Зорина Оксана Владимировна
Использование метода мнемотехники в обучении учащихся начальных классов с недоразвитием интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что у детей с тяжелыми нарушениями речи существуют следующие проблемы:
• Недостаточный словарный запас;
• Нарушения грамматического строя речи;
• Плохо развита связная речь;
• Нарушено звукопроизношение.
Так же отмечаются нарушения формирования высших психических функций, что препятствует эффективной коррекции всей речевой деятельности:
• Ограниченный объем зрительного и слухового восприятия усложняет процесс запоминания и усвоения;
• Нарушение внимания приводит к трудностям в выполнении заданий на основе словесной инструкции;
Публикация «Использование метода мнемотехники в обучении учащихся начальных классов с недоразвитием интеллекта» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• Отставания в развитии мыслительных операций вызывают затруднения в овладении анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
• Также у детей, имеющих тяжелые речевые нарушения, отмечается нарушение фонематического восприятия, внимания и памяти, дети не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью.
В силу этих и других причин дети-логопаты не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приемами и методами запоминания.
Важно пробудить у детей интерес к занятиям, увлечь их, превратить непосильный труд в любимый и доступный вид деятельности – игру.
При развитии речи детей со сложной структурой дефекта, вполне обосновано использование творческих методик.
Одной из таких методик являются – мнемотехника.
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания».
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехнику разные авторы называют по-разному:
• Воробьева В. А. называет эту методику сенсорно-графическими схемами;
• Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями;
• Глухов В. П. – блоками – квадратами;
• Большева Т. В. – коллажем;
• Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа.
Основные задачи мнемотехники :
• развитие памяти;
• развитие логического мышления (умение анализировать и систематизировать);
• развитие образного мышления (кодирование любой информации);
• развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, рассказах;
• развитие звуковой культуры речи (артикуляционная гимнастика, автоматизация и дифференциация звуков);
• обогащение словарного запаса (существительные, прилагательные, глаголы).
• развитие и совершенствование навыков словообразования, работа над предлогами;
• развитие связной речи (обучение составлению рассказов, пересказу, отгадыванию и загадыванию загадок, заучивание стихов).
Работа строится от простого к сложному:
1. Начинаю работу с простейших мнемоквадратов. Таким образом проводится работа над словом (ознакомление с существительными, прилагательными, глаголами).
Например: Даётся слово – “девочка” и его символическое обозначение.
Когда ребенок уловит, что значит, зашифровать слово. Предлагают упражнение на самостоятельное кодирование слов и воспроизведение слов по своим условным обозначениям.
2. Освоив игру со словом, переходим к поэтапному кодированию сочетания слов (словосочетания) (большая машинка).
3. Запоминание и воспроизведение предложений. Например, “Маленькая девочка идет”
4. Когда выше перечисленные этапы работы детьми освоены, можно переходить к мнемодорожкам и работать уже над четверостишьем, стихотворением, несложной загадкой.
5. Переход к мнемотаблицам.
Мнемотаблица – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, действий, т. е. схема, в которую заложена определенная информация.
Этапы работы с мнемотаблицами :
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней нарисовано;
2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы;
3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа с опорой на символы (образы, по заданной теме, т. е. происходит отработка метода запоминания.
Таким образом, с помощью мнемотаблиц можно достичь следующих результатов:
• у детей появляется желание рассказывать стихотворения как на занятии, так и в повседневной жизни;
• активизируется и обогащается словарный запас;
• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;
• формируются практические навыки словоизменения и словообразования;
• закрепляются грамматические категории;
• развивается связная речь.