Айгуль Исламова
Использование мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Вопрос о том, как повысить успешность детей в школе и обеспечить их будущую конкурентоспособность на рынке труда, вот уже многие десятилетия занимает как педагогов-практиков, так и ученых. На рубеже XX-XXI вв. начали появляться данные исследований, которые констатировали значимость дошкольного образования как фактора высокого уровня академических достижений школьников и их последующей адаптации в социуме [1, с. 153].
Темочки:
В полной мере вышесказанное относится и к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дети с ОВЗ имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. Речь является одной из самых сложных форм проявления высших психических процессов. Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Возникновение речи существенным образом перестраивает память, восприятие и особенно мышление. Слово само по себе становится орудием мышления, включаясь в познавательную деятельность ребенка. Вместе с тем речевое развитие во многом определяется формированием познавательных процессов. У детей с ОВЗ отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Развить общие способности детей с ОВЗ без умственных и психофизических перегрузок, т. е. адаптировать их к будущему учебному процессу, а также научить применять рациональные приемы обработки информации, подобрать индивидуальный «ключ» запоминания и обработки информации для каждого ребенка с учетом индивидуальных особенностей мышления позволяет инновационная технология мнемотехники.
На основе овладения мнемотехническими приемами и методами запоминания и обработки информации происходит развитие общих способностей детей, интеллектуальная и психофизическая подготовка к школе.
Использование приемов мнемотехники в коррекционно-развивающем обучении помогает дошкольникам с ОВЗ развивать и использовать : все виды памяти (слуховую, зрительную, тактильную, двигательную, долговременную, логическое мышление, воображение, ориентировку в пространстве и на плоскости, моторику рук, учебные навыки (терпение, усидчивость, выполнение задания в темпе, самостоятельность, внимание, внимательность, сосредоточенность, умение концентрироваться.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации [2, с. 19].
Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти состоит в том, что, «обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания; прежде прямое, непосредственное запоминание становится опосредствованным» [2, с. 20]. Признаны эффективными следующие методы: метод «крокирования» (от франц. Croquis – чертеж, схема, набросок); метод, использующий образное мышление (эйдетизм); метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»); метод трансформации (превращения); метод Цицерона; метод опор.
Разберемся, на какие характеристики образовательной среды, факторы когнитивного развития и развития регуляторных функций у детей с ОВЗ должен опираться педагог, использующий рассматриваемую технологию в учебно-воспитательном процессе. Компоненты качества использования мнемотехники в рамках дошкольного образования условно можно разделить на две группы: характеристики структуры и характеристики процесса. К структуре относятся, например: число детей в группе; число воспитанников, приходящихся на одного взрослого; метраж и оснащенность группового помещения; разнообразие и доступность учебных материалов. Эти показатели более стабильны и легко измеримы по сравнению с «процессными». Результаты исследования Р. С. Пьянты и др. (Pianta et al., 2000) об особенностях влияния предметно-пространственной среды детского сада на работу педагога и готовность детей к школе убедительно показывают, что структурные характеристики являются необходимой базой для того, чтобы педагог мог качественно отладить образовательный процесс. Например, если детей в группе в целом немного или на одного взрослого приходится небольшое число детей (даже при общем большом размере группы, педагог имеет возможность индивидуально уделить внимание каждому ребенку: определить специфику образовательных потребностей, отдельно позаниматься, поддержать эмоционально, дать каждому возможность проявить индивидуальность, может позволить себе дольше и более эффективно разбирать конфликтные ситуации, предотвращая их тем самым в будущем. Очевидно, что процесс, организованный таким образом, в конечном счете приведет к более высоким результатам: снизит тревожность ребенка, даст ему больше уверенности в своих силах, позволит сформироваться внутренней познавательной мотивации и оснастит воспитанника способами достижения поставленных образовательных и личных целей.
В этом отношении большую роль играют параметры, связанные с квалификацией воспитателей: ключевым фактором, влияющим на качество коррекционного процесса является уровень педагогического образования, а не стаж, т. к. именно уровень определяет владение теми или иными передовыми технологиями, используемыми в коррекционной работе.
Факторы когнитивного развития дошкольников с ОВЗ. Необходимо отметить исследования, направленные на поиск взаимосвязи между качеством образовательного процесса в детском саду и уровнем когнитивного развития детей с ОВЗ. В основном авторов интересуют вопросы развития речи и мышления, математических представлений, основы грамоты. Так, в иссле-довании Р. К. Пьянты и коллег показано, что благоприятная с эмоциональной точки зрения атмосфера в группе, когда дети могут спокойно исследовать интересующие их вопросы и осваивать продуктивные модели социального взаимодействия, значимо положительно связана с развитием мыслительных и речевых навыков [1, с. 56].
Очень важным аспектом является характер обратной связи и тип инструктивной поддержки, идущий от взрослого: способ, которым педагог продвигает мыслительные способности детей, провоцирует их на рассуждение, вводит новые понятия, учит использовать информацию. Вместо повторения формальных устных инструкций высокопрофессиональный педагог создает ус-ловия для того, чтобы дети исследовали, анализировали и дополняли идеи друг друга, учились давать развернутую обратную связь. Что касается обратной связи от педагога, это не должна быть просто констатация того, правильный ответ дал ребенок или нет, а обогащение детской идеи новой неизвестной информацией, прояснение, уточнение, возможность отрефлексировать ход собственных рассуждений. Исследования о влиянии подобной обратной связи на образовательные результаты показывают, что в группах, где педагоги придерживаются такого рода стратегий учебного взаимодействия, дети показывают более высокие результаты по грамотности и речевому развитию.
Факторы развития регуляторных функций у детей с ОВЗ. К регуляторным функциям относится ряд связанных между собой показателей. К ключевым можно отнести: рабочую память (ребенок запоминает информацию в одном контексте и использует ее в другом, торможение (способность откладывать или подавлять первую импульсивную автоматическую реакцию, когнитивную гибкость (способность менять задачи и средства ее решения, планирование (координация действий, необходимая для достижения поставленной цели. Период с трех до семи лет признан наиболее сензитивным для развития регуляторных функций.
Следует подчеркнуть, что эмоциональная поддержка педагога значимо положительно коррелирует и с рабочей памятью, и с торможением, тогда как высокий уровень инструктивной поддержки со сформированностью рабочей памяти ребенка связан значимо отрицательно. Если ранжировать три группы факторов образовательной среды, то самое большое влияние на формирование регуляторных функций оказывает эмоциональная поддержка, затем способ организации работы детей в классе и на последнем месте – инструктивная поддержка. Вероятнее всего, это связано с тем, что теплое спокойное участливое отношение педагога снижает уровень стресса у ребенка; это уменьшает выработку организмом кортизола, который в свою очередь отрицательно сказывается на работе мозга, в частности на запоминании и торможении.
Таким образом, постоянное неформальное по-человечески теплое, но в то же время непредвзятое общение взрослого с детьми создает благоприятную почву для того, чтобы дети повышали свои регуляторные навыки: учились произвольно удерживать и переключать внимание, улучшали память, овладевали собой и своим поведением. Исключительно высока значимость эмоционально-позитивных взаимоотношений с педагогом и активной включенности в выполнение заданий в классе. Однако также оказывается важ-ным не переступить тонкую грань между налаживанием отношений и рабочих взаимосвязей в детском коллективе и прямым педагогическим давлением [3, 35].
Важно отметить и тот факт, что в настоящий момент в России сложилась благоприятная ситуация для проведения исследований особенности взаимосвязи качества дошкольного образования и психического развития детей. Учитывая культурно-историческую традицию развития российской психологической науки, представляется целесообразным проведение исследований, которые бы помогли выделить наиболее существенные факторы в дошкольном образовании, оказывающие влияние на становление высших психических функций в дошкольном детстве.
Таким образом, использование приемов мнемотехники в коррекционно-развивающем обучении помогают дошкольникам: развивать и использовать все виды памяти (слуховую, зрительную, тактильную, двигательную, долговременную, развивать логическое мышление, развивать воображение, развивать ориентировку в пространстве и на плоскости, развивать моторику рук, развивать учебные навыки (терпение, усидчивость, выполнение задания в темпе, самостоятельность, внимание, внимательность, сосредоточенность, умение концентрироваться. Обладание этими умениями и обеспечит ребенку с ОВЗ высокий уровень успешности в школе.