспитание у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания научиться, стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями, оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости.
И на любом занятии, во время беседы, на экскурсии или прогулке обязательно используется художественная литература, а также стихи, загадки, пословицы и поговорки. Значение художественных средств в трудовом воспитании дошкольников достаточно неординарно. Разумеется, что человек послушав сказку, не научится ремеслу, рассматривая иллюстрации, не поймет алгоритм трудовых действий, а послушав песню или потешку не сумеет стать мастеровым человеком. Но именно художественные средства усиливают эмоциональное воздействия на детей, могут вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех кто трудиться.
Эти средства, воздействуя не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка, формируют у детей представления о содержании труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей.
Труд играет крайне важную роль в процессе воспитания детей. Если ребенок получает удовольствие от трудовой деятельности, то он непременно стремится достигнуть хороших результатов. Это способствует становлению волевого, целеустремленного характера. Во время труда ребенок узнает много нового и интересного, получает важные знания и навыки. Важно сформировать положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, желание оказывать посильную помощь.
1. Использование художественных средств в трудовом воспитании дошкольников 1.1. Понятие и сущность трудового воспитания дошкольников
Понятие "труд" в Энциклопедическом словаре объясняется как "целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей".
В устном народном творчестве трудовому воспитанию подрастающего поколения уделялось много внимания. Об отношении людей к труду и о самом труде народ придумывал пословицы и поговорки, песни и сказки, потешки и прибаутки. Высмеивались лень и тунеядство, славились люди трудовые, работящие.
Труд для народа является не только жизненной необходимостью, без которой немыслимо человеческое существование, но и сферой многогранных проявлений духовной жизни, духовного богатства личности. В труде распространяется богатство человеческих отношений.
Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений. В годы детства ребенок должен прочувствовать радость от своих трудовых действий. В трудовой деятельности происходит самоутверждение личности. Человек без труда становится ничего не значащим, пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалось на трудовом успехе. Трудолюбие и способность к труду не дано от природы, но воспитывается с раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богатым духовно.
Понимали огромную роль труда в воспитании дошкольников и такие педагоги К. Д. Ушинский, и А. C. Макаренко, В. A. Сухомлинский, Н. К.
Крупская.
Великий педагог В. А. Сухомлинский считал труд воспитателем, дающим радость дружбы и товарищества, развивающим пытливость и любознательность. Воспитателем, который может научить преодолению трудностей, пробудить первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
К. Д. Ушинский утверждал, что человеческое достояние - материальные плоды трудов; но только внутренняя духовная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья.
Н. К. Крупская в своих работах писала о необходимости приучения детей с ранних лет к доступным им видам труда, поскольку так они могут познакомиться со свойствами материалов, научиться приемам работы с различными инструментами. У них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым.
В соответствии с ФГОС ДО трудовое воспитание - система формирования у каждого ребенка трудолюбия и трудовых навыков. А также стремление обучаться труду. Главная цель трудового воспитания дошкольников - формирование бережного отношения к любому труду и четкое представления о трудовой деятельности взрослых.
Государственный стандарт выделяет следующие основные задачи:
1. Формирование четких представлений о взрослом труде и важности труда в жизни.
2. Формирование необходимых для трудовой деятельности знаний, умений и навыков.
3. Воспитание уважительного отношения к любому труду.
Так или иначе ребенок с детства - в семье, детском саду, на улице – всюду видит труд взрослых и пользуется его результатами. С самого раннего детства прививается трудолюбие и способность к труду, от природы эти качества не даются.
Многие родители воспитывают детей чисто интуитивно. Одни считают, что трудовая деятельность не столь важна и, считая детей слишком маленькими, стараются все сделать за них сами. Другие, понимают значение труда в развитии ребенка, но все же проявляют нетерпение и делают за ребенка то, с чем он может справиться сам.
Поэтому для родителей также важно трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС. Так как именно от них в большей степени зависит результат "прививки" любви и хорошего отношения к труду. Родители должны придерживаться тех же правил, которые присутствуют в дошкольном учреждении. Иначе ребенок запутается в двойных стандартах. В результате ребенок будет сомневаться в правильности своих действий, да и вообще может решить, что взрослые сами не знают, что им нужно, придумывая правила на ходу. А такие требования – можно не выполнять. Решить вопрос трудового воспитания дошкольников возможно только совместным трудом родителей и воспитателя.
Трудовое воспитание в детском саду - это ознакомление детей с трудом взрослых и приобщение детей к доступной для них трудовой деятельности. При формировании у детей трудовых навыков важна сплоченная работа родителей и педагогов.
ФГОС ДО предполагает следующие виды труда : самообслуживание; хозяйственный труд; труд природный; ручной труд. В каждом виде труда свои определенные задачи.
Самообслуживание - учить самостоятельно одеваться, раздеваться, правильно складывать вещи, уметь ухаживать за своими вещами, обувью и игрушками, учить замечать непорядок в своей одежде и устранять его, учить самостоятельно готовиться к занятиям, приему пищи, прогулке и ко сну.
Хозяйственный - продолжать учить наводить и сохранять порядок в группе, на участке, учить самостоятельно готовить рабочее место, наводить порядок и убирать предметы работы после занятий.
Труд в природе - воспитывать бережное отношение к окружающему миру, воспитывать в детях желание помогать взрослым.
Ручной труд - учить самостоятельно пользоваться предметами ручного труда на занятиях, учить малышей самостоятельно делать простые аппликации, картины, открытки, сувениры и украшения; формировать у детей желание починить и восстановить игрушки, книги и прочие предметы. Обучение ручному труду начинается в старшей группе.
Что дает ребенку каждый из видов труда? Навыки самообслуживания развивают уверенность в себе, способность самостоятельно решать свои проблемы и быть независимым от родителей или других взрослых. Хозяйственный труд - все знания и умения пригодятся детям в будущем. Трудовая деятельность в природе повышает настроение, самооценку детей; дает возможность научить детей самостоятельно вырастить цветок и ухаживать за ним, развивает мыслительные процессы у ребенка. Обучение ручному труду укрепляет веру детей в свои силы и дает понять, что они самостоятельно могут сделать красивую вещь и порадовать ею не только себя, но и своих близких.
Чтобы выпустить из детского сада полностью подготовленного к школе и взрослой жизни человека очень важно включать в план по трудовому воспитанию все виды деятельности.
В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней.
Но не нужно, чтобы дошкольники испытывали досаду, огорчение от неудачных попыток самостоятельно справиться с предложенным делом, иначе появится неуверенность в своих силах и нежелание трудиться.
Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость: от достигнутых результатов, от своей полезности другим.
Разумеется, что детский труд отличается от труда взрослого человека. Особенность детского труда в следующем :
- ребенок не создает в своем труде материальных ценностей общественно значимых, иначе говоря, в детском труде нет результата;
- труд дает возможность ребенку самоутвердиться, познать собственные возможности;
- трудовая деятельность детей дошкольного возраста неразрывно связана с игрой, то есть дети часто переключаются с выполнения трудовой задачи на игру и наоборот. В процессе игры ребенок копирует трудовую деятельность взрослых, выполняя разнообразные трудовые действия;
- труд дошкольников носит ситуативный и необязательный характер;
- своеобразие детского труда заключается в том, что эта деятельность находится в стадии развития и обязательно предполагает участие и помощь взрослого;
- дети не умеют самостоятельно ставить цель в труде, т. к. не владеют умением удерживать в памяти весь процесс и результат;
- действия ребенка носят процессуальный характер: они могут повторяться многократно, без определенной задачи;
- мотивы труда дошкольников также различны - это либо желание получить от взрослого положительную оценку своих действий, либо самоутвердиться и вступить в общение со взрослым;
- дети не осуществляют планирование трудовой деятельности, иногда планируют лишь процесс исполнения, "забывая" об организации труда;
- детей увлекает сам процесс деятельности.
Отношение детей к результатам труда различно. Младшим важна положительная оценка взрослого. Ребенку старшего возраста интересен практический, материально представленный результат, но и оценка взрослого для него также очень важна. А в 5-7 лет у детей уже появляется гордость, удовлетворение от самостоятельно достигнутого результата в труде.
Нужно знакомить дошкольников с человеком-тружеником, с его отношением к труду, формировать представление о том, что профессия появляется в ответ на потребность людей в ней - врач нужен, чтобы лечить людей, учитель - чтобы учить детей. Ознакомление же с процессом труда должно служить фоном, содержанием, на котором можно конкретизировать деятельность человека.
Взрослые пополняют знания детей, совершенствуют их умения и навыки.
Такие черты характера как воля, уверенность в себе, активность и упорство в достижении цели также формируются с привития трудовых навыков.
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду важно организовать так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Чтобы в каждом ребенке проявилась творческая личность, раскрылись все ее таланты воспитателю нужно относиться к работе с любовью. Необходимо создать эмоциональную обстановку при организации труда детей, важно демонстрировать им свой интерес к предстоящей деятельности.
Главная задача воспитателя - воспитать у дошкольников позитивное отношение к труду, развивать желание стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости. В труде дошкольники приобретают опыт взаимоотношений, учатся видеть эмоциональное состояние сверстников, их огорчения и радость.
1.2. Художественные средства, их виды, характеристика
К художественным средствам в трудовом воспитании дошкольников следует отнести художественную литературу, музыку и изобразительное искусство. Через эти художественные средства у детей формируются представления о труде, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений.
В произведениях народного творчества отражено глубокое уважение к труду. Люди слагали песни, былины, сказки, пословицы, поговорки об искусных мастерах и рукодельницах, восхваляли их умения и мастерство.
Невозможно оценить познавательное значение потешек. Детям раскрываются не только образы живой природы, но и многие стороны трудовой деятельности человека. С малых лет важно начать работу по самообслуживанию - первой трудовой деятельностью ребенка.
Если ребенок не хочет умываться, достаточно просто рассказать малышу потешку про умывание. Потешка не только сделает умывание приятным, но и будет стимулировать развитие памяти и мышления ребенка.
Я сегодня утром рано
Умывался из- под крана.
Я и сам теперь умею
Вымыть личико и шею.
Слушая народные прибаутки и приговорки, ребенок сталкивается с мотивами трудовой деятельности :
Тесто ручками помнем,
Сладкий тортик испечем,
Серединку смажем джемом,
А верхушку сладким кремом.
И кокосовою крошкой
Мы присыплем торт немножко,
А потом заварим чай
В гости друга приглашай.
Мы не можем оставить без внимания и сказки, которые пользуются огромной любовью у детей. Со сказкой ребёнок встречается с раннего возраста, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой. Знаменитые русские педагоги всегда отмечали огромное воспитательное и образовательное значение народных сказок. Например, К. Д. Ушинский был очень высокого мнения о сказках и даже включил их в свою педагогическую систему.
Сказка как средство воздействия на ребёнка часто обладает преимуществами над другими воспитательными приёмами. Благодаря сказке дети начинают осознавать основные ценности жизни, оценивать хорошие и плохие поступки героев.
Сказку можно рассматривать как одно из средств формирования положительного отношения к труду. Недаром существует столько сказок и других произведений русского народного творчества о труде и трудолюбивых людях.
Самые первые любимые сказки "Колобок", "Теремок", "Лисичка – сестричка и серый волк" воспитывают в детях уважение к труду, отрицательное отношение к лени. В русских народных сказках "Хаврошечка", "Морозко" дети не только учатся трудолюбию, целеустремленности, но и осознают, что такое справедливость, начинают осуждать зависть, жадность и расчетливость. Посредством сказки дети знакомятся с профессиями и видами деятельности людей: "Каша из топора", "Мужик и медведь" и т. д.
В наше время дети предпочитают просмотр телевизора и компьютерные игры. Задача взрослых – постараться вызвать интерес к книге, потому что именно от них, в первую очередь от родителей, зависит, какие знания об окружающем мире получит ребенок.
С самого раннего возраста детям нужно читать как можно больше книг. Русские народные сказки с яркими иллюстрациями очень хорошо подходят для рассказывания и рассматривания.
Чтобы помочь запомнить сказку, необходимо не просто ее прочитать, но помочь понять ее, осознать поступки героев, проанализировать их вместе со взрослыми. Кроме того сказку нужно перечитывать несколько раз. Можно предложить ребенку игры и творческие задания по прочитанному. Так ребенок постепенно начинает понимать смысл, заложенный в сказке.
Созданные русским народом пословицы и поговорки - поистине сокровища русского языка, также имеют большое значение для трудового воспитания. Каждый из нас слышал пословицы с самого детства, но никто никогда их не заучивал. Своей особенной легкой словоформой, ритмом, яркостью, доступностью, эмоциональностью они автоматически запоминаются, оказывая колоссальное воспитательное влияние на дошкольников.
Через пословицы и поговорки, посвящённые труду и трудовому человеку воспитывается положительное отношение к трудовой деятельности, приходит осознание важности труда в жизни человека, понимание необходимости в труде и бережное отношение к результатам. С ними легко похвалить и подбодрить ребенка, без назиданий и упреков показать отношение к лени, ненавязчиво подчеркнуть важность труда.
Труд человека кормит, а лень портит.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Терпенье и труд все перетрут.
Детская художественная литература эмоционально и ярко дает представление о труженике, показывает отношение к труду, понятно описывает процесс труда, говорит о любви мастерового человека к своей профессии. Именно из книг дети узнают о разных профессиях, ремеслах.
Например, весь процесс труда взрослых дети прочувствуют при чтении рассказа К. Д. Ушинского"Как рубашка в поле выросла", С. Я. Маршака"Как печатали вашу книгу", А. Ивича "Как вата на кусте растет". Они увидят как много усилий прилагают труженики, чтобы достичь успеха.
А при чтении стихотворения В. В. Маяковского "Конь-огонь" детям раскрывается взаимосвязь между тружениками в процессе деятельности: рабочий изготовил отличную картонку, столяр сделал ровные колеса, художник раскрасил коня, чтобы он стал красивым.
Вместо замечаний о неряшливости можно прочесть с детьми юмористические стихи А. Барто "Девочка чумазая", С. Я. Маршака "Человек рассеянный с улицы Бассейной", которые вызывают у ребят желание не быть похожими на этих горе-героев.
Но важно помнить, что юмор не должен превращаться в насмешку над ребенком.
Стихи Б. Заходера, С. Михалкова, В. В. Маяковского, С. Я. Маршака, К. И. Чуковского и многих других детских писателей легко и понятно рассказывают детям о профессиях взрослых.
Своей эмоциональностью, образностью, живостью детские книги заряжают детей энтузиазмом труда : пробуждают интерес, уважение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.
Загадывание загадок - еще один жанр фольклора, способствует ознакомлению дошкольников с трудом взрослых и воспитанию положительного отношения к труженику.
Важны и энциклопедии, справочники, которые могут рассказать о происхождении и назначении профессий, об изготовлении вещей, предметов, о мастерах - тружениках.
Есть много старых, добрых мультфильмов, которые учат быть трудолюбивыми. Например, по стихотворению Маяковского "Кем быть?" : веселый мультик в легкой форме рассказывает о разных профессиях. Мальчик и девочка рассуждают на тему кем им быть, когда они вырастут. А поучительный мультфильм "Песенка мышонка", про ленивого бездельника мышонка, который любил петь про себя песенки и о том, как друзья научили его работать.
И в наше время создаются познавательные, развивающие мультфильмы на тему труда. Например, малышам и дошкольникам : " НАВИГАТУМ: в мире профессий" - очень хороший мультсериал о профессиях и труде. Изобразительное искусство также относится к художественным средствам трудового воспитания детей. При рассматривании иллюстраций к книгам и картин мастеров-художников, дети видят действия труда, и самое главное могут прочувствовать настроение героев картины, их отношение к своему труду.
В образовательных областях "Труд" и "Чтение художественной литературы" один из основных методов развития является рассматривание иллюстраций в книгах и детских энциклопедиях. Поэтому очень важно сопровождать чтение произведений показом иллюстраций.
В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки. Процесс формирования нравственных качеств народная педагогика не скрывает- это и совместный труд, и посильное участие каждого члена семьи или коллектива в подготовке праздников и оказание помощи другу.
Под музыку легче и веселее вместе убраться в групповой комнате, сделать утреннюю зарядку, выполнить трудовые поручения. Музыку хорошо использовать как сопровождение труда детей и в группе, и на участке. Музыка улучшает настроение, задает работе четкий ритм. Во время самостоятельной деятельности, в игре, на занятиях по ИЗО и ручному труду, можно заметить, как дети подпевают себе знакомые песенки или незамысловатые мелодии сочиненные ими самостоятельно.
Заключение
Для человека очень важно обучиться труду, ведь это единственный источник благополучного существования. Трудолюбие с раннего возраста обеспечит успех и достаток в будущем. С малолетства привычные к труду дети отличаются большей самостоятельностью, легче приспосабливаются к любым условиям и намного быстрее справляются с разными трудностями. Трудолюбие дает человеку уверенность в себе и завтрашнем дне. Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС направлено на максимальное развитие знаний, умений и навыков ребенка, благодаря которым выпускник детского сада может благополучно развиваться дальше и получать уважение близких, друзей и даже незнакомых людей. Самое главное – начать вовлекать детей в трудовой процесс с малых лет.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Малыши учатся любить труд, с уважением относятся к любому виду человеческой деятельности, знакомятся с простейшими, но самыми характерными чертами профессий, приобретают навыки, которые будут развиты в школе.
Дети полюбят труд, если его будет сопровождать оптимистический настрой. Тогда каждого ребенка будет радовать и сам процесс труда, и его результаты. Но это будет зависеть от того, смогли ли мы, взрослые, открыть для них интересные, увлекательные, занимательные стороны того, чем они занят; сумели ли привлечь на помощь художественные средства.
Все названные художественные средства эффективны в педагогическом процессе, если используются систематически, во взаимосвязи друг с другом и с организацией трудовой деятельности дошкольников.
Конечно, нельзя научить человека трудиться только при помощи художественных средств. И, тем не менее, именно с их помощью можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим тех, кто трудится и готов помочь другому.
Русские пословицы, стихи и поговорки, сказки и рассказы, песни и картины о труде прославляют труд и высмеивают леность. Они хранят в себе очень важные, особенно в наше время, моральные стандарты, и в работе с детьми, они просто необходимы. Все это имеет большое воспитательное влияние на дошкольников благодаря своей особой форме, эмоциональности, образности, яркости, доступности.
Знакомство с ними развивает мышление детей, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, развивает память, обогащает детей народной мудростью, формирует навыки поведения, лаконично и в доступной форме учат быть трудолюбивыми, ответственными и уважать чужой труд людей. Эти народно-традиционные жанры прививают у детей положительное отношение к труду.
В работе с детьми эти виды творчества хорошо усваиваются. Они способствуют развитию логики и абстрактного мышления. Дети расширяют свой кругозор, начинают смотреть на многие вещи по другому, формируют литературные и художественные навыки в собственной речи.
Важно донести до сознания детей, что самоотверженный, добросовестный труд, делает из простого человека - героя, он становится нужным людям. Ребенку прививаются полезные привычки, демонстрируя ему как хорошо любить труд, свою работу, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки.