Папки-передвижки

Использование метода мнемотехники в обучении учащихся начальных классов с недоразвитием интеллекта

Зорина Оксана Владимировна
Использование метода мнемотехники в обучении учащихся начальных классов с недоразвитием интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы

Известно, что у детей с тяжелыми нарушениями речи существуют следующие проблемы:

Недостаточный словарный запас;

• Нарушения грамматического строя речи;

• Плохо развита связная речь;

• Нарушено звукопроизношение.

Так же отмечаются нарушения формирования высших психических функций, что препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности:

• Ограниченный объем зрительного и слухового восприятия усложняет процесс запоминания и усвоения;

• Нарушение внимания приводит к трудностям в выполнении заданий на основе словесной инструкции;

Публикация «Использование метода мнемотехники в обучении учащихся начальных классов с недоразвитием интеллекта» размещена в разделах

• Отставания в развитии мыслительных операций вызывают затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

• Также у детей, имеющих тяжелые речевые нарушения, отмечается нарушение фонематического восприятия, внимания и памяти, дети не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью.

В силу этих и других причин дети-логопаты не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приемами и методами запоминания.

Важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, превратить непосильный труд в любимый и доступный вид деятельности – игру.

При развитии речи детей со сложной структурой дефекта, вполне обосновано использование творческих методик.

Одной из таких методик являются – мнемотехника.

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания».

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехнику разные авторы называют по-разному:

• Воробьева В. А. называет эту методику сенсорно-графическими схемами;

• Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями;

• Глухов В. П. – блоками – квадратами;

• Большева Т. В. – коллажем;

• Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа.

Основные задачи мнемотехники :

• развитие памяти;

• развитие логического мышления (умение анализировать и систематизировать);

• развитие образного мышления (кодирование любой информации);

• развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах;

• развитие звуковой культуры речи (артикуляционная гимнастика, автоматизация и дифференциация звуков);

• обогащение словарного запаса (существительные, прилагательные, глаголы).

• развитие и совершенствование навыков словообразования, работа над предлогами;

• развитие связной речи (обучение составлению рассказов, пересказу, отгадыванию и загадыванию загадок, заучивание стихов).

Работа строится от простого к сложному:

1. Начинаю работу с простейших мнемоквадратов. Таким образом проводится работа над словом (ознакомление с существительными, прилагательными, глаголами).

Например: Даётся слово – “девочка” и его символическое обозначение.

Когда ребенок уловит, что значит, зашифровать слово. Предлагают упражнение на самостоятельное кодирование слов и воспроизведение слов по своим условным обозначениям.

2. Освоив игру со словом, переходим к поэтапному кодированию сочетания слов (словосочетания) (большая машинка).

3. Запоминание и воспроизведение предложений. Например, “Маленькая девочка идет”

4. Когда выше перечисленные этапы работы детьми освоены, можно переходить к мнемодорожкам и работать уже над четверостишьем, стихотворением, несложной загадкой.

5. Переход к мнемотаблицам.

Мнемотаблица – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, действий, т. е. схема, в которую заложена определенная информация.

Этапы работы с мнемотаблицами :

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней нарисовано;

2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;

3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа с опорой на символы (образы, по заданной теме, т. е. происходит отработка метода запоминания.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц можно достичь следующих результатов:

• у детей появляется желание рассказывать стихотворения как на занятии, так и в повседневной жизни;

• активизируется и обогащается словарный запас;

• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;

• формируются практические навыки словоизменения и словообразования;

• закрепляются грамматические категории;

• развивается связная речь.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» В презентации освещаются проблемы речи детей дошкольников, раскрывается актуальность использования мнемотехники. Мнемотехника –технология.

Использование метода мнемотехники в обучении пересказу литературных произведении для детей старшего дошкольного возрастаИспользование метода мнемотехники в обучении пересказу литературных произведении для детей старшего дошкольного возраста На занятиях по развитию речи применяется такой вид деятельности как пересказ литературных произведений. В методической литературе методика.

Классный час «Покори свой Олимп» для учащихся начальных классов Классный час. Покори свой Олимп! Цель: расширить знания учащихся о современных Олимпийских играх и участии России в них. Задачи: 1. Формирование.

Классный час «Покори свой Олимп» для учащихся начальных классов Классный час. Покори свой Олимп! Цель: расширить знания учащихся о современных Олимпийских играх и участии России в них. Задачи: 1. Формирование.

Классный час для учащихся начальных классов «Жить — с книгою дружить» МБОУ – СОШ №1 им. Октябрьской революции г. Севска Учитель начальных классов: Маннанова Лариса Михайловна Классный час. Тема: «Жить – с книгою.

Памятка по русскому языку для учащихся начальных классов «Работа над ошибками» П А М Я Т К А РАБОТЫ НАД ОШИБКАМИ Разработала: учитель начальных классов Проказова Н. Г. МБОУ СОШ № 4 г. Реутов 1. Большая буква, точка.

Развитие технической речи у учащихся начальных классов на уроках технологии (из опыта практического педагога) В современных образовательных программах для начальной школы значительное место отводится развитию речи.

Тема: Объёмная аппликация из салфеток «Одуванчик», для учащихся начальных классовТема: Объёмная аппликация из салфеток «Одуванчик», для учащихся начальных классов ель: создание условий для знакомства с новым видом объемной аппликации из салфеток. Задачи урока: 1. Способствовать изучению технологии.

Теоретические основы развития наблюдательности у учащихся начальных классов Теоретические основы развития наблюдательности у учащихся начальных классов. В настоящее время актуальным становиться обучение, связанное.

Сценарий викторины по ПДД «Я по улице шагаю» для учащихся начальных классовСценарий викторины по ПДД «Я по улице шагаю» для учащихся начальных классов Добрый день, коллеги! Приглашаю Вас на викторину по правилам дорожного движения в начальную школу! 1. Как чаще всего называют водителя?.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование метода мнемотехники в обучении учащихся начальных классов с недоразвитием интеллекта
Опубликовано: 20 ноября 2019 в 14:35
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование метода мнемотехники в обучении учащихся начальных классов с недоразвитием интеллекта» (включая файлы) размещена пользователем Зорина Оксана Владимировна (УИ 1839934) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД