Марина Яковлева
Использование методики «Пальчиковые шаги» в работе с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
О важности развития мелкой моторики рук в дошкольном возрасте писали многие выдающиеся учёные современности.
У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.
Публикация «Использование методики „Пальчиковые шаги“ в работе с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Опираясь на методическое пособие «Пальчиковые шаги», разработанной педагогом Еленой Юрьевной Тимофеевой мною были созданы «сенсорные дорожки». В работе были использовали различные виды материалов (фетр, пуговицы, бисер, бусины, атласные ленты, другие материалы для рукоделия и крупы).
Авторы методики предлагают проводить работу с «сенсорными дорожками» в несколько этапов. Учитывая возраст детей в группе (2-3 года, я использовала первые два :
- На первом этапе происходит знакомство с ритмом стишка или приговорки, сопровождающей упражнение. Дети учились слышать и показывать ритм речевого сопровождения. Это важно не только в работе с «шагами». Это умение является необходимым для полноценного речевого развития в дошкольном возрасте и в дальнейшем при обучении в школе. Сначала ребёнок может отхлопать или отстукать ритм стихотворения, затем «прошагать» указательным и средним пальчиками этот ритм по столу. Когда ребёнком усвоен ритм «шагов», можно переходить к работе с дорожками.
- Второй этап включает в себя знакомство с дорожками и работу с ними. Перед началом работы дети просто проводили пальчиками по дорожкам, ощупывали пальчиками различные материалы, которые были использованы при их изготовлении. Дальше дети учились самому лёгкому варианту «шагов» - указательным и средним пальцем.
Использовать в работе с дошкольниками «сенсорные дорожки» можно в любом возрасте, постепенно усложняя задания, «шагать» остальными пальчиками в следующей последовательности: указательный и средний пальчики; указательный и безымянный пальчики; указательный палец и мизинец; большой палец и мизинец; большой и указательный пальчики; большой и средний пальчики; большой и безымянный пальчики; средний и безымянный пальчики; средний палец и мизинец; безымянный палец и мизинец. Самый сложный вариант работы — разнотипные и содружественные (одновременные) движения пальчиков обеих рук.