МАРИЯ
Использование мнемотехнических приемов в процессе руководства игровой деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных задач детских образовательных учреждений является формирование и развитие у дошкольников связной самостоятельной речи, то есть умения четко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, легко объединяя отдельные элементы речи в единое смысловое и структурное целое. Для этого применяют метод мнемотехники.
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Публикация «Использование мнемотехнических приемов в процессе руководства игровой деятельности дошкольников» размещена в разделах
Основные задачи мнемотехники :
- развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения;
- развивать у детей психические процессы : мышление, внимание, воображение, память (различные виды) ;
- развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
- содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.
Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте.
Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы.
Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная информация. В детских садах часто встречается использование мнемотаблиц (схем или алгоритмов) в режимных процессах : умывания, одевания, сервировки столов, уход за комнатными растениями т. д. (для младших групп, в средней, старшей и подговительных группах задания усложняются).
Не маловажное значение имеют мнемотаблицы и в игровой деятельности дошкольников. Одной из таких является ознакомлении дошкольников с миром профессий с использованием мнемотехники.
Формирование системных знаний детей о профессиях предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, орудиями труда, преобразование человеком предмета труда в продукт, т. е. результат труда. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период.
В начале работы, обследовав детей, я выявила, что объем знаний о разных профессиях, о конкретных трудовых процессах, о значимости результатов труда для общества, низок. К тому же скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение внимания, несовершенно логическое мышление.
Поэтому я поставила перед собой цель: ознакомление дошкольников с миром профессий на основе современной технологии – мнемотехники.
Основные задачи данной игры:
- совершенствовать формы и методы работы по ознакомлению детей с миром профессий, их социальной адаптацией.
- содействовать развитию у детей интереса, мотивации к изучению мира профессий, к активному участию их в образовательном процессе
- способствовать развитию основных процессов – памяти, внимания, образного мышления.
- способствовать формированию умений и навыков у детей через использование средств мнемотехники.
- способствовать развитию творческих способностей, умению детей преобразовывать абстрактные символы, образы (перекодирование информации о профессиях, работать по образцу, по правилам, слушать взрослого, выполнять его инструкции.
- способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
- способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности.
- создать условия для формирования знаний о профессиях на основе взаимодействия с родителями.
По окончанию игрового процесса дети значительно увеличили свои познания в области профессий, расширили свой словарный запас и стали более грамотно излагать свои мысли.
Следующая игра, которая очень понравилась детям 1-ой старшей группы – это алгоритм «Расскажи о себе». Основная цель - составление рассказа о себе, своей внешности, своих близких, их интересах. Рассказы были самые разные. Например: «Я, мальчик, Денис М. Мне 5 лет. Мой цвет волос – коричневый (брюнет или шатен, не все дети знают о данной расцветке волос). Ну, обычный цвет волос. Цвет глаз – серый. Я живу на улице Кирова 22, с мамой и младшим братом и т. д.».
В процессе этой игры, дети научились правильно излагать свои мысли, выстраивать логическую цепочку, соблюдать последовательность событий, а также оценивать себя и своих близких со стороны.
Еще одна мнемотаблица, которая очень интересна и полезна для детей дошкольного возраста, «Расскажи-ка». Основная задача - систематизация знаний и обучение составлению рассказов на следующие темы: растения, посуда, дикие животные, домашние животные, деревья, мебель, фрукты-овощи, дома, птицы. Такие игры приносят большую помощь в развитии детей.
Мнемотехника для детей должны подаваться в виде игры. Очень важно правильно и точно подбирать рисунки и символы для таблиц, а изображения должны быть понятны и не вызывать у ребенка отрицательных ассоциаций. Для ребенка это увлекательная игра, а не просто скучное заучивание.
В заключении можно сделать вывод, что работа с мнемотаблицами позволяет не только сформировать знания о профессиях, о конкретных трудовых процессах, но и улучшить словарный запас, умения обобщать полученную информацию, связно и образно говорить.
Мнемотехника развивает не только связную речь, но и способствует психологическому раскрепощению ребенка, устраняет боязнь высказывания, вырабатывает смелость и уверенность в собственных силах.