наталья влазнева
Использование стихотворений в развитии музыкальности у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Использование в практике музыкальных занятий стихов весьма полезно для работы с дошкольниками.
К. И. Чуковский, один из лучших исследователей детской речи, указывает, что дети, сочиняя или декламируя стихи, упиваются ими как музыкой, не вникая в их смысл. Их увлекает ритмика и созвучие стиха. Он также подметил, что детские стихи неотделимы от пляски, они ее организуют. Дети прыгают, как дикие, в своих массовых танцах, выкрикивая дразнилки, считалки. Они ни минуты не стоят на месте, то декламируя стихи, то напевая.
Публикация «Использование стихотворений в развитии музыкальности у детей» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Для музыкального воспитания речевые упражнения важны прежде всего потому, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Речевой слух – одна из основ слуха музыкального. Ребенок учится пользоваться выразительными средствами, общими для речи и музыки. К ним относятся темп, ритм, регистр, тембр, звуковысотный рисунок, артикуляция, штрихи, динамика, фактура, фразировка, акцентуация, форма.
Почти все выразительные средства музыки оказываются доступны для изучения и практического использования в речевых упражнениях детьми самого разного возраста. Речевые упражнения являются основой первоначальной музыкальной тренировки, ритмическими декламациями стихотворного и прозаического текста. Ритмической основой для декламации служит как естественный ритм модели, так и специально сочиненный или измененный в педагогических целях.
По отношению к музыке речевое упражнение означает ритмическую и тембро-звуковую тренировку. Ритм, заключенный в словах, фразах, ощущается детьми естественно и «извлекается» без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты. Ровное, метричное декламирование текста, ритмизированное произнесение отдельных слов, затем цепочек из слов, небольших динамических текстов с постепенным «извлечением» из них ритмической основы – вот вехи развития метроритма в речевых упражнениях. Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки, имена, рифмы. Многие десятилетия самой популярной кричалкой была и есть: «Кони, кони, кони сидели на балконе. Чай пили, чашки били, по-турецки говорили: чаби-чаляби, чаляби-чаби-чаби». Современная кричалка в наше время звучит так: «Мы как дружные конфетки замечательные детки. Карамельки – это мы, в нашей группе все важны. Будем мы всегда дружить, нас водою не разлить» (группа называется «Карамелька»). И сейчас вернулись пионерские речевки, но они наполнены другим смыслом. Дети их очень любят.
Хороший, сразу заинтересовывающий детей текст, является лучшей предпосылкой для плодотворного музицирования. При выборе текста следует принимать во внимание как содержательную, так и звуко-ритмическую сторону. Дети с воодушевлением принимают звуковую бессмыслицу. Тарабарские, чепуховые рифмы с удовольствием ими принимаются и музыкально обрабатываются. Любимы детьми так называемые цепные рифмы и песни, дающие возможность разворачивать длинные сюжеты.
Разнообразие речевой ритмики служит эффективным средством развития полиритмического слуха. Речевые полиритмические наложения, в том числе и речевой канон, доступные в исполнение даже дошкольникам, способствуют формированию дифференцированного внимания как необходимого условия коллективных форм музицирования.
Речевые упражнения служат также эффективным средством развития интонационного слуха – способности слышать и понимать содержательный смысл музыки.
Именно из речи ребенок черпает все более тонкие оттенки смысла и связывает их со звуковыми характеристиками. В речевых упражнениях широко используется игра чисто звуковыми элементами речи – артикуляционная игра и игра голосом. Игры способствуют развитию фонематического, тембрового и звуковысотного компонентов музыкального слуха, а также являются ценными фонопедическими упражнениями, подготавливающими детей к пению.
Фонематические и артикуляционные игры составляют богатейший раздел речевых игр. Удачно найденная форма, слог, интересная их тембро-ритмическая интерпритация могут стать элементом для импровизированной звуковой игры. Фонемные слоги для речевых игр часто образуются произвольным сочетанием звуков (синти-бринти, хоккери-доккери, фок-трок) и могут быть звукоподражательными (кап-кап, дили-дон, трах-бах). Во втором случае они носят знаковый характер, являясь прообразом целого ряда музыкальных интонаций, которые дети осваивают в первую очередь.
Речевые упражнения являются хорошей базой для знакомства и постижения строения музыкальной формы. Закономерности строения музыкальных форм осваиваются детьми в речи легко и просто. Перенесение их после музыкальных упражнений в инструментальные формы музицирования не составит труда и будет осмысленным.
Речевые упражнения – наиболее доступное и первейшее средство для развития предпосылок умения импровизировать. В самом начале детская речевая импровизация может выражаться лишь в добавлении нового слова и строчки для создания версии любимого стиха или песни, в поиске слова, подходящего по ритму, в образовании различных комбинаций из ритмизированной цепочки слов. Инструментальное сопровождение речевых упражнений дает дополнительные богатые возможности для различных интерпритаций. Главная роль здесь принадлежит «звучащим жестам», но не менее интересны они в сопровождении звуковысотных и шумовых ударных. Особое удовольствие и пользу дети получат, если речевые игры будут украшены выразительной мимикой и жестами.
Педагогу нужно постоянно подталкивать детей к поиску своего решения в речевой интонации, жестах, игре звуками, движении, в нахождении своего индивидуального варианта как способа самовыражения в коллективном музицировании. Радость детей от участия в совместном музицировании, их раскованность, свобода, удовольствие от слаженной «работы» чувства и мысли, творческое вдохновение не могут оставить равнодушным педагога, искренне любящего детей и желающего не только учить, но и развивать их. Педагог должен быть внимателен к любым проявлениям самостоятельности ребенка, так как творчество, мышление, эрудиция неотделимы друг от друга и являются составной частью процесса обучения.
Творчество – совершенно естественная способность ребенка играть, создавать новое.