Ольга Андреева
Использование палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД №1
Проблема обучения математики в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием математической науки и проникновением ее в различные области знаний. Поэтому обучение в детском саду направлено, прежде всего, на воспитание у детей привычки полноценной логической аргументации окружающего. Тема моей презентации «Использование палочек Кюизенера для развития математических представлений»
СЛАЙД №2
Публикация «Использование палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Наблюдение за образовательным процессом позволило сделать вывод о том, что сенсорный опыт и основные логические операции у детей сформированы недостаточно. Для эффективной работы педагоги нуждаются в многофункциональном развивающем дидактическом средстве, которое позволит «через руки», в доступной малышам форме подвести к пониманию различных абстрактных математических понятий, которое способно реализоваться в широком спектре видов деятельности, позволяющем вовлечь в общую работу детей с различными интересами, с разными ведущими каналами восприятия, помочь каждому ребенку проявить себя.
СЛАЙД №3
Математическое развитие – это не количество знаний, которое получил ребенок, а умение пользоваться ими, применять их в разнообразной самостоятельной деятельности, умение добывать знания, умение определять свое незнание, это высокий уровень психических процессов: воображения, мышления, связной речи и др., особенно важных для деятельности учения, и достичь этого можно на основе изучения математического материала посредством палочек Кюизенера.
Исходя из вышесказанного, цель работы заключается в создании условий для развития сенсорных эталонов и элементарных математических представлений с помощью палочек Кюизенера.
Слайд №4
задачи
Слайд №5
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию.
Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.
Слайд №6,7
Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм, является кубиком. В состав комплекта входят: белая - число 1, розовая - число 2, голубая – число 3, красная – число 4, жёлтая – число 5 фиолетовая – число 6 -, чёрная – число 7, бордовая – число 8, синяя – число 9, оранжевая – число 10.
Слайд №8
Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта. Палочки 2, 4, 8 образуют "красную семью"; 3,6,9 "синюю семью". "Семейство желтых" составляют 5 и 10. Подбор палочек в одно "семейство" (класс) происходит неслучайно, а связан с определенным соотношением их по величине. Например, в "семейство красных" входят числа кратные двум, "семейство синих" состоит из чисел, кратных трем; числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета. Кубик белого цвета ("семейство белых") целое число, раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное"семейство". В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной.
Слайд № 9,10,11
Способы реализации создают возможные варианты мотивации, помогая решить основные дидактические задачи
Слайд №12
За широкий спектр решаемых задач и способов применения палочки Кюизенера считаются универсальным полифункциональным дидактическим материалом.
Игровые методы и приемы повышают эффективность обучения, но они должны соответствовать уровню развития игры детей данного возраста.
Показ (демонстрация) способа действия в сочетании с объяснением или образец воспитателя. Это основной прием обучения, он носит наглядно-практически-действенный характер, дает возможность формировать навыки и умения у детей.
Инструкция для выполнения самостоятельных упражнений. В младшей группе инструкция предваряет каждое новое действие. В инструкции отражается, что и как надо делать, чтобы получить необходимый результат.
Один из основных приемов во всех возрастных группах – вопросы к детям. Они активизируют восприятие, память, мышление, речь детей, обеспечивают осмысление и усвоение материала.
Широко используются приёмы : наложение и приложение, обследование формы предмета, пересчитывание и отсчитывание по единице.
Для поддержания интереса детей, их внимания продумываются элементы занимательности, сюрпризные моменты.
Но самое широкое применение палочки Кюизенера получили для игр и упражнений в свободное время с детьми, а также для самостоятельной деятельности детей. Палочки интересны тем, что с ними можно работать как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости. Это даёт возможность упражнять детей в перенесении изображаемой модели из одной плоскости в другую.
Слайд №13
В мышлении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии. Деятельность с математическим пособием, основанная на активном думании, поиске способов действий, способствует общему интеллектуальному развитию детей, развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
К тому же сегодня на смену учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, эффективность которой основана на чутком отношении к ребенку и его развитию и на определении степени его самостоятельности. Поэтому палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход и идеи автодидактизма обретают все большее значение.
Особенностью данного пособия является следующие принципы :
— принцип развивающего образования
— принцип необходимости и достаточности
— принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников и спецификой образовательных областей, в соответствии с ФГОС
Слайд №14
Работа с родителями должна быть направлена на создание взаимоорганизованного образовательного процесса.
Вот примерный перечень работы с родителями
Пауза
СЛАЙД № 15.
В организации образовательного процесса прослеживалась интеграция данного направления с другими направлениями развития ребенка и образовательными областями по выбору содержательного аспекта и видам деятельности:
Слайд №16
На первом этапе палочки используются просто как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала — цвет, размер, форма. На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Слайд №17
Формирование математических представлений требует постоянной планомерной и системной работы. Задания должны предлагаться в определенном порядке, в игровой форме от простого к сложному- это способствует развитию внимания, памяти, воображения, пробуждению интереса к познанию нового. Использование палочки Кюизенера способствует успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулирует развитие творческого воображения, воспитывает настойчивость, волю, усидчивость, устремленность.