Любовь Писарева
Использование малых фольклорных форм в развитии общих речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Одним из основных критериев успешности коммуникативной деятельности дошкольников, является хороший уровень сформированности у них просодических компонентов речи (общих речевых навыков) - интонации, молодики, темпа, тембра, ритма речи, силы, высоты голоса, логического ударения, речевого дыхания, дикции).
Публикация «Использование малых фольклорных форм в развитии общих речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Просодические компоненты речи являются инструментом, обеспечивающим эмоциональность и выразительность речи, их расстройства негативно влияют на формирование нервно-психического статуса и общего речевого развития детей, затрудняют коммуникативную деятельность дошкольников.
В литературе неоднократно подчеркивается значение интонации для передачи смысловой и эмоциональной нагрузки высказывания.
Однако в доступной литературе отсутствуют комплексные программы либо системы упражнений, направленные на развитие общих речевых навыков. Исключение составляет программа Нищевой Н. В., но она составлена лишь для детей средней группы.
В дошкольных образовательных учреждениях формированию общих речевых навыков уделяется недостаточное внимание.
Практическая работа с детьми показывает, что имеются трудности в выразительном чтении стихов, эмоциональном выражении своих мыслей. Речь детей монотонна, маловыразительна, голос тихий или крикливый, немодулированный, речевой выдох слабый.
В связи с этим встает задача поиска:
1. Комплексных программ или систем упражнений, направленных на коррекцию или развитие общих речевых навыков.
2. Форм, методов и приемов работы, способствующих развитию просодики у детей дошкольного возраста.
Мой собственный опыт и наблюдения позволяют сделать вывод, что преодолеть нарушения просодики у детей, превратив обучение в интересную игру, помогает использование малых фольклорных форм.
Фольклор представляет неисчерпаемые возможности для работы с детьми. Для развития общих речевых навыков, выразительной речи и выразительных движений, нет ничего лучше фольклора. Дети передают содержание прибауток, потешек с помощью выразительной мимики, изменения высоты, силы голоса, передают интонации героев, их настроение.
Фольклор дает возможность приобщать ребенка к народной поэзии. Он интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом пытаются подражать взрослому, повторять его действия. Повторяя стихи, потешки, чистоговорки, у детей развивается воображение, обогащается речь, эмоции, упражняются органы артикуляции.
Тексты пестушек, закличек, приговорок, считалок, дразнилок, докучных сказок легко запоминаются, а это экономит время, повышает самооценку детей.
Фольклор повышает эмоциональный настрой к занятиям. А положительный фон способствует эффективности коррекционной работы.
Итак, целью моей работы стало совершенствование просодики у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели были определены конкретные задачи:
• Развивать речевое дыхание.
• Развивать силу и диапазон голоса, навыки рациональной голосоподачи и голосоведения.
• Формировать представления об интонационной выразительности речи.
• Совершенствовать темпо-ритмическую организацию речи.
Для реализации поставленных задач я подобрала специальную систему упражнений. Упражнения были модифицированы так, что в каждое упражнение включался фольклорный текст. Таким образом, скучные упражнения типа «вдох-выдох» превратились в увлекательное для детей занятие.
Основной формой работы над формированием просодики являются подгрупповые занятия. Однако отдельные упражнения используются и на индивидуальных занятиях, и рекомендуются для работы с детьми воспитателям и родителям.
I. Комплекс упражнений направлен на формирование у детей умения бесшумно производить вдох и экономно, плавно расходовать воздух на выдохе.
Этапы работы:
• Статическая дыхательная гимнастика (воспитание речевого дыхания).
• Дифференциация носового и ротового вдохов-выдохов.
• Динамическая дыхательная гимнастика – дыхательные движения в сочетании с движениями туловища, ног, рук.
• Дыхательные упражнения без речевого сопровождения.
• Фонационная дыхательная гимнастика.
II. Комплекс упражнений направлен на формирование звонкого, сильного голоса, плавности и слитности произношения, развитие мелодико-интонационной стороны речи, формирование навыка владения голосовыми модуляциями и развитие слухового контроля.
В конечном итоге дети должны научиться правильно пользоваться голосом в зависимости от ситуации.
Этапы работы:
• Формирование правильного направления звука.
• Формирование мягкой голосоподачи.
• Развитие диапазона голоса.
• Развитие силы голоса.
III. Комплекс упражнений направлен на развитие интонации, формирование навыков и умений, необходимых для выразительной речи, для рассказывания.
Этапы работы:
• Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи.
• Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения. Отработка повествовательной конструкции с интонационным центром в конце предложения, в неконечной позиции.
• Знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выражения и обозначения.
• Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова, с вопросительным словом.
• Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения.
• Отработка интонации восклицательного предложения на материале звукоподражаний и междометий, слов, предложений.
IV. Комплекс упражнений направлен на развитие тембра голоса.
Этапы работы:
• Работа над различением тембра голоса, его изменением в зависимости от эмоционального состояния героя.
• Формирование умения менять тембр голоса.
• Индивидуальная работа над устранением назального тембра голоса, посредством артикуляционной гимнастики, дыхательных и голосовых упражнений.
V. Комплекс упражнений направлен на формирование дикции – умения четко, ясно выговаривать все звуки родного языка.
Этапы работы:
• Работа над взрывными согласными.
• Работа над скороговоркой.
VI. Комплекс упражнений направлен на формирование умений воспринимать на слух и воспроизводить ритмические рисунки.
Этапы работы:
• Трансформация зрительно-наглядной схемы в звуковой ритм, в моторную серию.
• Трансформация акустического образа ритма – в моторную серию, зрительно-наглядную модель.
• Работа над выделением и соблюдением пауз.
• Понятие «длинного» и «короткого» звуков, при помощи специальных обозначений.
• Двигательное моделирование ритмических рисунков.
• Придумывание слов, словосочетаний или предложений, подходящих для данного ритмического рисунка.
• Перенос сформированных ритмических ориентировок на речевой материал.
VII. Комплекс упражнений направлен на совершенствование темповой организации речи.
Этапы работы:
• Формирование у детей представлений о темпе, понятиях «быстро», «медленно».
• Формирование умения быстро говорить скороговорки.
Однако в процессе коррекционной работы невозможно выделить просодический компонент и работать над чем-то одним. Например, вырабатывая силу или диапазон голоса, одновременно идет работа и над дыханием. Дикционные упражнения соединяются с упражнениями на силу голоса (проговаривание сложных сочетаний звуков тише, громче, шепотом, высоту голоса.
Система упражнений разработана для занятий с детьми 5 – 6 лет (старшая группа) и с детьми 6 – 7 лет (подготовительная к школе группа). За основу взяты работы, направленные на развитие голоса, выразительной речи Н. А. Уликовой, З. В. Савковой, Л. В. Лопатиной, Е. Ф. Архиповой, методические рекомендации Е. А. Пожиленко.
В старшей группе большое внимание уделяется развитию речевого дыхания, высоты и силы голоса, формированию темпо-ритмической организации речи, умению передавать эмоциональное состояние героев при помощи интонации.
В подготовительной группе дети знакомятся с понятием интонация, способами выражения повествовательной, восклицательной, вопросительной интонаций. Особое внимание уделяется формированию дикции. Усложнение в подготовительной группе идет за счет того, что в каждое занятие наряду с развитием тех же просодических компонентов, что и в старшей группе, добавляются упражнения на дикцию. Главным образом – это проговаривание скороговорок или считалок. А также дети знакомятся со смыслом некоторых пословиц и поговорок.
Большое место в построении упражнений отводится развитию речи и движений посредством пальчиковых игр и народных игр, направленных на развитие общей моторики.
Упражнения на развитие общих речевых навыков проводятся на каждом занятии (2 раза в неделю) в течение 5 – 10 минут.
Общее количество занятий: в старшей группе – 54, в подготовительной – 54.
В течение учебного года проводится динамическое наблюдение за развитием просодических компонентов у детей.
Данные диагностики подвергаются количественной и качественной оценке. Анализ результатов итоговой диагностики показывает у всех детей положительную динамику. Диапазон голоса детей значительно увеличивается в течение года. Становится более сформированной темпо-ритмическая сторона речи. Дошкольники овладевают способами передачи различных типов интонации.
На выпускных комиссиях я практикую проговаривание детьми историй, составленных из скороговорок высокой сложности. Дети хорошо справляются со своей задачей.
Таким образом, активное использование малых фольклорных форм позволило не только улучшить эмоциональный настрой детей к занятиям и значительно повысить показатели состояния просодических компонентов у дошкольников, но также решить дополнительные задачи:
• Формирование мотивации и интереса к самому процессу обучения.
• Формирования умения слушать и слышать.
• Формирования навыков инсценировки, развитие мимики, развитие выразительности речи.
• Формирование смыслового и художественного восприятия малых фольклорных форм.
• Развитие общей и мелкой моторики, произвольности и регуляции поведения.