Екатерина Трапезникова
Инновационные формы работы с семьей как условие совместной интегративной деятельности участников образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети – зеркало семьи» - это замечательное выражение, которое точно передаёт смысл ориентации ребёнка на духовные и моральные ценности семьи. В каждой семье свои представления о хорошем и плохом, свои нравственные ценности, свои взгляды на воспитание ребёнка. Подражая близким, ребёнок овладевает формами поведения, способами общения с окружающими людьми. Сложно привить ребёнку те качества, которыми сам не обладаешь, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируются.
Публикация «Инновационные формы работы с семьей как условие совместной интегративной деятельности участников образовательного процесса» размещена в разделах
Семья и ДОО - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. К сожалению многие родители интересуются только питанием детей, считают, что детский сад – место, где только присматривают за ребёнком, пока родители на работе.
Педагоги, часто испытывают трудности в общении с родителями по этой причине. В результате этого, одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений с родителями, разработка инновационных форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку.
Для нас стало важным установить доверительный контакт между родителями и сотрудниками, сделать родителей равноправными и равноответственными партнерами в образовательном процессе детей.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а так же ответственности педагогов и родителей нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "Об образовании в Российской Федерации"
ст. 44 п1. гласит, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
2. ФГОС дошкольного образования определил задачи ДОО:
• содействие семье в организации сотрудничества детей и взрослых на основе признания ребенка полноценным участником образовательного процесса;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• сотрудничество с семьей;
• установление единства требований со стороны взрослых в воспитании детей;
• педагогическое просвещение родителей;
• изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;
• ознакомление родителей с жизнью и работой ДОО.
Основной целью совместной интегративной деятельности участников образовательного процесса является создание единого пространства «родители — дети — педагоги».
Для достижения данной цели перед сотрудниками ДОО ставятся следующие задачи:
• создание условий для участия родителей в жизни ребенка в детском саду;
• установление партнерских, доверительных, уважительных отношений между педагогами и родителями;
• оказание психолого-педагогической поддержки родителям в воспитании ребенка с ОВЗ и повышении компетентности в вопросах развития и воспитания, охраны и укрепления здоровья детей;
• непрерывное повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Таким образом, речь идет не об одностороннем воздействии на родителей а о взаимодействии детского сада и семьи, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями.
Для этого нами проводилось родительское собрание на тему : "Родительская любовь", которое носило неформальную обстановку с чаепитием, ненавязчивым общением и просмотром видеоролика "Мой ангел-хранитель". Нам хотелось получить эмоциональный отклик родителей, привлечь их внимание к проблемам детей. Видеоролик достаточно трогательный и эмоциональный, поэтому чтобы не смущать родителей мы создали камерную обстановку и приглушили свет.
Потом мы познакомили родителей с планом мероприятий на год, абсолютно все родители его приняли. К нашему удивлению, родители проявили инициативу и решили поучаствовать в открытом занятии - развлечении в роли педагогов.
Сама собой определилась творческая группа родителей, с которыми мы собирались составляли конспект, обговаривали роли, костюмы, репетировали. Наше занятие было выстроено в форме квеста, где родителям вместе с детьми приходилось решать творческие задания и собрать карту, которая приведет к сокровищам.
Следующим мероприятием в рамках совместной интегративной деятельности участников образовательного процесса, был выезд в театр кукол имени В. Вольховского. Мероприятие было организовано в входной день, мы встретились непосредственно в театре. Я, дети и инициативные родители пошли на спектакль, остальные родители ждали своих детей в фойе.
После спектакля мы кушали пирожное в буфете обсуждали кому что понравилось. Было принято решение посетить еще театр оперы и балета имени Глинки, но к сожалению это мероприятие не осуществилось из -за нехватки времени. Все эти мероприятия были проведены с детьми подготовительной к школе группы.
В этом году у нас вторая младшая группа. Наша работа по совместной интегративной деятельности участников образовательного процесса идет немного сложнее.
Причины я вижу в следующем:
• непонимание родителями самоценности периода детства;
• контингент родителей: т. е. территориальное расположение ДОО это окраина Металлургического района, родители очень сложные, их можно назвать "дети 90х", когда было тяжелое время для их родителей: им некогда было вкладывать в своих детей "прекрасное и светлое", они должны были работать, что бы прокормить семью. Эти дети выросли и привели к нам уже своих детей, к сожалению они просто не знают как нужно поступить в той или иной ситуации;
• незаинтересованность, занятость, нежелание некоторых родителей участвовать в проводимых мероприятиях, и отсюда – невысокий уровень явки;
• недостаточность информации у родителей о деятельности детей в детском саду.
В этом году нами было были запланированы следующие инновационные формы работы :
• Создание группы с использованием мессенджера VIBER;
• Создание медиатеки гендерных колыбельных, видеороликов;
Не смотря на то, что учебный год уже подходит к концу, мы с родителями до сих пор друг друга узнаем, привыкаем друг к другу. Работа идет медленно, можно сказать мы пока раскачиваемся.
Инновация с использованием мессенджера VIBER, пока мало эффективна, на данном этапе она служит доской объявлений. Хотя изначально, задумывалась для быстрого обмена информацией и для знакомства и сплочения родительской аудитории. Но к сожалению все свелось к банальным просьбам "завязать шарфик покрепче" и засорению информационного пространства.
Думаю, что эту форму работы мы будем пересматривать.
В планировании работы учитывается не только уровень знаний и умений семейного воспитания самих педагогов, но и уровень педагогической культуры семей, а также постоянно изучаются социальные и образовательные запросы родителей (интересы, нужды, потребности). Педагогический коллектив ДОО в постоянном поиске новых форм взаимодействия с семьями воспитанников, которые позволяют достигнуть реального сотрудничества.