Родькина Наталья
Использование логоритмических упражнений для активизации речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Логоритмика - это логопедическая методика, которая включает в себя упражнения, связанные с музыкой и движением, сопровождаемые зарифмованными историями. То есть логоритмика – это коктейль из движений, речи и музыки. Целью логоритмики является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой. Логопедическая ритмика полезна не только детям с нарушениями функции речи, но и деткам, которые только – только начинают говорить, то есть детям ясельного возраста. На таких занятиях они приобретают первый опыт общения со сверстниками и взрослыми. Такие занятия всегда задорные и интересные и очень нравятся малышам.
Публикация «Использование логоритмических упражнений для активизации речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Младшая группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Средств логоритмики существует достаточно большое количество, но по отношению к детям раннего дошкольного возраста продуктивнее всего я считаю использовать следующие средства :
- ходьба и маршировка
- упражнения для развития дыхания, голоса и артикуляции
- упражнения, регулирующие мышечный тонус
- речевые упражнения без музыкального сопровождения
- речевые упражнения с музыкальным сопровождением
1. Ходьба и маршировка – это вводные упражнения, которые учат детей первоначальным навыкам ходьбы по кругу в одиночку, обходить различные предметы, перешагивать их; соблюдать заданное направление, двигаться по ориентирам, не сталкиваться друг с другом во время хаотичного движения. Так же в процессе этих упражнений ребенок учится ориентироваться в пространстве, различать движения в правую и левую стороны, держать равновесие. На более позднем этапе освоенные виды ходьбы, маршировки и бега можно сочетать со звуками бубна, барабана.
Работу по данному направлению проводят с группой детей.
2. Упражнения для развития дыхания, голоса и артикуляции.
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Для детей раннего дошкольного возраста очень полезно сочетать упражнения для развития дыхания с произношением или пропеванием гласных звуков – это способствует развитию голоса.
Артикуляционная гимнастика детям 2 – 3 лет поможет укрепить мышцы и обрести подвижность языка, что может служить профилактикой многих речевых нарушений.
Работу по данному направлению лучше проводить в небольших подгруппах или индивидуально.
3. Упражнения, регулирующие мышечный тонус.
Эти упражнения учат управлять своими движениями. Дети учатся чувствовать мышечно – двигательные ощущения и передавать их словами. Работа в этом направлении начинается с руки ребенка, когда ему предлагается представить, что он сжимает твердые и мягкие, теплые и холодные предметы, чувствуя напряженное и ненапряженное состояние мышц пальцев. Потом включаются игры – превращения, которые учат детей чувствовать состояние мышц отдельных частей корпуса.
Работу по данному направлению рекомендуется проводить по подгруппам.
4. Речевые упражнения без музыкального сопровождения.
Такие упражнения хороши для проведения утренней зарядки и физкультминуток. Лучше выбирать такие стихотворения, где строчки средней длины, когда в них много глаголов и когда в стихах есть герой, чтобы у ребенка сразу появлялась связь между текстом и движением.
Работу по данному направлению проводят с группой детей.
5. Речевые упражнения с музыкальным сопровождением.
Екатерина Железнова утверждает, что музыкально – двигательные разминки для детей от года до четырех лет, веселые легкие песенки будут способствовать развитию речи и вокальных навыков ребенка, а предлагаемые ею жесты и движения разовьют чувство ритма.
Работу по данному направлению лучше проводить в небольших подгруппах.
В качестве вывода, хочется сказать, что посредством логоритмики взрослому удается создать положительный эмоциональный настрой к речи и нормализовать речь ребенка вне зависимости от уровня его речевого развития.