Татьяна Зыкова
Проект «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : обучающий, творческий
Сроки реализации:
долгосрочный (сентябрь 2017г. – май 2018г.)
Участники проекта :
Дети раннего возраста
Родители воспитанников
Актуальность проекта
Известно, что ранний возраст играет важную роль в развитии психических процессов ребенка. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Лыкова Колдина Д. Н. и др
Публикация «Проект „Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Проекты
- Проекты
- Рисование. Все материалы
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2019
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет не интересно рисовать пальчиками, делать отпечаток собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому важно, вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
Цель данного проекта : знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию и развитие психических процессов (внимание, речь, восприятие, мышление, воображение).
Задачи:
Для детей:
1. Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
2. Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
3. Развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие;
4. Воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.
5. Формировать навыки контроля и самоконтроля.
Для родителей:
1. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования;
2. Стимулировать их совместное творчество с детьми;
3. Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;
Предполагаемый результат
Дети
1. У детей формируются знаний о нетрадиционных способах рисования;
2. Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
3. Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
4. Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
5. Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Родители:
1. Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники;
2. Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
3. Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Принципы, используемые в работе с детьми :
1. От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
3. Принцип индивидуализации – обеспечивает развитие каждого ребенка. 4. 4. Связь обучения с жизнью. Изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от действительности. Дети рисуют то, что им хорошо знакомо, с чем встречались в повседневной жизни, что привлекает их внимание.
Формы работы с детьми :
создание игровой ситуации, проговаривание последовательности работы, наблюдения, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, организованная деятельность
Этапы реализации проекта :
1 этап.
Подготовительный
1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной теме; подбор программно-методического обеспечения по данной теме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
2. Разработка содержания проекта : «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2-3 лет».
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
2 этап.
Основной
1. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей младшей группы.
2. Формирование навыков художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.
3 этап.
Заключительный
Организация выставки
Деятельность по осуществлению проекта :
1. Составила перспективный план совместной деятельности по рисованию с использованием нетрадиционных техник (Приложение)
2. Разработала конспекты занятий для детей раннего возраста
3. Родителям были предложены консультации
«Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей»,
«Нетрадиционные техники рисования в младшей группе».
В своей работе с детьми я использовала следующие техники нетрадиционного рисования :
1. Рисование пальчиками — нанесение краски на бумагу при помощи кончиков пальцев. При соприкосновении пальца с бумагой на ней остаются отпечатки в виде цветных пятнышек круглой формы, а при проведении им по бумаге получаются линии. Краски (использовала гуашь) разводятся до густоты сметаны. При смене красок пальчики моют водой и вытирают салфеткой.
2. Рисование ладошкой - нанесение слоя краски на внутреннюю сторону ладони и ее прикладывание к листу бумаги для получения отпечатка.
Прикладывая ладошку к бумаге, и можно сжать или растопырить пальцы.
3. Рисование с помощью штампа (в качестве штампа использовала фигуры из поролона)— нанесение краски на поверхность специальной формы. Прикладывание красочным слоем к бумаге и придавливание с целью получения цветного оттиска.
В качестве штампа можно использовать деревянные геометрические фигурки из игрушечного строительного материала или вырезать шаблоны нужной формы.
4. Рисование ватными палочками техника рисования ватными палочками напоминает мозаику, когда из волшебных крупиц, шаг за шагом рождается картина. Несмотря на то, что техника в принципе не сложная, сама работа очень кропотливая, требует особой внимательности.
Итак, в палитре разводим водой нужный цвет краски и берём ватные палочки. Ватные палочки можно изготовить самостоятельно. Для этого надо намотать кусочек ваты на спичку, зубочистку или палочку. Это позволит сделать ватные палочки разной толщины, что существенно расширит художественные возможности (можно будет прорисовать более мелкие детали или напротив, сделать более крупные и пр.)
Ватной палочкой прикасаемся к листу бумаги и затем её осторожно поднимаем. На бумаге в итоге остается кружочек. Из таких вот кружочков и будет состоять картина. Постарайтесь, чтобы первые картины были незамысловатые по сюжету.
Перед начало занятия следует подготовить рабочее место. На столе должно быть самое необходимое. Вначале (при рисовании пальцами или ладонями)- лист бумаги и одна краска для каждого ребенка. Когда дети научатся рисовать красками аккуратно (вытирать руки салфеткой, не пачкать краской стол, одежду) можно предлагать несколько красок
В связи с особенностями раннего возраста на каждом занятии использовались игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры.
Эффективность данного проекта :
- в ходе подготовки и реализации данного проекта воспитанники группы «Светлячки» познакомились с новыми техниками рисования и используют их в самостоятельной творческой деятельности;
- использование нетрадиционных техник рисования благоприятно повлияло на развитие мелкой моторики рук;
- во время реализации проекта дети получили огромный заряд положительных эмоций!
Рисовать можно чем угодно и как угодно! Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, а нетрадиционные техники помогают этому. Во многом результат работы ребенка зависел от заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.
Такими стимулами были:
- игра,
- сюрпризный момент,
- просьба о помощи.
Кроме того важно живо и эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображений! В семье, как нигде, наиболее осуществим индивидуальный подход к ребенку, он-то и позволяет малышу утвердиться в своей художественной практике. Поэтому так важно сотворчество родителей и детей. Существенным условием художественного развития дошкольника является согласованность в действиях воспитателей и родителей. В детском саду и дома ребенок должен чувствовать себя членом коллектива и знать, что его труд- это частица большого интересного дела, которое приносит радость всем. Родителям необходимо быть более активными в создании дома атмосферы творчества, в совместных с детьми занятиях рисованием, изготовлением поделок.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
1. Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
2. Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
3. Тактильной чувствительности ( при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
4. Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками : рисование пальчиками, ладошками, ватными палочками, рисование штампом. Малышам очень нравится разнообразие техник. Работы стали более интересными, разнообразными. Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали проявлять творчество, фантазию, реализовать свой замысел, приобрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, им интересно рисовать пальчиками, делать забавный рисунок собственной ладошкой или пальчиком.
Работая с детьми, я отметила, что рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, а, напротив, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Так же применение нетрадиционных техник рисования позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.
Работу по нетрадиционному рисованию с детьми я продолжу дальше, способ рисования постепенно усложнится. Он будет заключаться в смешивании красок, где каждый пальчик будет обмакиваться в разные по цвету краски и наносить мазки, в добавлении нетрадиционных техник и материалов. Таким способом дети будут рисовать пушистых зверей (лисичку, мишку и т. д). Такой способ даст быстрый и положительный результат в творческой работе.
А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Список используемой литературы :
1. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.
2. Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р. Г. Казаковой. – М., 2007.
3. Белкина В. Н. и др. Дошкольник : обучение и развитие. – Ярославль, 1998.
4. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.
5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.
6. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
7. Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
8. Рисование с детьми дошкольного возраста : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. ТЦ Сфера, 2005.
Приложение 1
Месяц Техника нетрадиционного рисования Тема занятия
Октябрь Рисование пальчиками «Травка»
Ноябрь Оттиск (штамп) крышечкой «Мячи»
Декабрь Ватными палочками «Нарядим елочку»
Январь Ватными палочками «Падающий снег»
Февраль Рисование ладошками «Птички»
Ватными палочками «Украсим платье»
Март Ватными палочками «Цветы»
Рисование пальчиками «Весенняя капель»
Апрель Рисование пальчиками «Ручейки»
Ватными палочками «Волны»
Рисование ладошками «Осьминог»
Май Ватными палочками «Вот какие у нас флажки»
Ватными палочками «Праздничный салют»
Рисование пальчиками «Ласковое солнышко»