Елена Федорив
Использование мнемотаблиц в художественно-речевом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Использование мнемотаблиц в художественно-речевом развитии
дошкольников.
Аннотация: актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное
Публикация «Использование мнемотаблиц в художественно-речевом развитии дошкольников» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы педагога приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Ключевые слова: мнемотехника, мнемоквадрат, мнемодорожка,
мнемотаблица.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами,
дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
На начало года, согласно мониторингу, в речи детей существуют
множество проблем:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (23%).
- Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение (17%).
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас (39%).
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно
сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ
(29 %).
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или
описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими
словами (36%).
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов
(12%).
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации,
регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. (8%).
- Плохая дикция (18,67%).
Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех
названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих
определений, связанных с запоминанием. На сегодняшний день стало
популярно такое направление как мнемотехника для развития речи детей.
Метод основан на визуальном восприятии информации с возможностью
последующего ее воспроизведения с помощью изображений.
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство
запоминания».
Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих
эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника – помогает развивать : ассоциативное мышление,
зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание,
воображение, связную речь, мелкую моторику.
Чтобы совсем стало понятно, что это такое, приведу пример:
наверно, многие изучали расположение цветов радуги, используя такую
поговорку: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан. По первым
буквам мы запоминаем какой цвет есть в радуге, и в каком порядке
располагаются цвета. Так вот в этом случае мы пользовались
мнемотехникой, мы облегчали себе запоминания путем образования
ассоциаций.
Сегодня такая техника набирает популярность и широко
используется в детском саду, педагогами, логопедами, психологами.
Знакомить ребенка с мнемотехникой надо постепенно, в игровой
форме. Сначала показать ребенку мнемоквадрат, потом мнемодорожку, а потом мнемотаблицы.
Изображение, которое нарисовано в мнемоквадрате, обозначает
либо одно слово, либо простое предложение.
Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов,
изображение в каждом мнемоквадрате обозначает либо одно слово, либо
словосочетание, и по ним уже составляются истории.
Мнемотаблица- это схема, в которой заложена определенная
информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое
слово или маленькое словосочетание придумывается картинка
(изображение); таким образом, глядя на эти схемы, ребенок легко
запоминает информацию.
Положительных развивающих моментов для детей от такой методики,
очень много.
Применяя эту технику в жизни, ребенок:
• Развивает память
• Воображение
• Интеллект
• Развивает образное мышление
• Внимательность
• Фантазию
• Учится выстраивать логические цепочки
• Развивает речь и увеличивает словарный запас
• Ребенок сможет с легкостью запоминать информацию
Мнемотехника включает в работу оба полушария головного мозга.
Левое, которое отвечает за логическое мышление и развитие речи, и
правое, которое отвечает за творческое начало.
Мнемотаблицы бывают двух видов : развивающие и обучающие. Если
мы работаем с развивающей мнемотаблицей, то детям показывается
таблица и расшифровывается закодированная информация.
Устанавливаются логические связки, количественные и качественные
характеристики. Затем дается время на запоминание таблицы. Таблица
убирается и дети воспроизводят ее графически по памяти. Возможен
вариант работы с помощью детей, если проведено ранее занятие по данной
теме. Работа может быть как индивидуальная, так и подгрупповая.
Принцип работы с обучающей мнемотаблицей несколько иной,
поскольку они содержат обучающую информацию, как правило,
незнакомую детям. Поэтому в этом случае основную задачу (объяснение)
берет на себя педагог, особенно если это первая мнемотаблица в
определенном направлении.
Начинать знакомство с мнемотехникой можно с 3 лет, познакомить
ребенка с мнемоквадратом.
В возрасте 4-7лет интересно работать уже с мнемодорожками и
мнемотаблицами. С их помощью, дети легко запоминаются стихи и
спокойно составляют рассказы - описания по картинкам.
Для работы с мнемотаблицами, нужны только сами мнемотаблицы.
То есть используются наглядные пособия – таблицы, где каждое
изображение имеет смысл. Таблицы можно создавать на разные темы, и
выглядеть они могут по- разному. Можно составить таблицу, просто
зарисовав карандашами ассоциативные образы, можно использовать яркие
картинки. Таблицу можно составить самостоятельно, а можно
воспользоваться готовой.
Для детей от 3 до 5 лет важно чтобы мнемотаблицы были цветные,
потому что они быстрей запоминают цветные образы:
апельсин – оранжевый, помидор – красный, трава – зеленая, и т. п.
Детям старше можно давать черно – белые таблицы.
Как заниматься по мнемотаблицам?
Алгоритм для того, чтобы выучить стихотворение:
• Выразительно прочитать стихотворение.
• Прочитать стихотворение еще раз, показывая изображение в
мнемотаблице.
• Уточнить все ли слова знакомы ребенку, если что — то не понятно,
или не знакомо, стоит объяснить в простой и доступной форме.
• Далее надо прочитать по строчке с опорой на мнемотаблицу, а
ребенок должен повторить, смотря на таблицу.
• И последнее, ребенок «читает» мнемотаблицу сам. То есть
воспроизводит то, что запомнил.
Это примерный план работы с мнемотаблицами по запоминаю
стихотворений. Каждый ребенок индивидуален, кому-то достаточно один
раз прочитать и показать пальчиком на картинки, и он все запомнил, а
кому-то стоит читать много раз для запоминания. В каких — то случаях вы
можете предложить ребенку раскрасить мнемотаблицу, и в процессе
прочитывать текст.