Папки-передвижки

Использование малых фольклорных форм в развитии общих речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста

Любовь Писарева
Использование малых фольклорных форм в развитии общих речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать +Заказ

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Одним из основных критериев успешности коммуникативной деятельности дошкольников, является хороший уровень сформированности у них просодических компонентов речи (общих речевых навыков) - интонации, молодики, темпа, тембра, ритма речи, силы, высоты голоса, логического ударения, речевого дыхания, дикции).

Публикация «Использование малых фольклорных форм в развитии общих речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Просодические компоненты речи являются инструментом, обеспечивающим эмоциональность и выразительность речи, их расстройства негативно влияют на формирование нервно-психического статуса и общего речевого развития детей, затрудняют коммуникативную деятельность дошкольников.

В литературе неоднократно подчеркивается значение интонации для передачи смысловой и эмоциональной нагрузки высказывания.

Однако в доступной литературе отсутствуют комплексные программы либо системы упражнений, направленные на развитие общих речевых навыков. Исключение составляет программа Нищевой Н. В., но она составлена лишь для детей средней группы.

В дошкольных образовательных учреждениях формированию общих речевых навыков уделяется недостаточное внимание.

Практическая работа с детьми показывает, что имеются трудности в выразительном чтении стихов, эмоциональном выражении своих мыслей. Речь детей монотонна, маловыразительна, голос тихий или крикливый, немодулированный, речевой выдох слабый.

В связи с этим встает задача поиска:

1. Комплексных программ или систем упражнений, направленных на коррекцию или развитие общих речевых навыков.

2. Форм, методов и приемов работы, способствующих развитию просодики у детей дошкольного возраста.

Мой собственный опыт и наблюдения позволяют сделать вывод, что преодолеть нарушения просодики у детей, превратив обучение в интересную игру, помогает использование малых фольклорных форм.

Фольклор представляет неисчерпаемые возможности для работы с детьми. Для развития общих речевых навыков, выразительной речи и выразительных движений, нет ничего лучше фольклора. Дети передают содержание прибауток, потешек с помощью выразительной мимики, изменения высоты, силы голоса, передают интонации героев, их настроение.

Фольклор дает возможность приобщать ребенка к народной поэзии. Он интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом пытаются подражать взрослому, повторять его действия. Повторяя стихи, потешки, чистоговорки, у детей развивается воображение, обогащается речь, эмоции, упражняются органы артикуляции.

Тексты пестушек, закличек, приговорок, считалок, дразнилок, докучных сказок легко запоминаются, а это экономит время, повышает самооценку детей.

Фольклор повышает эмоциональный настрой к занятиям. А положительный фон способствует эффективности коррекционной работы.

Итак, целью моей работы стало совершенствование просодики у детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели были определены конкретные задачи:

Развивать речевое дыхание.

Развивать силу и диапазон голоса, навыки рациональной голосоподачи и голосоведения.

Формировать представления об интонационной выразительности речи.

• Совершенствовать темпо-ритмическую организацию речи.

Для реализации поставленных задач я подобрала специальную систему упражнений. Упражнения были модифицированы так, что в каждое упражнение включался фольклорный текст. Таким образом, скучные упражнения типа «вдох-выдох» превратились в увлекательное для детей занятие.

Основной формой работы над формированием просодики являются подгрупповые занятия. Однако отдельные упражнения используются и на индивидуальных занятиях, и рекомендуются для работы с детьми воспитателям и родителям.

I. Комплекс упражнений направлен на формирование у детей умения бесшумно производить вдох и экономно, плавно расходовать воздух на выдохе.

Этапы работы:

• Статическая дыхательная гимнастика (воспитание речевого дыхания).

• Дифференциация носового и ротового вдохов-выдохов.

• Динамическая дыхательная гимнастика – дыхательные движения в сочетании с движениями туловища, ног, рук.

• Дыхательные упражнения без речевого сопровождения.

• Фонационная дыхательная гимнастика.

II. Комплекс упражнений направлен на формирование звонкого, сильного голоса, плавности и слитности произношения, развитие мелодико-интонационной стороны речи, формирование навыка владения голосовыми модуляциями и развитие слухового контроля.

В конечном итоге дети должны научиться правильно пользоваться голосом в зависимости от ситуации.

Этапы работы:

Формирование правильного направления звука.

Формирование мягкой голосоподачи.

Развитие диапазона голоса.

Развитие силы голоса.

III. Комплекс упражнений направлен на развитие интонации, формирование навыков и умений, необходимых для выразительной речи, для рассказывания.

Этапы работы:

Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи.

• Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения. Отработка повествовательной конструкции с интонационным центром в конце предложения, в неконечной позиции.

• Знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выражения и обозначения.

• Отработка интонации вопросительного предложения без вопросительного слова, с вопросительным словом.

• Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения.

• Отработка интонации восклицательного предложения на материале звукоподражаний и междометий, слов, предложений.

IV. Комплекс упражнений направлен на развитие тембра голоса.

Этапы работы:

• Работа над различением тембра голоса, его изменением в зависимости от эмоционального состояния героя.

Формирование умения менять тембр голоса.

• Индивидуальная работа над устранением назального тембра голоса, посредством артикуляционной гимнастики, дыхательных и голосовых упражнений.

V. Комплекс упражнений направлен на формирование дикции – умения четко, ясно выговаривать все звуки родного языка.

Этапы работы:

• Работа над взрывными согласными.

• Работа над скороговоркой.

VI. Комплекс упражнений направлен на формирование умений воспринимать на слух и воспроизводить ритмические рисунки.

Этапы работы:

Трансформация зрительно-наглядной схемы в звуковой ритм, в моторную серию.

Трансформация акустического образа ритма – в моторную серию, зрительно-наглядную модель.

• Работа над выделением и соблюдением пауз.

• Понятие «длинного» и «короткого» звуков, при помощи специальных обозначений.

• Двигательное моделирование ритмических рисунков.

• Придумывание слов, словосочетаний или предложений, подходящих для данного ритмического рисунка.

• Перенос сформированных ритмических ориентировок на речевой материал.

VII. Комплекс упражнений направлен на совершенствование темповой организации речи.

Этапы работы:

Формирование у детей представлений о темпе, понятиях «быстро», «медленно».

Формирование умения быстро говорить скороговорки.

Однако в процессе коррекционной работы невозможно выделить просодический компонент и работать над чем-то одним. Например, вырабатывая силу или диапазон голоса, одновременно идет работа и над дыханием. Дикционные упражнения соединяются с упражнениями на силу голоса (проговаривание сложных сочетаний звуков тише, громче, шепотом, высоту голоса.

Система упражнений разработана для занятий с детьми 5 – 6 лет (старшая группа) и с детьми 6 – 7 лет (подготовительная к школе группа). За основу взяты работы, направленные на развитие голоса, выразительной речи Н. А. Уликовой, З. В. Савковой, Л. В. Лопатиной, Е. Ф. Архиповой, методические рекомендации Е. А. Пожиленко.

В старшей группе большое внимание уделяется развитию речевого дыхания, высоты и силы голоса, формированию темпо-ритмической организации речи, умению передавать эмоциональное состояние героев при помощи интонации.

В подготовительной группе дети знакомятся с понятием интонация, способами выражения повествовательной, восклицательной, вопросительной интонаций. Особое внимание уделяется формированию дикции. Усложнение в подготовительной группе идет за счет того, что в каждое занятие наряду с развитием тех же просодических компонентов, что и в старшей группе, добавляются упражнения на дикцию. Главным образом – это проговаривание скороговорок или считалок. А также дети знакомятся со смыслом некоторых пословиц и поговорок.

Большое место в построении упражнений отводится развитию речи и движений посредством пальчиковых игр и народных игр, направленных на развитие общей моторики.

Упражнения на развитие общих речевых навыков проводятся на каждом занятии (2 раза в неделю) в течение 5 – 10 минут.

Общее количество занятий: в старшей группе – 54, в подготовительной – 54.

В течение учебного года проводится динамическое наблюдение за развитием просодических компонентов у детей.

Данные диагностики подвергаются количественной и качественной оценке. Анализ результатов итоговой диагностики показывает у всех детей положительную динамику. Диапазон голоса детей значительно увеличивается в течение года. Становится более сформированной темпо-ритмическая сторона речи. Дошкольники овладевают способами передачи различных типов интонации.

На выпускных комиссиях я практикую проговаривание детьми историй, составленных из скороговорок высокой сложности. Дети хорошо справляются со своей задачей.

Таким образом, активное использование малых фольклорных форм позволило не только улучшить эмоциональный настрой детей к занятиям и значительно повысить показатели состояния просодических компонентов у дошкольников, но также решить дополнительные задачи:

Формирование мотивации и интереса к самому процессу обучения.

Формирования умения слушать и слышать.

Формирования навыков инсценировки, развитие мимики, развитие выразительности речи.

Формирование смыслового и художественного восприятия малых фольклорных форм.

Развитие общей и мелкой моторики, произвольности и регуляции поведения.

Публикации по теме:

Использование компьютерных технологий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой.

Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возрастаИспользование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста Подготовила: Альфия Агнафовна Нуриева. Фотоотчет. Использование мнемотаблиц, схем в картинках в развитии речи детей дошкольного возраста.

Использование малых фольклорных жанров при проведении НОД по ФЭМП с дошкольниками. Загадки, скороговорки, считалкиИспользование малых фольклорных жанров при проведении НОД по ФЭМП с дошкольниками. Загадки, скороговорки, считалки Малые фольклорные жанры можно широко использовать в работе с дошкольниками разных возрастных групп,как приём,который побуждает их к приобретению.

Использование средств театрализованной деятельности в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста Реализация театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста способствует развитию творческих способностей и познавательной активности,.

Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в первой младшей группе «В гости к бабушке Варварушке» Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в 1-й младшей группе. Подготовила воспитатель МБДОУ №2 г. Кингисеппа.

Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов ДОУ «Использование документ-камеры в развитии детей дошкольного возраста» Документ камера — это специальная видеокамера на раздвижном или гибкомштативе. Ее можно подключить к телевизору, проектору или компьютеру.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Значение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков детей младшего возрастаЗначение и использование здоровьесберегающих технологий при развитии певческих навыков детей младшего возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 194» Методическая разработка по теме «Значение и использование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование малых фольклорных форм в развитии общих речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 30 августа 2020 в 19:21
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование малых фольклорных форм в развитии общих речевых навыков у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Писарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД