Наумова Анна
Использование мнемотехники в работе учителя
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд:
Приемы мнемотехники в педагогической работе с учащимися начальной школы.
Раздать карточки с текстом для пересказа.
- Перескажите свой текст.
- Почему у одной группы получилось, а у другой нет? (все дело в образах, ассоциациях).
- Вот так происходит и у детей. У них еще не до конца сформированы такие качества, как внимание, память, мышление и воображение. Им трудно запоминать возрастающий объем информации.
Темочки:
Самое грандиозное поле деятельности для применения мнемотехники –это школа. Кроме обучения чтения, письму, счету современный школьник получает огромное количество информации по другим учебным предметам.
Запомнить все это традиционным способом вряд ли по силам даже взрослому человеку, который умеет анализировать и размышлять.
Анализ психолого – педагогических источников показал, что у младших школьников память носит непроизвольный характер, т. е. лучше запоминаются предметы, события, явления, близкие к опыту ребенка, его быту. Для воспитания у детей приемов запоминания и припоминания способствует мнемотехника.
2 слайд:
Итак, мнемотехника – искусство запоминания, система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Современная мнемотехника – возможность накапливать в памяти большое количество точной информации.
3 слайд:
А память - это основа психической жизни, основа нашего сознания, а так же, это входные ворота интеллекта.
4 слайд:
Человек без памяти не был бы человеком!
5 слайд:
- Острота же детской памяти зависит от того, понимает ли ребенок смысл того, что запоминает.
- Монотонное зазубривание и заучивание по принципу «НАДО!», не поможет глубоко усвоить материал.
- Подмена работы МЫСЛИ памятью – большая ошибка! Которая способна отбить желание узнавать новое!
Возвращаясь к теме моего выступления, хочется отметить, что основной «секрет» мнемотехники прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И дальше, при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы (цвета радуги, названия падежей, Надеть одежду – Одеть Надежду и т. д.).
6 слайд:
Всего существует 6 основных методов мнемотехники :
1. Крокирование (рисуночное письмо);
2. Эйдетизм (образное мышление);
3. Метод ассоциативных цепочек;
4. Метод трансформации;
5. Метод Цицерона;
6. Метод смысловых опор.
Я хочу остановиться на первых трех основных методах.
Для младших школьников приемы мнемотехники – настоящая палочка – выручалочка. Они помогают ребенку отдохнуть от скучного материала, от долгого сидения без движений.
7 слайд:
Основные цели использования технологии мнемотехники :
- Развитие умения устанавливать причинно – следственные связи в событиях, пересказах, рассказах.
- Освоение методов и приемов запоминания, их осознания и применения.
- Развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления.
- Развитие творческих способностей: фантазии, воображения.
- Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
8 слайд:
Основные принципы и правила мнемотехники :
1. Легче и лучше запоминается то, что хорошо представлено;
2. Легче и лучше запоминается то. С чем приходится взаимодействовать, производить манипуляции.
3. Запоминание лучше происходит в перекодированном (преобразованном) виде, а не в том, в котором представлено;
4. Лучше запоминается то, что хорошо осознанно;
5. Лучше запоминается то, что удалось связать, увязать, привязать.
В настоящее время разработано большое количество методов и приемов, облегчающих запоминание.
9 слайд:
Методы мнемотехники :
1. Метод «Крокирования»
От фр. Croguis – чертеж, схема, рисунок, набросок) – так же метод символизации или метод рисуночного письма.
Когда дети рисуют крок – схемы предмета, животных, людей, явлений, понятий, они легко восстанавливают в памяти все, что зарисовали. Этот рисунок может быть использован для пересказа, для заучивания стихотворения, для составления рассказа. И еще одна важная деталь – при крокировании не так важно качество рисунка и его узнаваемость другими людьми, важно понимание самим ребенком того, что он нарисовал. Наглядный образ слова, созданный на бумаге, отображается в его памяти, вследствие чего запоминание происходит легче. Рисовать кроки можно вместе с детьми: дети предлагают свои варианты кроков, педагог зарисовывает, и тогда процесс для всего класса превращается в увлекательную и интересную игру. Кроме таблиц можно использовать и карточки ( еще одна игра: «Что сначала, что потом», «Расставь карточки в нужном порядке»).
Так можно заучивать стихи, загадки. Пословицы, поговорки, тексты, составлять рассказы. План работы будет примерно одинаковым:
1. Прочитать стихотворение (загадку, текст, и т. д.)
2. Показать таблицу с рисунками.
3. Разобрать, что нарисовано на таблицах.
4. Прочитать стихотворение (загадку, текст, и т. д.).
5. Дети читают стихотворение (загадку, текст, и т. д.) самостоятельно.
При регулярном использовании этого метода у детей у детей наблюдается расширение кругозора, развитие памяти, внимания, активизация словарного запаса, преодоление робости и застенчивости, развитие связной речи.
Сейчас, вашему вниманию, хочу представить свою коллегу, которая на своих уроках, как раз использует этот метод. Кисилева Мария Викторовна.
(11, 12, 13, 14 слайды примеры)
15 слайд:
Фото урока
16 слайд:
Видео урока
17 слайд:
Прием эйдетизм или эйдотехника – один из наиболее распространенных приемов мнемотехники, который используют практически все. Прием символизации относится к 1 – му этапу запоминания – к этапу кодирования информации в зрительные образы. Всего выделяется 4 этапа:
1. Кодирование в образы
(подготовка к запоминанию);
2. Соединение образов в воображении (запоминание);
3. Запоминание последовательности информации;
4. Закрепление информации в мозг.
Символизация или кодирование – это подготовка информации к запоминанию.
18 слайд:
Это своеобразная разновидность образной памяти, заключающаяся в возможности воспроизведения яркого наглядного образа предмета по прекращении его воздействия на органы чувств.
Давайте представим кошку. Сначала возникает лишь условное обозначение. Снова представляем кошку, присмотримся к ней.
Теперь мы увидим цвет, размер и т. д. Таким образом, при восстановлении в памяти какого – либо образа мысль успевает пройти несколько ступеней развития.
- Обозначение (кошка);
- Расцвечивание (конкретная кошка, ее окрас);
- Оживление (мы представляем, чем она занимается;
- Обогащение деталями (на чем лежит, где находится);
- Вхождение в образ и управление им (кошка – это мы).
Смотрим видео.
19, 20, 21 слайд – примеры метода.
22 слайд:
Метод ассоциативных цепочек (метод «чепухи»).
Слова связываются одно с другим в небольшой смешной рассказ или сказку. Причем слова связываются первое со вторым, второе с третьим, третье с четвертым и так далее, не перескакивая.
23 слайд:
Например, я попрошу вас связать компьютерную мышь и солнце.
Слушаем примеры.
24 слайд: рассказ
25 слайд:
Так же можно использовать этот метод на уроках рус. Яз.
Так ребенок составил такую чепуху на правило: правописание
О – Ё после шипящих в корне»
Обжора наелся крыжовника, у него началась изжога. От изжоги получился ожог. Шотландец надел шорты, зашел в трущобу, услышал шорох, и у него случился шок.
У жокея был капюшон, на котором был красивый шов от шомпола.
Жонглер жонглировал трещотками.»