Марина Кувичинская
Использование мнемотехники в развитии связной речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. В нашем коллективе неоднократно эта проблема являлась главной годовой задачей.
Публикация «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В настоящее время проблема развития речи становится особенно значимой. На основании наблюдений в своей работе на протяжении нескольких лет, мы пришли к выводу – дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором. И данная тенденция с каждым годом растет, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.
К. Д. Ушинский доказал: «Что учитывая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменение, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы. Множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, и усваивает легко и скоро, в два, три года столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот народный великий педагог – родное слово!».
На сегодняшний день ребенок-дошкольник, обладающий хорошей речью – явление очень редкое. Опираясь на накопленный опыт, я выделила в речи следующие проблемы :
• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.
• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
• Употребление нелитературных слов и выражений.
• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
• Неспособность выстроить монолог: например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
• Отсутствие умения обосновать свои утверждения.
• Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
• Плохая дикция.
Из основных правил методики мы знаем, что главная цель в развитии речи научить ребенка правильно выражать свои мысли, развивать его мыслительные способности; необходимо приучать детей самостоятельно приобретать знания об окружающих предметах, формировать у них способность к наблюдению. В связи с этим К. Д. Ушинский рекомендовал использовать различные методы развития речи и мышления, среди них наблюдение, рассматривание картинок, рассказы по картинкам.
Этого мнения придерживались С. Л. Рубейштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконина. Они считали, что одним из факторов облегчающих процесс становления связной речи является наглядность. Л. С. Выгодский в своей работе «Мышление и речь» выделил второй вспомогательный фактор, влияющий на процесс становления речи. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Мы знаем, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминания носит в основном непредсказуемый характер. Дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Поэтому в работе по обучению детей связной речи я решила использовать приёмы мнемотехники, которые помогут ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, научит его связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.
Актуальность данной проблемы определила тему работы: «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей».
Объект исследования: связная речь детей в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования: развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста при использовании приемов мнемотехники.
Цель исследования: выявить уровень развития связной речи в старшем дошкольном возрасте при использовании приемов мнемотехники.
В соответствии с целью были определены основные задачи исследования.
• Изучить теоретические аспекты проблемы развития связной речи.
• Выявить особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
• Изучить влияние приемов мнемотехники на развитие связной речи.
В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что при использовании приемов мнемотехники будет повышаться уровень развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
Для решения поставленных цели и задач исследования, проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы :
- анализ психолого-педагогической литературы;
- наблюдение;
- беседы;
- психолого-педагогический эксперимент;
- количественный анализ результатов.