Приложение МААМ

Использование малых форм фольклора потешек как средство формирования глагольного словаря у детей раннего возраста 2–3 лет

Гулямова Оксана
Использование малых форм фольклора потешек как средство формирования глагольного словаря у детей раннего возраста 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Использование малых форм фольклора (потешек) как средство формирования глагольного словаря у детей раннего возраста (2-3 лет) с задержкой речевого развития.

Гулямова О. Н., учитель-логопед,

МБУ детский сад № 41 «Огонек»

Публикация «Использование малых форм фольклора потешек как средство формирования глагольного словаря у детей раннего возраста 2–3 лет» размещена в разделах

Ранний возраст - это период наиболее интенсивного развития ребёнка. Изменения, которые происходят с ребенком за первые три года, столь значительны, что некоторые психологи, размышляя о том, где же середина пути психического развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относят ее к трем годам. Основой данного возраста является развитие речи. Причем в речи наблюдается зависимость между ростом глагольного словаря и успешностью накопления слов в целом, следовательно, если глаголов менее десяти, речевое развитие задерживается. Это связано с тем, что глагольная лексика является пусковым механизмом для развития фразовой речи. Поэтому, при коррекционной работе с детьми раннего возраста имеющих задержку речевого развития (далее ЗРР) основное внимание мы уделяем развитию глагольного словаря.

Формирование глагольного словаря у детей раннего возраста происходит в различных сюжетных и подвижных играх с использованием потешек. Это связано с тем, что демонстрация действий или проговаривание глаголов не представляет для малышей интереса. А вслушиваясь в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он играет в «ладушки», притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет, радует его, организует его поведение. Следовательно, ребёнок не только выполняет действие, но и запоминает его, а в дальнейшем пытается досказать потешку.

Включение разнообразных потешек в режимные моменты благотворно влияет на речевое развитие ребёнка. Их содержание позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Ценность их в том и состоит, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек очень динамично, богато глаголами. Их легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Запоминая тексты потешек, дети вводят в свой словарь много разных глагольных форм. Особенно хороши потешки в форме вопросов и ответов, так как имеется возможность показать детям особенности вопросительной интонации. В них представлены образцы диалогической речи, а, как известно, диалог воспринимается легче, так как приближен к повседневной речи.

В связи с этим, данный вид детского фольклора представляет прекрасный речевой материал, который возможно использовать на занятиях по развитию речи. Слушая и повторяя его, дети представляют всю содержащуюся картинку в образах. Приучаются говорить внятно, не торопясь. Так же, при разучивании потешек детей упражняют в правильном произношении гласных и согласных звуков, звукоподражаний (кря-кря, тик-так, динь-динь). Учат произносить слова и звукоподражания в разном темпе (быстро, медленно) с разной силой голоса (тихо, громко). При повторении, знакомой потешки дети с удовольствием договаривают фразы.

Исходя из выявленных закономерностей формирования глагольного словаря у детей раннего возраста с ЗРР, мы наметили основные этапы и направления логопедической работы:

ЭТАПЫ НАПРАВЛЕНИЯ ЦЕЛЬ ПРИЁМЫ

ЭТАП Формирование импрессивной речи Сформировать слуховое восприятие : текста – фразы – слова.

Формировать потребность в речевом общении. Формировать импрессивную речь -показ предметов в действии с их называнием;

-показ ряда последовательных действий с предметами;

-выполнение поручений;

-наблюдения за живыми объектами.

Этап Формирование экспрессивной речи Сформировать самостоятельность в употреблении: слова – фразы – текста.

Формировать экспрессивную речь -совместное проговаривание слова;

-отраженное произнесение слова;

-договаривание слова в известной ребенку ситуации, подсказывающей нужное слово;

-ответы на конкретный вопрос: «Что делает?»

Этап Уточнения и закрепления Использовать глаголы в любых ситуациях. Уточнить и закрепить глагольный словарь -обыгрывание потешек;

-создание условий для самостоятельного использования потешек в различных ситуациях и в режимных моментах.

Основная коррекционно-логопедическая работа проводится на занятиях логопеда по развитию речи, чаще индивидуальные, иногда с подгруппами (2-3 ребёнка). Продолжительность занятия 10 - 15 минут. Каждое и которых состоит из нескольких частей, подчинённых общей теме и задачам.

В процессе коррекционно-логопедической работы соблюдается преемственность между различными специалистами дошкольного учреждения: логопедом, психологом и воспитателем, у которого занимается ребенок.

Роль психолога, особенно важна на первом этапе работы. Она заключается в развитии у детей внимания и памяти, а также мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения.

Роль воспитателя в первую очередь заключается в закреплении пройденного на логопедических занятиях при ознакомлении с окружающим, в сюжетных играх и в режимных моментах.

Обязательно включение родителей в коррекционную работу с ребенком. Основная задача родителей – закрепление навыков, усвоенных ребенком.

Основой планирования занятий для нас был тематический план. Тема, выбранная для изучения с детьми, располагалась в виде цепочки последовательных занятий: где уточняется или закрепляется познавательный и речевой материал темы.

План работы с детьми раннего возраста по формированию глагольного словаря посредством малой фольклорной формы (потешки).

ТЕМА ЦЕЛЬ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

Части тела

активизировать глагольный словарь

Где же наши ручки?

А вот наши ручки!

Где же наши ножки?

А вот наши ножки!

А вот это (Мишин) нос

Весь козюльками зарос.

А вот это глазки,

А вот это ушки,

А вот это щёчки толстые подушки,

Ну а это что? Живот!

А вот это … (Мишин) рот!

Покажи-ка язычок,

Пощекочу тебе бочок.

Ротик мой умеет кушать,

Нос дышать, а ушки слушать,

Глазоньки моргать- моргать,

Ручки – всё хватать-хватать.

Водичка водичка умой мое личико

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Зайка белый умывается

Зайка белый умывается,

Видно, в гости собирается,

Вымыл ротик,

Вымыл носик,

Вымыл ухо,

Вытер сухо.

Что за ножки, что за ножки

У тебя, у нашей крошки!

Ни собачке и ни кошке

Не дадим твои мы ножки.

Эти ножки, эти ножки

Будут бегать по дорожке.

Семья

активизировать глагольный словарь

Ты расти-расти, сынок,

Как пшеничный колосок,

Чтоб тебя отец любил,

За проказы не бранил,

Чтобы мамка берегла,

Каждый день блины пекла!

Ну, а я тебе пока

Дам парного молока!

Кто у нас любимый самый?

- Съешь ложку первую за маму,

А вторую за кого?

- Да за папу твоего,

За кого же третью ложку?

- За веселую матрешку,

Съешь за бабу,

Съешь за деду,

Съешь побольше, не жалей!

Игрушки

активизировать глагольный словарь

Солнышко, солнышко,

загляни в окошко.

Загляни в окошко,

разбуди Сережку.

Чтоб денек чуть- чуть был дольше,

чтобы мы узнали больше,

чтоб игрушки не скучали,

а с Сереженькой играли.

Осень

активизировать глагольный словарь

Старый заяц сено косит,

А лиса сгребает.

Муха сено к возу носит,

А комар кидает.

Довезли до сеновала –

С воза муха закричала:

«На чердак я не пойду,

Я оттуда упаду,

Ноженьку сломаю,

Буду я хромая».

Ножки, ножки, где вы были?

- За грибами в лес ходили.

- А вы, ручки, помогали?

- Мы грибочки собирали.

- А вы, глазки, помогали?

- Мы искали да смотрели,

все пенечки оглядели.

Вот и Ванечка с грибком,

С подосиновичком.

Овощи

активизировать глагольный словарь

Тыква-тыква подросла,

Тыкву мама принесла;

Папа-папа – воду грей!

Варим тыкву поскорей.

Деда, баба и внучок

Льют-польют кабачок,

Льют-польют кабачок

Баба, деда и внучок,

Чтоб скорее он зрел!

Чтоб скорее он спел!

Что скорее-скорей

Его ротик наш съел!

Ай, огурчик молодой!

Ай, помыли мы водой!

Ай, ты в ротик к нам лети!

Ай, на зубках похрусти!

Фрукты

активизировать глагольный словарь

Грушка-грушка - высоко!

К ней добраться нелегко;

Вся поспела - погляди!

Грушка-грушка - упади.

Что за грохот - бум-бум-бум -

Яблочко упало!

В травке яблочко найдём

Чтобы не пропало.

Домашние животные

активизировать глагольный словарь

Ай, бай, бай, бай,

Ты собачка, не лай!

Ты, корова, не мычи!

Ты, овечка, не кричи!

А наш мальчик будет спать,

Станет глазки закрывать.

Ходит по полю бычок:

"Вкусно пахнет как лучок!

В носике щекочется -

Скушаю, раз хочется".

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись:

Наша деточка пойдёт,

Через киску упадёт.

Кот на печку пошёл,

Горшок каши нашёл.

На печи калачи

Как огонь горячи.

Пряники пекутся,

Коту в лапки не даются.

Одежда

активизировать глагольный словарь

Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай,

По порядку надевай.

Первыми – трусики,

А за ними маечку:

Девочке – с бусинкой,

Мальчику – с зайчиком.

А потом колготки

Мы с тобой наденем,

Каждую ножку

В домик свой поселим.

Вот и до рубашечки

Добрались с тобой.

Здесь у каждой ручки

Домик тоже свой.

А теперь штанишки

Смело одевай.

В них свою рубашечку

Умело заправляй.

Посмотри, на улице

Стало холодать.

Пришло время кофточку

Деткам одевать.

Были у сыночка в гостях

два цыпленка в лаптях,

Петушок в сапожках,

Курочка в сережках,

Селезень в кафтане,

Утка в сарафане,

А корова в юбке,

В теплом полушубке.

Зима

активизировать глагольный словарь

Уж ты зимушка-зима,

Ты с морозами пришла.

Ветер воет, вьюга вьёт,

Вдоль по улице метёт.

Белым снегом замело

Все дороги на село,

Все дороги, все пути,

Ни проехать не пройти.

Ты, мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой.

А мы саночки возьмём,

Мы на улицу пойдём,

Сядем в саночки –

Самокаточки.

Зимние развлечения

активизировать глагольный словарь

Мы гуляем, мы гуляем!

Погуляем – поглядим,

Аппетит, как нагуляем

Мяско вкусное съедим.

Купим сыну валенки,

Наденем на ноженьки,

Пустим по дороженьке.

Будет наш сынок ходить,

Новы валенки носить.

Дикие животные

активизировать глагольный словарь

Мишка косолапый

По лесу идет,

Шишки собирает

В сумочку кладет.

Вдруг упала шишка

Прямо мишке в лоб,

Мишка рассердился

И ногою топ!

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать!

Зайку волк испугал!

Зайка тут же убежал!

Ой ты, заяц косой – вот так!

Не ходи ты за мной – вот так!

В огород попадешь – вот так!

Всю капусту сгрызешь – вот так,

Как поймаю тебя – вот так,

Как за уши схвачу – вот так,

Да и хвост откручу – вот так!

Весна

активизировать глагольный словарь

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи -

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

Солнышко, солнце,

Выгляни в оконце,

Посвети немножко,

Дам тебе горошка!

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Дождик, дождик, посильней -

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки

На нашем лужочке.

Дождик, дождик, пуще,

Расти, трава, гуще

Мамочка моя

активизировать глагольный словарь

Ам! Ам! Ам! Ам!

Я тебе конфету дам,

Но сперва за маму нашу

Скушай ложку манной каши!

Ам! Ам! Ам! Ам!

У козы-то у рогатой

Дома малые козлята.

Весело по лавкам скачут,

Не балуются, не плачут.

Мама из лесу придет,

Молочка им принесет.

Посуда

активизировать глагольный словарь

Кастрюля-хитрюля нам кашки сварила.

Нам кашки сварила, платочком накрыла.

Платочком накрыла и ждет нас, пождет,

И ждет, кто же первым придет?

Варись, варись, кашка,

В голубенькой чашке,

Варись поскорее,

Булькай веселее.

Это — ложка

Это — чашка

В чашке гречневая кашка

Ложка в чашке побывала -

Кашки гречневой не стало!

Потешки содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое их прослушивание помогают усвоить новые формы слов, обозначающих действия.

Таким образом, накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.

Список литературы:

1. Батяева С. В., Савостьянова Е. В. Альбом по развитию речи для самых маленьких. – М. : ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010. – 88 с.

2. Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. — М. : ТЦ Сфера, 2003. — 176 с.

3. Громова О. Е. Стимульный материал для развития речи детей раннего возраста.

4. Закревская О. В. Развивайся, малыш : система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста / О. В. Закревская. – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2010. – 88 с.

5. Кириллова Е. В. логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера,2011. – 64 с.

6. Комплексное сопровождение детей 2-4 лет с речевыми нарушениями: диагностика, планирование, рекомендации, конспекты занятий, лингвистический материал / авт. -сост. С. Ю. Шерстобитова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 156 с.

7. Серия «Вперёд малыш» Елена Янушко РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПЕРВЫЕ ГЛАГОЛЫ.

8. Смирнова Л. Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребёнка от рождения до четырёх лет / Л. Н. Смирнова, С. Н. Овчинникова – М. : АСТ : Астрель, 2009. – 175 с.

9. Тематический словарь в картинках : Азбука действий: кто что делает? — М. : Школьная Пресса, 2010. — 56 с.

10. Чистякова И. А. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников : Книга для логопедов, воспитателей и родителей. — СПб. : КАРО, 2005. — 96 с.

Публикации по теме:

«Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» «Бизиборд как средство развития детей раннего возраста» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Центр.

Благоустройство территории ДОУ по мотивам сказок с использованием малых архитектурных формБлагоустройство территории ДОУ по мотивам сказок с использованием малых архитектурных форм Территория дошкольного учреждения - это его своеобразная визитная карточка. Как театр начинается с вешалки, так детский сад начинается.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста Использование русского фольклора в адаптации детей раннего возраста. Сценарий развлечения «Веснянка» в первой младшей группе МКДОУ д/с.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Музыкальные игры как средство развития детей раннего возрастаМузыкальные игры как средство развития детей раннего возраста Наш детский сад МБДОУ 29 г. Азова является муниципальной инновационной площадкой по апробации и внедрению комплексной образовательной программы.

Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУИспользование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С №10 "КРОХА" Статья на тему: «Использование фольклора в период адаптации.

Украшаем участок детского сада. Создание фигур малых форм из природного и бросового материала.Украшаем участок детского сада. Создание фигур малых форм из природного и бросового материала. Хотелось бы поделиться как нам удалось украсить и преобразить участок детского сада к лету. Оценив наши возможности, мы объявили конкурс.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование малых форм фольклора потешек как средство формирования глагольного словаря у детей раннего возраста 2–3 лет
Опубликовано: 5 декабря 2020 в 17:54
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование малых форм фольклора потешек как средство формирования глагольного словаря у детей раннего возраста 2–3 лет» (включая файлы) размещена пользователем Гулямова Оксана (УИ 2103279) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД