Светлана Корниенко
Теоретические основы развития наблюдательности у учащихся начальных классов
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретические основы развития наблюдательности у учащихся начальных классов.
В настоящее время актуальным становиться обучение, связанное с формированием уникальных учебных действий, направленных на самостоятельность ребёнка в получении знаний, общении, формировании выводов. Это связанно с развитием познавательной деятельности. В основе многих сторон познавательной деятельности школьников начальных классов лежит наблюдательность, которая в своей основе связана с любознательностью, пытливостью, гибкостью мышления, творчеством, воображением, адекватностью восприятия. Низкие уровни наблюдательности осложняют учебную деятельность школьника, ведут к неуспеваемости. Наблюдательность проявляется в умении подмечать существенное, в том числе и малозаметные особенности предметов и явлений.
Публикация «Теоретические основы развития наблюдательности у учащихся начальных классов» размещена в разделах
Наблюдательность необходима человеку в любом виде деятельности. Наблюдательный человек видит в окружающей природе больше, точнее, а значит, и отличается более широким кругозором. Быть наблюдательным значит уметь смотреть и видеть, слушать и слышать. Достигается это в процессе кропотливой работы учителя и учащихся путём многократных повторений и упражнений, которые могут быть организованны в разнообразных играх через специальные приёмы. Последние определяются их психологической структурой, которая представляет собой сложный механизм, включающий в себя многостороннее восприятие, устойчивое внимание, эмоциональные переживания, активную мыслительную и двигательную деятельность.
Отсутствие наблюдательности снижает продуктивность и качество учебной работы школьника, уменьшает эффективность труда учителя. Развитие наблюдательности – это одна из важных задач формирования познавательной установки и адекватной деятельности.
В толковом словаре русского языка под редакцией Д. Н. Ушакова наблюдательность – это способность подмечать ускользающие от других частности, подробности явлений, фактов.
В словаре практического психолога наблюдательность – это способность человека, проявляющаяся в умении подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений. Наблюдательность предполагает любознательность, пытливость и приобретается в жизненном опыте. Развитие наблюдательности – важная задача формирования познавательной установки и адекватного восприятия деятельности.
Проблема наблюдательности у детей занимает видное место в трудах педагога дореволюционной школы К. Д. Ушинского «Чтобы образовать обширный и сильный ум должно много наблюдать и думать» - говорил К. Д. Ушинский.
В. А. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребёнка. Он писал: «… деятельность, которая в наибольшей мере способствует развитию способностей, включает наблюдение, исследование, открытие самых разнообразных черт, особенностей, вещей, явлений – такие наблюдения и исследования, в ходе которых ребёнок, является активно заинтересованным лицом: он познаёт мир для обогащения своей деятельности. Активные наблюдения порождают любознательность и наблюдательность».
Существенный вклад в решение проблемы развития наблюдательности у детей внесли работы педагога А. П. Усовой, Н. П. Сокулиной и психологов А. А. Венгера, А. В. Запорожца и др. Они считали, что наблюдательность, как способность личности, имеет ярко выраженную сенсорную основу, основное внимание следует обращать не на формальные упражнения органов чувств, а на формальные восприятия в процессе осмысленной содержательной деятельности.
Психологи А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский отмечали, что наблюдательность – это одна из черт характера, сущность которой состоит в определённом, устойчивом, свойственном человеку познавательном отношении к действительности, преимущественной направленностью внимания на некоторую область.
Наблюдательность – сплав внимательности и мышления. Ребёнок по собственной инициативе подмечает в предмете какие - то новые стороны и специфические особенности, благодаря тому, что его восприятие и внимание носят аналитический характер – он не просто фиксирует внешний мир, для восприятия ему необходимы интеллектуальные действия. Он анализирует объект, сравнивает, оценивает, находит общее с другими. В научном и художественном творчестве умение наблюдать тесно связано с умением видеть проблемы.
Различия в наблюдательности в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей личности. Так, например, любознательность является фактором, способствующим развитию наблюдательности. Наблюдение очень тесно связано с наблюдательностью, где наблюдение выступает как процесс, а наблюдательность – как качество.
Наблюдением называется целенаправленное, планомерное восприятие. Наблюдение за предметом природы способствуют накопленную у учащихся запасы достоверных конкретно – образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в системе, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. В ходе наблюдений учащиеся получают и определенные практические умения и навыки. Наблюдения окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребёнка.
Наблюдая предметы и явления в самой природе, учащиеся исследуют их всеми органами чувств и убеждаются, что они реально существуют, а не в нашем сознании.
Формируясь, расширяясь и углубляясь в процессе целенаправленной деятельности, практического действия, игры и т. д., восприятие само переходит в самостоятельную деятельность наблюдения. Так же как ощущение включено в восприятие, так и восприятие включено в процесс активного наблюдения.
Наблюдения способствуют эстетическому воспитанию младших школьников. Общение ребёнка с природой – это могучий источник развития эмоций. Хороший эффект в формировании эстетических вкусов детей даёт развитие воображения детей, их фантазии в процессе наблюдений.
Наблюдение как восприятие тесно связанно с мышлением, поскольку основная форма чувственного познания, в результате которого человек накапливает факты, представления о том или ином предмете или явлении, связана с мышлением. Наблюдатель делает вывод, обобщение, выделяет закономерности и связи.
Наблюдение характеризуется большой активностью личности. Мы воспринимаем не всё из того, что бросилось нам в глаза, а вычленяем наиболее важное и интересное для себя. Восприятия, внимания, мышление и речь объединяются при наблюдении в единый процесс.
В процессе наблюдения характеризуется очень важное качество личности – наблюдательность, то есть подмечать в предметах и явлениях существенное, часто малозаметное, не выделяющееся из окружающего. Но именно это малозаметное нередко и важно для понимания того или иного предмета, явления.
Младший школьный возраст (с 6-77 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребёнка – поступлением в школу. Младший школьный возраст обещает ребёнку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности – учении. На основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и достаточном уровне умственного развития ребёнка возникают предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению.
В этом возрасте дети располагают значительными резервами развития; закрепляются и развиваются основные познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь).
К моменту поступления в школу словарный запас ребёнка увеличивается настолько, что он может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов.
Потребность в общении определяет развитие речи. На протяжении всего детства ребёнок интенсивно осваивает речь. Освоение речи превращается в речевую деятельность.
Учебная деятельность требует высших психологических функций – произвольности внимания, памяти, воображения. Внимание, память, воображение младшего школьника уже приобретают самостоятельность – ребёнок начинает владеть специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на учебной деятельности, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше.
Познавательная активность ребёнка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес.
Младший школьник в известной степени может и сам планировать свою деятельность. При этом он словесно проговаривает то, что он должен и в какой последовательности будет исполнять ту или иную работу. Планирование, безусловно, организует внимание ребёнка.
В школьные годы продолжается развитие памяти. В школе ребёнок встаёт перед необходимостью запоминать произвольно. Учебная деятельность неукоснительно требует от ребёнка запоминания. Произвольная память становиться функцией, на которую опирается учебная деятельность, и ребёнок приходит к пониманию необходимости заставить работать на себя свою память.
В младшем школьном возрасте ребёнок в своём воображении уже может создавать разнообразные ситуации. В условиях учебной деятельности к воображению ребёнка предъявляют специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям воображения. Учитель на уроке предлагает детям представить ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают развития воображения.
Ребёнок стремиться к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Ребёнок представляет себе реальную ситуацию и как бы действует в ней в своём воображении. Такое мышление, в котором решение задачи, происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно – образным. Образное мышление – основной вид мышления в младшем школьном возрасте.
Восприятие – эта форма психического отражения объективного мира, связанная с пониманием целостности отражаемого феномена. Развитость, глубина восприятия зависит от развитости ощущений, мышления, накопленного ранее опыта. Вместе с процессами ощущения восприятия обеспечивает непосредственно – чувственную ориентировку в окружающем мире.
Таким образом, развитие у детей способности к целенаправленному наблюдению может быть естественным образом вплетено в повседневную жизнь и учебную деятельность школьников. Наблюдение развивает у детей наблюдательность. Основные познавательные процессы: внимание, память, восприятие, воображение, мышление, речь закрепляются и развиваются в младшем школьном возрасте. При наблюдении они объединяются в единый процесс, что может повлиять на развитие наблюдательности.
Список используемой литературы.
1. Л. Ф. Обухов – «Возрастная психология»
2. Учебник для вузов
3. Г. А. Стюхина - «Психология развития младшего школьника»
4. Г. А. Стюхина – «Психофизиологические и психологические особенности детей младшего дошкольного возраста»