Ольга Харитонова
Использование логопедической ритмики в работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
В течение 2-х лет я использую логопедическую ритмику на занятиях с детьми, страдающими различными нарушениями.
Движения в сочетании со словом и музыкой представляют собой целостный воспитательно-коррекционный процесс :на детей благотворно влияют темп, слова,а ритмическая пульсация, с которой связаны движения,вызывает согласованную реакции всего организма.
Темочки:
- Логопедия. Работа логопеда
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Старшая группа
- Темочки
В работе выделяются несколько звеньев:
1. Развитие и коррекция неречевых процессов: слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений,зрительной ориентации, координации движений, чувства темпа и ритма в движении.
Примеры упражнений на развитие координации:
. Дети маршируют под музыку с мешочками на головах. Один ребенок
шагает без мешочка. На сигнал «хоп» дети снимают мешочки и кладут их
на пол. Смена музыки, дети бегут или подпрыгивают между мешочками.
Смена музыки (вновь звучит марш). Это сигнал. Нужно поднять
ближайший мешочек и положить его на голову. Тот, кто останется без
мешочка, садится в стороне отдыхать.
. Дети стоят парами. По сигналу педагога делают 8 прыжков вперед. После
четвертого прыжка меняют пары и снова прыгают на месте, все время
поворачиваясь вокруг себя. Смена музыки на высоком регистре: дети
маршируют и хлопают в ладоши перед собой. Смена музыки на низком
регистре: дети идут на пятках и хлопают в ладоши за спиной.
. Вращение кистями рук вверху (3-5 секунд)- напряжение мышц рук и
верхнего плечевого пояса, с последующим опусканием рук вниз –
расслабление. Повторить 2-3 раза.
. Притопывания ногами, руки за спиной – мышцы напряжены (5-8 секунд,
руки опущены, исходное положение -основная стойка, мышцы
расслаблены.
3
. Легкие и тяжелые руки. ( Музыка: венгерская народная мелодия).Дети стоят в
колоннах. Исходное положение: основная стойка, руки за спиной. Первая часть
музыки и ее повторение: такты 1-2 – плавный подъем рук вперед до уровня плеч
и опускание рук вниз и за спину; такты 3-4, 5-6, 7-8- повторение движений
1-2-го тактов. Вторая часть музыки и ее повторение: такты 9-12- сильное
качание рук вперед и назад, до уровня плеч. Колени слегла пружинят, руки
сжимаются в кулаки; такты 13-16- руки плавно поднимаются и опускаются вниз
и за спину, как в первой части музыки. Усилению и ослаблению музыкального
звучания соответствует усилие и ослабление мышечного напряжения.
Регуляция мышечного тонуса в игровой форме:
. Игра с водой. (Любая подвижная мелодия на размер 6/8). Дети сидят на полу,
будто бы на берегу реки, руки опущены. 1) Плавно развести руки в стороны и
назад, как бы в воде, сближая лопатки и несколько отклоняя корпус назад,
затем возвратиться в исходное положение, будто захватывая воду кистями
рук. 2) Кистями рук легко бить по воображаемой воде.
. Веселые ножки. (Любая плясовая мелодия). Дети сидят на стульях, упершись
руками в бедра, локти в стороны. Вначале ставят правую ногу на пятку,
сильно согнув ее в подъеме: носок смотрит вверх, пальцы свободны; затем
выпрямляют ее, касаются пола кончиками пальцев и приставляют к другой
ноге. То же, левой ногой. То же, обеими ногами вместе.
Упражнение на переключаемость движений:
. Дети стоят в две шеренги друг против друга и одновременно под музыку
(Д. Кабалевский, «Клоуны») на начало каждого такта исполняют два
противоположных движения. Одна шеренга приседает, другая, наоборот,
выпрямляется с подъемом на носки и т. д.
Упражнение на устойчивость внимания:
. Музыка импровизированного характера. Дети идут цепочкой в разных
направлениях. На неожиданный акцент в музыке ведущий цепочки опускается
на одно колено. Остальные продолжают движение. Снова звучит акцент в музы-
ке, идущий впереди опускается на одно колено. Так продолжается до тех пор,
пока все дети не встанут на одно колено. Затем это упражнение дети
проделывают в обратном порядке, пока все не встанут с колена и не образуется
вновь цепочка.
4
Упражнение на распределение внимания:
. Музыка Д. Кабалевского «Веселое путешествие». Дети (взрослые) стоят в кругу
в кругу и рассчитываются на первый, второй, третий. Первые идут под музыку
по кругу в правую сторону, вторые идут по кругу налево. Третьи стоят на месте
и хлопают в ладоши. Затем движение меняются: вторые идут направо, третьи
налево, первые хлопают. И наконец, третьи идут направо, первые налево,
вторые хлопают.
Упражнение на развитие слухового внимания:
. «Поспи и попляши». (Музыка Т. Ломовой «Игра с куклой».)Дети стоят в кругу,
в кругу, в руках у одного ребенка кукла. Первая часть музыки. На затакте
каждого такта ребенок плавным движением передает куклу своему соседу
справа (слева, который принимает ее на первый счет следующего такта, и
так до конца первой части музыки, которая заканчивается в миноре: кукла
засыпает, ребенок держит ее на руках. Вторая часть музыки: «Колыбельная».
ребенок, последним получивший куклу, ходит внутри круга, качает ее. После
окончания музыки он занимает свое место в кругу. Третья часть музыки.
Спящая кукла передается по кругу. Музыка оканчивается в мажорной
тональности. Кукла просыпается, ребенок ставит ее вертикально. Четвертая
часть музыки. «Плясовая».Тот, кто последним получит куклу, пляшет с нею
внутри круга, остальные хлопают в ладоши. Повторяется громко четвертая
часть музыки. Дети пляшут, а кукла «хлопает».
Упражнение на развитие речевого внимания:
. «Жуки». Дети свободно стоят по всей площадке. По сигналу-слову «Жуки
летают» разбегаются, затем по сигналу «Жуки упали на спинки и не могут
перевернуться» останавливаются, ложатся на спину и болтают в воздухе
ногами и руками. По сигналу быстро встают.
Игры для развития слухового внимания:
. «Дождик». Задачи: Согласовывать движения с музыкой, меняя их в зависимости
от смены характера музыки дети стоят, звучит мелодия «Прогулка»
(муз. Т. Ломовой, дети свободно ходят по всему залу –гуляют. Звучит мелодия
«Пляска» - дети пляшут, используя знакомые плясовые движения. Мелодия
«Дождик». Такты 1-2 дети смотрят вверх и поднимают ладони- ловят капельки
дождя. Такты 3-6 убегают на свои места. Игра повторяется несколько раз,
педагог напоминает детям, что надо внимательно слушать музыку.
5
. «С чем будем играть?». Задачи: Слушать и узнавать знакомую музыку и
двигаться в характере этой музыки, закреплять умение ходить с флажками
энергично, бодро, упражнять в плясовых движениях, выполнять топающий
шаг свободно, уверенно.
Игры на развитие речевого слуха:
. «Слушай и выполняй». Девочкам дают куклы, мальчикам – музыкальные
инструменты: бубны, погремушки, балалайки и пр. звучит мелодия «Прогулка»
(муз. Т. Ломовой). Девочки спокойным шагом идут в парк, затем садятся на
заранее указанные места (у боковой стены комнаты). Звучит мелодия
«Колыбельная»- девочки вслед за педагогом поют колыбельную и покачивают
кукол:
Баю бай, баю бай, Ты поспи, поспи часок
Поскорее засыпай Баю бай, баю бай,
Ты закрой, закрой глазок, Поскорее засыпай
Звучит мелодия «Музыканты». Музыканты идут бодрым шагом, ударяя в бубны
и звеня погремушками. Музыка заканчивается, музыканты садятся на свои места.
Одна из девочек подбегает к ним и просит их сыграть для кукол веселую мелодию
музыканты соглашаются, звучит «Плясовая». Девочки с куклами выбегают на
середину, танцуют. Такты 1-4 девочки приседают, ударяют кукол ножками об
пол «топ-топ, топ-топ». Такты 5-6 поднимают кукол и легко кружатся с ними.
По окончании танца одна из девочек может попросить музыкантов сыграть еще
раз. Здесь можно дать другую танцевальную мелодию, например польку.
2. Развитие речи и коррекция речевых нарушений. (Воспитание орального
Праксиса: «Удивились», «Горький лук», и др. ; развитие просодии:»Эхо»,
«Поезд» и др. ; воспитание и развитие темпа и дыхания, развитие фонематического слуха).
Игры на развитие фонематического восприятия:
. «Шмели и Жуки». Дети под спокойную мелодию идут по кругу,затем мелодия
меняется, и шмели с жуками летят на полянку. По сигналу педагога «ш-ш!»
шмели ложатся на спины и быстро машут лапками, жуки продолжают летать
вокруг лежащих шмелей. По сигналу педагога «ж-ж!» теперь жуки ложатся на
спины и машут лапками, а шмели летают вокруг них. Смена команд
повторяется несколько раз. Под возобновляющуюся музыку шмели и жуки
Улетают с поляны.
6
Игры на развитие артикуляционной моторики:
. «Лошадки». (Музыка М. Раухвергера). Дети стоят в колонне. Они лошадки.
Звучит музыка, все идут друг за другом. На акцент в музыке дети цокают
языком, подражая топоту копыт. Музыка прекращается. Лошадки
останавливаются. По предложению педагога: «Чья лошадка лучше умеет
цокать копытами?», двое детей идут навстречу друг другу и прищелкивают
языком. Остальные слушают.
Игры на развитие физиологического дыхания:
. Упражнение с цветами. (музыка А. Жилина «Вальс».) Дети стоят в кругу и
держат в руках по цветку или листику. На такты 1-8 слегка поднимают руки
вперед. На сильную долю каждого такта дуют на цветки (листики вперед-вверх)
Такты 9-16 (и их повторение) : дети поворачиваются направо (налево) и бегут по
кругу, держа цветы перед собой, дуют на них. С окончанием музыки приседают
(выдох).
Игры на развитие речевого дыхания:
. Дети активно и ритмично сближают кончики пальцев правой руки (2-й,3-й,4-й,
5-й и с большим пальцем). Пальцы должны касаться друг друга у самых ногтей.
Во время упражнения ритмично произносят текст :
Куры, гуси да ин-дюшки Заку-сили лебе-дой,
1/ 2 1/ 3 1/ 4 1/ 5 1/ 2 1/ 3 1/ 4 1/ 5
Наклевалися пе-трушки, Побе-жали за во-дой.
1/ 2 1/ 3 1/ 4 1/5 1/ 2 1/ 3 1/ 4 1/ 5
То же, левой рукой, затем двумя руками вместе.
Игры на развитие голоса:
. «Ау, Ау».Один ребенок прячется в зале за стульчикоми (за макетом деревца и
и т. д.) и время от времени говорит: «Ау». Другой или все дети ищут его.
Педагог читает стихи под тихий аккомпанемент спокойной музыки:
Я скажу тебе: «Ау!» Где я, где- реши скорей!
Угадай, где я стою. Иль левее, иль правей.
Ты найди меня, найди! Повнимательнее будь,
Здесь я, где-то на пути. Все облазить не забудь.
7
. «Эхо» дети под медленную, спокойную музыку ходят по лесу и собирают
ягоды, грибы. Одна группа детей уходит в один конец зала, другая-
в противоположный. Музыка становится более громкой, тревожной.
Первая группа детей громко произносит : «Ау- ау –ау!». Вторая отвечает
ей тихо: «Ау- ау- ау», под тихую музыку. Перекликаясь, обе группы
встречаются. Звучит марш, дети идут из леса домой.
Игры на четкое проговаривание согласных звуков:
. «Поезд с арбузами». Дети, стоя в кругу, перебрасывают мяч друг другу, а
затем педагогу. «Погрузка» арбузов на поезд. Затем дети под круговые
движения рук говорят: «Чу-чу-чу!». Поезд движется под музыку. С пре-
кращением музыки движение заканчивается. Дети произносят: «Ш -ш- ш!»
Начинается выгрузка арбузов с теми же движениями, что и при погрузке. и т. д.
Речевой материал подбирается логопедом в зависимости от того, какой звук надо
ввести в речь. В процессе дифференциации используется разнообразный материал.
Проводятся игры на развитие фонематического слуха типо «кто внимательный?».
дети под музыку идут по кругу, педагог называет звуки, дети хлопком в ладоши
выделяют нужный звук. Педагог называет слоги, дети выделяют нужный слог, хлопают в ладоши два раза. На правильно выделенное слово из ряда других дети приседают.
Для развития дикции и закрепления звуков проводятся игры, включающие речевой материал с оппозиционными звуками.
. «Трубочист». Дети стоят в кругу и говорят: «Вот веселый трубочист. Он трубы
чистит, чистит. Руки ходят вверх и вниз и крепко сжаты кисти». При этом дети
производят следующие движения: поднимают руки вверх, затем сгибают их в
локтях, сжимают кисти в кулак и с силой опускают руки вниз.
. «Болото». Дети образуют две группы: «журавли» и «лягушки». Посередине круг
- это «болото». Лягушки поют: «Лягушечки - квакушечки по бережку гуляют.
Комариков-судариков и мошек собирают». Им отвечает хор журавлей: «Журавлики – кораблики летят под небесами, все серые и белые и с длинными
носами. Лягушечки- квакушечки, коль живы быть хотите, то поскорей от
журавлей в болото уходите». Услышав пение журавлей, лягушки на корточках
скачут в болото. По окончании пения журавли прыгают, размахивают
крыльями- ловят тех лягушек, которые не успели прыгнуть в болото.
Пойманные лягушки выходят из игры.
3. Использование фольклорных произведений.
4. Развитие мелкой моторики пальцев рук.