Безкоровайная Татьяна
Использование мнемотехники в работе с детьми с РАС для развития связной речи
▼ Скачать + Заказать документы
У детей с РАС наблюдается немалое количество проблем, которые связаны с нарушением речи.
• Односложная, состоящая лишь из отдельных слов (существительных или глаголов, в редких случаях простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить простое предложение.
• Бедность речи. Недостаточный (экспрессивный) словарный запас.
• Употребление эхолалий, речевых штампов.
• Отсутствие диалогической речи : неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
Публикация «Использование мнемотехники в работе с детьми с РАС для развития связной речи» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
• Нарушения грамматического строя речи, звукопроизношения,
просодических компонентов речи (патологические изменения темпа,
ритма, высоты голоса).
Всё это послужило причиной использования мною мнемотехники, как дополнительный и эффективный прием развития связной речи детей с РАС.
Мнемотехника представляет собой совокупность методов и приемов, облегчающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Составление рассказа "Котёнок Кузя и Ворона" с использованием мнемотехники.
В своей работе с ребенком с РАС над построением предложений и составлением простых рассказов приемы мнемотехники вводила постепенно. Работа начиналась с использования самых простых мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, позже - к мнемотаблицам.
Мнемоквадрат – это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Мнемоквадраты – это своего рода работа над словом.
Мнемодорожка – это последовательность изображений, которые расположены в ряд. В изображении может быть зашифровано одно словосочетание, или простое предложение.
Мнемотаблицы – это схемы, состоящие из последовательно расположенных изображений-символов, в которых зашифровано содержание текстов (рассказы, сказки, стихотворения и так далее).
Работа над мнемотаблицей проводилась в 3 этапа:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: Пересказ рассказа с помощью педагога, далее - самостоятельно.
В результате использования приемов мнемотехники в работе с ребенком с РАС наблюдаются следующие результаты:
- умение составлять предложения по мнемоквадратам и мнемодорожкам;
- появилось умение составлять рассказ с опорой на мнемотаблицу;
- обращается к взрослому с вопросом;
- повышение концентрации внимания, усидчивость;
- пополнение и активизация словарного запаса.