Ольга Ткаченко
Конспект занятия по трудовой деятельности «Использование малых фольклорных форм в труде-посадка луковичных растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
совместной трудовой деятельности
воспитателя с детьми
подготовительной группы
на тему «Использование малых фольклорных форм в труде :
«Посадка луковичных растений»
Задачи:
Образовательные:
1. Совершенствовать знания детей о растениях, об их видах, особенности роста и развития, способах ухода за ними.
Публикация «Конспект занятия по трудовой деятельности „Использование малых фольклорных форм в труде-посадка луковичных растений“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Посадка и выращивание
- Народная культура, фольклор
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Посадка и выращивание. Конспекты занятий
- Растения. Изучаем мир растений
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
2. Формировать у детей умение трудиться в большом коллективе, учить оценивать общий труд, свою долю участия в нём, труд товарища с позиции достижения общего результата.
3. Совершенствовать трудовые навыки и планировать работу по посадке луковичных растений, умение самостоятельно пользоваться оборудованием, работать в едином темпе.
Развивающие:
1. Развивать общую и мелкую моторику.
2. Развивать любознательность, сообразительность, познавательные способности, интерес к русским народным пословицам.
3. Развивать положительное отношение к труду, прививать детям навыки культуры труда : умение определять цель труда, планировать наиболее рациональный путь ее достижения, правильно отбирать нужные материалы и инструменты для труда, целесообразно их размещать, выполняя необходимые трудовые операции.
4. Закрепить знания детей о том, что для роста растений (и цветов) необходимы свет, тепло, плодородная почва, влага.
5. Развивать познавательную активность детей, их самостоятельную поисковую деятельность на базе проведенной ранее опытно-экспериментальной работы.
Воспитательные:
1. Воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи, дружелюбие, аккуратность.
2. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, заботу о живом.
3. Воспитывать личностные качества: ответственность, целеустремленность, настойчивость, умение работать дружно и согласованно, доводить труд до конечного результата, аккуратность при выполнении работы
Интеграция образовательных областей:
- труд;
- познание;
- социализация.
Сопутствующие образовательные области:
- художественное творчество;
- коммуникация.
Словарная работа:
обогащение – «до поры до времени», условия, рыхление, трудовые действия;
активизация - рост растений, свет, тепло, плодородная почва, влага; насыпать, согрелась до комнатной температуры, верхушка, плотно прижимаем; бутоны, луковица, нежный, миленький, молоденький, красивый, замечательный.
Предварительная работа:
Совместная работа детей и воспитателя в уголке природы:
1. Эксперименты, опыты:
а) с почвой (глиной, песком, черноземом);
б) по размножению комнатных растений и цветов разными способами: черенкование, посадка семян, луковиц зефирантеса, посадка черенков фикуса, традесканции, листьев бегонии, узамбарской фиалки, отростков каланхое, хлорофитума;
2. Изучение строения растений, корней растений (длинный – прямой, мочалка, луковица).
3. Изготовление и ведение дневников наблюдений.
4. Чтение произведений о растениях.
5. Рассматривание энциклопедий «Мир растений», журналов, наборов картинок.
6. Рассматривание комнатных растений.
7. Подготовка посадочных горшочков и лотков с землей.
Материал и оборудование
(по количеству детей) :
- заранее украшенные горшочки и лотки,
- земля, песок и керамзит,
- карточки с изображением последовательности трудовых действий при посадке растений;
- клеенка;
- лейки с водой,
- лопаточки, совочки,
- луковицы цветов (гиацинты, крокусы, тюльпаны) для посадки;
- макет цветка на лепестках которого изображены благоприятные и неблагоприятные условия для жизни растений (1 шт.);
- салфетки,
- таблички с изображением цветов;
- фартуки,
- этикетки с именами детей.
Ход совместной деятельности воспитателя с детьми:
Дети и воспитатель наблюдают за состоянием погоды через окно, радуются и восхищаются сегодняшней погодой.
Воспитатель: Дети, давайте отметим погоду в календаре природы. Обратите внимание, соответствуют ли картинки состоянию погоды сегодня, сейчас.
( Уточняют:
- время года,
- название месяца,
- день недели,
- дату,
- соответствие карточек – картинок состоянию погоды и природы)
Воспитатель: (обращает внимание на значок «Цветок в горшочке» и сегодняшнюю дату) А вот и наша напоминалочка! Что она нам подсказывает?
Дети: (Это значит, что в этот день надо сделать важное дело, цветочек – значит, пришла пора сажать цветы в горшочек).
Воспитатель: Как хорошо, что мы отметили этот день. И если бы мы не отметили, мы бы забыли о том, что по «Календарю огородника» сегодня благоприятный день для посадки растений : «До поры до времени не сеют семени».
Воспитатель: А какие растения мы хотели посадить?
Дети: (луковичные цветы, гиацинты, крокусы, тюльпаны).
Воспитатель: А для чего нам нужны луковичные цветы?
Дети: (украсить группу к празднику, чтобы стало красиво в группе в то время, когда за окном еще зима, а самое главное, пронаблюдать, как растет и развивается растение).
Воспитатель: Мы уже с вами заготовили землю для посадки луковиц цветов. Но посадить растение – это полдела, а самое главное – его вырастить. Давайте вспомним, какие условия необходимо соблюдать, чтобы растение не погибло, а выросло здоровым и красивым. Поможет нам в этом волшебный цветок.
На магнитной доске висит сердцевина цветка.
Воспитатель: Послушайте задание: подберите и прикрепите к цветку только те лепестки, на которых изображены условия, помогающие цветку расти.
( Дети выбирают лепестки со следующими изображениями: лейка с водой, горшок с землей в трех вариантах: с глиняной почвой; черноземом, песчаной почвой и керамзитом; темнота, солнышко, листок протираемый тряпочкой; рыхление; горшок с цветком полон воды).
Дети выбирают нужные карточки, прикрепляют к цветку и рассказывают, чем это полезно или вредно для растения, дополняют ответы.
Воспитатель: Ну, что же, юные экологи, вы показали отличные знания по цветоводству, и допускаетесь к посадке цветов.
Воспитатель: У меня есть технологические карты по посадке луковиц цветов, по которым можно определить последовательность наших трудовых действий. Сейчас я их расставлю и мы вспомним порядок действий.
(Воспитатель расставляет картинки заведомо неправильно и начинает их комментируют. Дети поправляют воспитателя и выкладывают правильный порядок действий).
Дети: - На первой карточке изображена цель.
Воспитатель: - Какая у нас сейчас цель?
Дети: Посадить луковицы цветов для украшения группы.
Дети: На второй карточке изображены материалы, которые мы будем использовать. Это - земля, вода, луковицы.
Дети: На третьей карточке мы видим, изображены инструменты, которые пригодятся нам при посадке луковиц : клеёнка, фартуки, ящик, грабли, лейка, тряпочки.
Дети: На четвёртой карточке мы видим последовательное выполнение работы.
Воспитатель: Давайте рассмотрим по подробнее. Что сначала мы будем делать?
Дети: Сначала нужно насыпать землю в горшочек.
Воспитатель: Правильно. Для чего?
Дети: Что бы она согрелась до комнатной температуры, и луковицы не погибли.
Воспитатель: Затем мы что делаем?
Дети: Палочкой-меркой делаем ямку в земле. В нее сажаем луковицу цветка, так, чтобы верхушка была видна, и плотно прижимаем луковицу в земле. Затем поливаем.
Дети: На последней картинке изображён результат труда.
Воспитатель: Какой?
Дети: Из выращенных луковиц появятся замечательные цветы или бутоны.
Воспитатель: Ребята мы с вами сложили по порядку технологическую карту и теперь можем приступить к работе. Работать вы можете по одному, в парах или небольшой группкой, но только не забывайте, что если ты работаешь не один нужно уметь договориться с товарищем и распределить между собой работу.
Воспитатель: Начинаем действовать, в соответствии с нашей схемой.
Дети подходят к подсобным столам, надевают фартуки, берут инструменты, материалы, подготавливают рабочее место, выбирают луковицы (перед луковицами на столе картинки с изображениями тех цветов, которые дети хотят посадить на выбор: тюльпаны, крокусы, гиацинты, начинают сажать.
Дети приступают к работе.
В ходе работы воспитатель беседует с детьми (с каждым индивидуально) о том, как называется цветок, который они выбрали для посадки.
В ходе труда воспитатель дает советы, помогает в организации, напоминает порядок работы, предлагает сравнить последовательность своих действий со схемой, следит за действиями детей по отношению друг к другу, напоминает правила безопасности.
В подходящих ситуациях проговаривает начало, а дети окончание пословиц: «Не хвались наперед, погляди в конец: каков делу конец будет», «Торопливый дважды одно дело делает», «Всего вдруг не сделаешь».
Отмечает старательных детей, дети «дарят» растениям добрые слова (нежный, миленький, молоденький, красивый, замечательный).
Во время выполнения работы воспитатель с детьми повторяют знакомые пословицы о труде :
«Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда»
«Глаза боятся, а руки делают»,
«Дело мастера боится»,
«Кончил дело - гуляй смело!»,
«Умелые руки не знают скуки»,
«Хочешь есть калачи, не сиди на печи»,
«Что посеешь, то и пожнешь»,
«Всякая работа мастера хвалит»,
«Всякий человек у дела познается»,
«Всякое уменье трудом дается»,
«Дело спеши, да людей не смеши»,
«Земля заботу любит»,
«Поспешай, да не торопись»
«Цветы, что дети, уход любят».
Воспитатель: Ну что ж, все с работой справились, работали вы сегодня с душой, дружно, помогали друг другу. Представьте себе, как же скоро будет красиво в нашей группе! Куда же надо поставить горшочки с посаженными луковицами?
Дети: Надо поставить в тёплое и светлое место, ближе к солнечному свету.
(ставят горшки с луковицами в поддоны на окно)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что не все пункты технологической карты выполнены – не убраны рабочие места. Дети убирают свои рабочие места, при необходимости моют клеенки, где они работали.