Марина Яковлева
Использование мнемотехники для обучения заучиванию стихотворений детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю в коррекционной группе с детьми с ОНР. Изучение лексических тем по логопедии – это не просто заучивание словаря, а в первую очередь развитие связной речи детей, то есть умения грамотно и к месту употреблять новые слова В наших группах должна быть особенно насыщена речевая развивающая среда. Я нашла способ сделать её доступной и интересной для детей. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи для облегчение процесса заучивания стихов. При работе с детьми, с нарушениями речи замечено, что они без радости включаются в учебную деятельность. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Очень важно сделать это интересным и интерактивным для детей, Превратить эту деятельность в игру.
Публикация «Использование мнемотехники для обучения заучиванию стихотворений детей с ОНР» размещена в разделах
- Заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Работая над развивающей средой в группе, я подобрала ко всем лексическим темам стихотворения. Начинала работу с мнемотаблиц, которые находила в интернете, но этого оказалось мало и многие мнемотаблицы (как приведенные ниже) выполнила сама.
Этапы работы над стихотворением в нашей группе.
1. Стихотворение подбирается на изучаемую лексическую тему и вносится в понедельник в книжный уголок.
2. Дети по желанию рассматривают мнемотаблицу
3. Воспитатель на утреннем круге выразительно читает стихотворение.
4. Воспитатель задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая
детям уяснить основную мысль.
5. Воспитатель выясняет, какие слова непонятны детям, объясняет их
значение в доступной для детей форме, рассматривает с детьми картинки в мнемотаблице.
6. Воспитатель читает отдельно каждую строчку стихотворения. Дети
повторяют ее с опорой на мнемотаблицу.
7. Дети рассказывают стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
8. Мнемотаблица остается в книжном уголке, в течении недели дети самостоятельно или вместе с воспитателем в разные режимные моменты могут повторять стихотворение
9. В пятницу каждый ребенок в течении дня рассказывают стихотворение.
Новизна предложенной мной работы с мнемотаблицами при разучивании стихотворений в том, что это помогло мне обогатить речевую развивающую среду, таблицы в течении недели всегда находятся в пользовании детей. Дети самостоятельно подходят, берут, стараются вспомнить, рассказать друг другу стихотворения по мнемотаблицам. Многие дети в группе с нетерпением ждут новых таблиц. На каждую лексическую тему подбирается 2- 3 стихотворения. Дети могут сами выбрать понравившееся им стихотворение, а так же выучить одно или два. Разучиваются стихотворения, предложенные программой и такие, которые помогают детям запоминать словарный материал по изучаемой теме. Рассматривая картинку в таблице, быстрее его запоминают. Например, изучая лексическую тему "Обувь"в мнемотаблице по стихотворению "Ботинок" Н. Шемякиной, дети запоминают и рассматривают элементы обуви: шнурки, подошва, каблук и язычок.
Изучаем мы ботинки:
Вот шнурки посерединке,
На подошве каблучок,
А вот это язычок!
Осторожно, словно кошку,
Гладит сын башмак ладошкой
И хохочет: " Караул!
А меня башмак лизнул!"
Понравилось детям смешное стихотворение про мишку и лапти.
Очень нравится детям стихотворение Листопад. Н. Минский. Первый раз я услышала его от своих детей лет 5 назад, когда они его разучили с другим воспитателем. Я еще не занималась работой с мнемотаблицами при разучивании стихов. Слово "конопат" у всех звучало по-разному: толпат, понопат и т. д. Моя напарница была педагом с 35 летним стажем, словарная работа обязательно проводилась, но видимо кто-то услышал и понял, но не все. А стихотвоение всем понравилось и каждый старался его мне рассказать. При изучении темы "Осень" я вспомнила о нем, внесла в группу мнемотаблицу. Мы рассмотрели картинку с конопатым мальчиком, дети с удовольствием выучили это стихотворение и теперь они понимали каждое рассказываемое слово.
Листопад!
Листопад!
Лес осенний конопат.
Налетели конопушки,
Стали рыжими опушки,
Ветер мимо пролетал,
Ветер лесу прошептал:
— Ты не жалуйся врачу,
Конопатых я лечу:
Все рыжинки оборву,
Побросаю их в траву!
Листопад! Листопад
Лексическая тема «Ягоды»
Ягоды – это крыжовник,
Клюква, черника, брусника,
Малина, клубника, шиповник,
Смородина и земляника.
Запомнил ягоды я наконец.
Что это значит? Я – молодец!
Лексическая тема "Мебель"
Если в комнату войти,
Мебель можно там найти:
Стол, диван, сервант и кресло,
Стул, комод – Всем хватит места.
Тумба, книжный шкаф, кровать –
Мебель я могу назвать.
Лексическая тема «Перелётные птицы»
Тили-тили, тили-тили –
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка –
Серенькое пёрышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж.
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели!
При разучивании стихотворения "Посуда" закрепляется словообразование.
Девочка Иринка порядок наводила.
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в маслёнке,
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно, в солонке!
При изучении темы "Цветы" помогают мнемотабицы по стихотворениям И. Асеевой "Считалочка"
Посадила я цветочки:
Маки – раз, два – ноготочки,
А гвоздики - это три:
Полюбуйся, посмотри!
Флокс – четыре, астры – пять.
Я их буду поливать!
Шесть – ромашки, семь – люпины,
Ну, а восемь – георгины,
Девять – маргаритки в ряд,-
Получился целый сад!
Десять – у крылечка встанут
Ярко-красные тюльпаны,
И одиннадцать – шиповник.
Я – хозяйка и садовник!
Цветы Е. Благинина
Как у нас на нашей грядке!
Сколько цветиков цветёт
Маргаритки,
Ноготки,
Астры — пёстрые цветки,
Георгины и левкой,
Выбираешь ты какой?
В итоге работы с мнематаблицами и картинками дети учатся сами узнавать символьные картинки и могут легко заучивать любой текст, им это интересно.
Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.
Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.