Получи документы

Использование логосказок как одного из элементов сказкотерапии в коррекционной работе учителя-логопеда

Костромина Елена Анатольевна
Использование логосказок как одного из элементов сказкотерапии в коррекционной работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества»

В. А. Сухомлинский

Слайд 2

Сказкотерапия — это направление практической психологии, метод, использующий сказку для решения задач в области воспитания, образования, коррекции поведения, профилактики психологических отклонений, психологической и психотерапевтической помощи и др. Сказкотерапия - это молодое, современное и перспективное направление в практической работе педагогов. Активно включая сказки в занятия с детьми, педагоги развивают фантазию, логику, внимание, наблюдательность, учат малышей сопереживанию. Любовь детей к сказочным занятиям, отзывы педагогов и родителей о положительном влиянии таковых на детей, данные различных диагностик позволяют нам сделать вывод об эффективности метода сказкотерапии и необходимости продолжать данную работу.

Слайд 3

Цель сказкотерапии в коррекционной работе учителя - логопеда: использование эффективных приемов для коррекции речи, мотивации детей к процессу коррекции и связанных с ней психических процессов, развитие эмоционально-экспрессивной сферы дошкольников.

Чтобы речь у ребенка развивалась, чтобы малыш рос коммуникабельным, активным, деятельным человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми и самому быть интересным для окружающих, нужно повышать результативность коррекционной работы, делая каждое занятие разнообразным и творческим.

Методы работы со сказками активно используются в коррекционной педагогике. Использование сказочного материала позволяет достичь определенного эффекта при коррекции психологических проблем личностного развития ребенка. Достаточно активно сказочный материал может применяться в содержании педагогической работы, в том числе и в логопедической практике. В сказочном материале изначально содержатся элементы, которые привлекательны для детей дошкольного возраста, обладают воспитывающим, развивающим и образовательным потенциалом. Малыш с радостью погружается в воображаемый нереальный сказочный мир, активно действует в нем, творчески преобразуя его.

Способы работы со сказкой разнообразны, как сама жизнь. Все, что нас окружает, может быть описано в сказочной форме. «Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию, благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем», – писал В. А. Сухомлинский. Использование сказочных сюжетов помогает речевой активности детей (накоплению словарного запаса, развитию связной речи, автоматизации звуков). Проведение сказочных занятий, на которых они знакомятся с чувствами, эмоциями, побуждениями, повышает двигательную активность ребенка. Использование сказок в коррекционной работе с детьми способствует как целенаправленному, так и спонтанному развитию словаря и связной речи, развитию причинно-следственных отношений, событий и отражению их в речи, включает в работу все анализаторы системы. Это все зависит от нашего желания и возможностей. Поэтому мы организовываем такую среду, в которой ребенок будет хотеть и стремиться заниматься и развиваться. Решить все это поможет инновационный метод – логосказки.

Слайд 4

Логосказка — это целостный, педагогический процесс,

способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения) а также поддерживанию положительной мотивации к выполнению учебных задач.

Слайд 5

«Логосказки» решают множество задач. В предлагаемых «сказочных» занятиях мало видимой работы над словом. Есть невидимая, незаметная на первый взгляд работа, а именно она готовит почву для последующей коррекции речевых расстройств. Наиглавнейшими действиями являются развитие произвольного внимания и обучение искусству расслабления. На «сказочных» занятиях дети, во-первых, учатся осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания, а во-вторых, постепенно овладевают «телесным осознанием».

Мне, как логопеду, известно, как трудно выполнять, например, артикуляционную гимнастику с возбужденным, двигательно расторможенным ребенком. У него непослушный не только язык, но не послушно все тело. Он постоянно отвлекается, суетится, задает вопросы. Его сосредоточенности хватает разве что на минуту. И таких детей в группе «Особый ребёнок» обычно много. Очень нелегко автоматизируются звуки. Недостаточное чувство ритма и неумение согласовывать свои действия с действиями других. Проблемы с дыханием, когда оно не свободное и плавное, а зажатое или прерывистое.

Если ослабленный, заторможенный ребенок приобретает уверенность в себе и хотя бы частично избавляется от сомнений и страхов, то постановка и автоматизация звуков пойдет гораздо успешнее. Ребенок меньше устает на занятиях, заметно активизируется его мышление, и он способен к усвоению большего объема информации, чем раньше.

Если у гиперактивного ребенка проснется живой интерес и разовьется чувствительность, то это означает, что у логопеда станет меньше проблем при введении автоматизируемых звуков в спонтанную речь. Если ребенок приучается осознавать то, что он видит, слышит, ощущает, если он пытается определить характер того, что он чувствует, то его возрастная чувствительность очень поможет логопеду в такой области, как развитие фонематического слуха.

В «сказочных» занятиях уделяется внимание не только речи, но и активизации процессов мышления, улучшения моторики пальцев рук, также большое внимание уделяется общему движению тела и совершенствованию эмоционально-волевых процессов. Игры и упражнения, направленные на высокую двигательную активность, чередование состояний активности и пассивности повышают гибкость и подвижность нервных процессов, развивают моторику и координацию движений, снимают физическое и психическое напряжение, увеличивают работоспособность детей. Многие упражнения, требующие активного зрительного или слухового внимания (вглядывание в постоянно изменяющееся движение куклы, вслушивание в звуки природы, увеличивают способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредотачиваться и совершенствовать волевые качества.

В каждой предлагаемой сказке, как правило, присутствуют или специальные упражнения на тренировку дыхания или упражнения на расслабления с фиксацией внимания на дыхании. Состояние мышц тела человека и его дыхание очень тесно связаны. Дети учатся дышать ритмично, глубоко и спокойно. «Освобождая дыхание», они легче погружаются в состояние покоя и расслабленности. «Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам и состоянием. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций, дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику, речь. Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. У них формируется положительный образ своего тела и принятие себя таким, какой он есть.

Особенность «логосказки» состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. «Логосказки» – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных, эмоциональных состояний.

Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий мы решаем многие коррекционные задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

- развивать все компоненты речи, относящиеся к ее звуковой и смысловой сторонам;

- развитие фонематического восприятия;

- работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь;

- расширение и активизация словаря;

- совершенствование связной и лексико-грамматической сторон речи.

Коррекционно - развивающие задачи:

- развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии);

- развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией);

- развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение;

- развитие мелкой моторики через приёмы вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.

Воспитательные задачи:

- воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.

Эффективность логопедической работы повышается за счёт включения сказки как эмоционального компонента в образовательный материал.

Слайд 6

Учитывая форму речевых нарушений детей и этапы коррекционной работы, можно выделить следующие виды логосказок:

1. Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).

2. Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).

3. Фонетические (уточнение артикуляции звука, автоматизация, дифференциация звуков).

4. Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий).

5. Сказки по обучению грамоте (о звуках и буквах).

Логосказки могут представлять собой как целое занятие, так и его часть. Например, артикуляционные и пальчиковые логосказки. А комплексная работа по коррекции фонетико – фонематической и лексико-грамматической сторон речи может осуществляться в рамках единого сказочного или игрового сюжета на протяжении целого занятия, и даже нескольких занятий.

Слайд 7

Пальчиковые сказки

Мелкая моторика— это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.

Функция руки универсальна и уникальна. В. А. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находиться на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умней. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движение рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться»

Цель пальчиковых сказок:

- стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;

- совершенствуют психические процессы: внимание и память, которые тесно связанны с речью;

- повышают интерес детей к русским народным сказкам, к малому фольклорному жанру.

Слайд 8

Пальчиковая гимнастика, отдельные игры и упражнения для развития тонких движений пальцев рук, которые сопровождаются стихотворными текстами. Такие упражнения очень эмоциональны и просты. Для того чтобы заинтересовать детей и избежать однообразия в выполнении таких упражнений, пальчиковые игры объединяются в небольшие сказки и рассказы по одной или разным темам. Так же в коррекционный процесс включаются пальчиковые игры по мотивам русских народных и авторских сказок: «Ладушки», «Сорока», «Этот пальчик» - первые игры, с которыми знакомится ребёнок. Они передаются из поколения в поколение не случайно, именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но и закреплять знание содержания сказок. Весёлые сказки, которые дети разыгрывают на пальцах, длятся порой несколько секунд, а текст сказок укладывается в четверостишье, но для того, чтобы его сыграть, необходимо в своём воображении создать яркий образ: движения пальцев должны четко соответствовать смыслу сказки, динамике и развитию сюжета.

Сказки на пальцах проводятся индивидуально, или с подгруппой детей.

В работе с детьми мы используем готовый пальчиковый театр,

также пальчиковый театр в виде маленьких колпачков, что придает двойной эффект – массаж фаланг пальцев руки, также можно нарисовать героев сказок на подушечках пальцев и с удовольствием проиграть сказку с детьми.

Слайд 9

Артикуляционные сказки.

Основной задачей артикуляционных сказок является развитие артикуляционной моторики. К одним из наиболее важных принципов в работе с детьми, особенно на логопедических занятиях, можно отнести принцип повторяемости. Одни и те же упражнения артикуляционной гимнастики, которые приходится выполнять ребёнку каждый день в течение продолжительного промежутка времени быстро надоедают ребенку. Для того, чтобы заинтересовать детей, все упражнения можно объединить в небольшие сказки. Такие сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, активизируют зрительное восприятие. Логопедические сказки включают в себя целый комплекс упражнений. Игровым персонажем, который создает благоприятный эмоциональный фон на индивидуальных занятиях, может быть любая игрушка. В моем случае это Квакушка. Куклу надевает взрослый на руку и предлагает выполнить артикуляционные упражнения. Заинтересованность ребенка повышается во время самостоятельной работы с этой замечательной игрушкой. Движения язычка сопровождаются синхронными движениями кистей рук, которые выступают как помощники.

Слайд 10

Особый интерес представляют «Сказки о Веселом Язычке», которые в интересной форме рассказывают о разных приключениях Язычка.

Дети очень любят играть, и когда мы объединяем отдельные артикуляционные упражнения в сказочный сюжет, то они сами становятся активными участниками этой сказки. Необходимо посадить ребенка напротив зеркала. Он должен наблюдать движения своего языка, рта и лицевых мышц. Можно рассказывать сказку и одновременно выполнять упражнения. Такая игра должна продолжаться не более 10 минут.

Слайд 11

Фонетические сказки предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков. В них подобран речевой материал на автоматизируемый звук или дифференцируемый звук. У детей со сложными речевыми нарушениями наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения. Чтобы получить устойчивый результат в работе с такими детьми, требуются многократные повторы слов, фраз на определенные группы звуков. Попадая в логосказку, ребёнок путешествует по ней вместе с главными героями, помогает в трудных ситуациях, переживает вместе с ними, поддерживает, принимает решения. В результате происходит ненавязчивое закрепление трудных звуков (автоматизация изолированного звука, звука в прямых и обратных слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, стихах и во фразовой речи).

Слайд 12

Ребенок не только смотрит и слушает, но и является активным участником сказки, выполняя задания. Игра превращает работу в увлекательное путешествие.

Преодолевая препятствия вместе с героями сказки, ребенок учиться произносить трудный звук. Например, по просьбе педагога, они могут дать определенные имена героям или выполнить другие подобные задания.

Например, в сказке «Злой волк» закрепляется правильное произношение звука Л. Одним из заданий к этой сказке может быть: произнеси слова из сказки со звуком Л, выделяя его.

Слайд 13

Сказки по обучению грамоте:

- знакомят детей с гласными и согласными звуками,

- формируют понятия: «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»;

- развивают слуховое внимание;

- развивают фонематический слух;

- знакомят детей с гласными и согласными буквами, закрепляют зрительные образы букв;

- формируют и дифференцируют понятия «звук — буква».

Главные герои сказок – звуки и буквы, наделенные своими характерами. На занятиях дети погружаются в мир сказочных персонажей Королевства звуков и букв.

Слайд 14

Нашим детям трудно воспринимать абстрактные понятия и термины. Чтобы облегчить это восприятие мы используем сказки, элементы игры. Например, при изучении гласных звуков за основу берётся сказка «Теремок». Сказка поэтапно длится несколько занятий. К теремку приходят звери со своими песенками: лягушка с песенкой «Ааа», мышка с песенкой «Иии» и т. д. Каждый приход героев сказки эмоционально представляется, объигрывается со всеми сказочными элементами. На каждом занятии дети знакомятся с одним звуком – песенкой и поют её вместе с героями сказки на каждом последующем занятии, повторяются песенки с предыдущих занятий под любую мелодию и со сказочными героями. Таким образом дети запоминают все гласные звуки без всякого усилия.

Слайд 15

Лексико-грамматические сказки:

несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. В логосказках используются различные способы обогащения, активизации словарного запаса, словообразование, словоизменение.

Виды работ со сказками.

1. Ребенок разыгрывает знакомые сказки.

2. Несколько детей, предварительно распределив роли, разыгрывают сказку.

3. Ребёнок разыгрывает сказку по мотивам увиденной, но изменяет персонажей, время, конец действия.

4. Ребенок разыгрывает и моделирует сказку по набору предложенных или выбранных самостоятельно игрушек. При этом ребёнок самостоятельно демонстрирует сказку, придумывает её сюжет. Таким образом, развивается самая сложная форма связного высказывания - составление творческих рассказов.

5. Подготовка и показ музыкально-логопедических сказок.

Слайд 16

Использование лексико – грамматических сказок помогут приобрести не только умения, но и устойчивые навыки правильного использования существительных, прилагательных, глаголов, наречий, они способствуют формированию грамматически правильной речи и обогащению словарного запаса.

Общеизвестен интерес детей к сказкам. Если объединяющими сюжетами игровых занятий являются мотивы сказок, это интересно любому ребенку, в любом возрасте с любым отклонением в развитии. Сказка заставляет сопереживать героям, что усиливает мотивацию ребенка к деятельности. Кроме того, сказка дает детям новые представления о взаимоотношениях, предметах и явлениях окружающего мира, новый эмоциональный опыт. Это особый ракурс, близкий и понятный детям.

Слайд 17

Рассказывая и объигрывая сказку, мы имеем возможность предложить ребенку задания связанные с сюжетом сказки, сначала простые, а затем более сложные; эти задания направлены на развитие речи, мышления, внимания, ориентировки в пространстве; мотивация к выполнению "сказочных" заданий у ребенка гораздо выше, чем к необыгранным упражнениям.

-тексты сказок просты, но их мы ещё более упрощаем, в соответствии с речевыми возможностями ребенка: многосложные названия животных без ущерба для смысла сказки заменяем звукоподражаниями: не "курица", а "ко-ко", не "собака", а "ав"; простота звукослоговой структуры звукоподражания стимулирует ребенка к повторению этих упрощенных слов, позже - также и слов, связанных со звукоподражаниями по смыслу; таким образом, активизируется способность к продуцированию связной речи.

-сюжеты сказок несложны и жизненны, в текстах много повторов, устойчивых оборотов;

- все это значительно облегчает понимание текста теми детьми, которые невнимательны при чтении авторских книг в силу недоразвития способности к восприятию связного текста. Язык сказок ритмичен, слова часто рифмованы, героям даны неожиданные определения.

-если новое слово ребенок слышит впервые в тексте сказки, доступной его пониманию, это способствует лучшему усвоению нового слова, так как именно в тексте полнее отражается значение слова, его возможности связи с другими словами. Слова сказок интересны сами по себе, поэтому они пробуждают интерес к слову.

-развернутые инструкции к заданиям, обыгрывающим действия персонажей и сюжетные ходы сказки, также понимаются легче в связи с текстом сказки, даже если в обыденной жизни для ребенка затруднительно выполнить задание по многоступенчатой инструкции.

Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что позволяют предлагать "сказочные " занятия детям самых разных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Мы можем выбрать занятие такого уровня сложности, чтобы оно было посильно, интересно и увлекательно для конкретного ребенка. Главное не ставить непосильных задач, но и помнить, что слишком легкие задания также не могут способствовать необходимому сосредоточению, удержанию внимания ребенка.

Поддержать интерес ребенка помогает чередование различных видов деятельности – речевой, мыслительной, изобразительной, сопровождая выполнением гимнастики для развития мелкой моторики.

Для ребенка с проблемами в речевом и интеллектуальном развитии сказка должна быть зримой, наглядной. Внимание ребенка тогда будет гарантировано.

Для театрализованных постановок мы используем сказки оригинальные, или создаём на основе прозаического произведения с привлечением стихотворных текстов. Литературный материал не всегда используем полностью, он может быть сокращен, частично переработан в зависимости от задач коррекционного обучения и от возможностей наших детей.

При организации театрализованных постановок мы стремимся использовать любые способности и возможности наших детей. Самостоятельно не передвигающиеся дети читают стихи, поют песни, исполняют в танцах доступные им движения. Дети с тяжелым недоразвитием речи, танцуют в группе, парами или индивидуально. Дети с глубокими умственными нарушениями исполняют танцы совместно с взрослыми, договаривают слова, или звукоподражания в конце строчки в стихотворениях. Таким образом, все дети принимают активное участие в играх, песнях, танцах и инсценировках. Благодаря этому у детей стимулируется развитие сохранных возможностей. Неговорящие дети учатся общаться с другими детьми и взрослыми с помощью мимики, жестов, системы символов (пиктограмм). Дети с выраженными двигательными нарушениями – петь, двигать ручками, ножками или головой в такт музыке. Пассивные дети преодолевают свои страхи, возбудимые, испытывая эмоции своих героев, становятся более спокойными и уравновешенными.

Педагоги группы не делят детей по принципу сохранности интеллекта, по уровню двигательных возможностей детей, и поэтому каждый ребенок, чувствуя поддержку взрослого и других детей, испытывает радость и желание участвовать в следующих постановках.

Главное, помнить: сказка для ребенка - игра, волшебство. В сказочной атмосфере, в игре, с улыбкой, с радостным отношением к миру результаты не заставят себя ждать.

Детям очень нравится выполнять все задания в сказочной атмосфере. Им всегда хочется помочь героям сказки, они с большим удовольствием копируют этих героев, используя мимику, жесты, интонацию.

У детей активнее развиваются воображение, творческая фантазия, формируется интонационная выразительность речи.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Фотоотчет об использовании ИКТ на занятиях учителя-логопеда в индивидуальной и групповой коррекционной работеФотоотчет об использовании ИКТ на занятиях учителя-логопеда в индивидуальной и групповой коррекционной работе ИКТ – это современные информационно-коммуникационные технологии, которые активно используются мной в коррекционно-развивающей работе с детьми.

Использование агамографа в работе учителя-логопедаИспользование агамографа в работе учителя-логопеда Агамограф - это сложенный "гармошкой" лист бумаги, на котором под определенным углом можно увидеть две картинки. Основа - это две картинки,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование логосказок как одного из элементов сказкотерапии в коррекционной работе учителя-логопеда
Опубликовано: 15 января 2025 в 15:15
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование логосказок как одного из элементов сказкотерапии в коррекционной работе учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Костромина Елена Анатольевна (УИ 1320962) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!
17 января 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД