Иванова Ольга
Использование кинезиологических упражнений в обучении и оздоровлении детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня я хочу обобщить свой педагогический опыт работы по сохранению и укреплению здоровья детей, через новые здоровьесберегающие технологии - кинезиологические упражнения.
В настоящее время растет число детей с минимальными мозговыми дисфункциями (30% от общего числа).
Определенную роль в их возникновении играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия
Публикация «Использование кинезиологических упражнений в обучении и оздоровлении детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Темочки
Чтобы было более понятно мы должны посмотреть, что же представляет собой наш головной мозг. (макет головного мозга).
Наш мозг состоит из левого и правого полушария.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений.
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Мозолистое тело находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Нарушение мозолистого тела искажает деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи.
Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух.
Если у ребенка низкий уровень развития памяти, мышления, рассеянность внимания, плохо развита речь - это значит у него не развито мозолистое тело
(межполушарное пространство)
Именно поэтому при подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. А этого можно достигнуть путём овладения специальными двигательными упражнениями из области КИНЕЗИОЛОГИЯ.
Слово «кинезиология» происходит от греческого слова «кинезис», обозначающего движение, и «логос» - наука.
Кинезиология – наука о развитие умственных способностей и физического здоровья детей через специальные двигательные упражнения.
Кинезиология – достаточно молодое и малоизвестное научное направление.
Родоначальником кинезиологии стал американский исследователь и остеопат Джордж Гудхард. Он впервые заметил, что одна и та же мышца может иметь разную энергетическую силу, становясь то сильной, то слабой. Из этого наблюдения выросла наука, которая базируется на целостном подходе к человеку.
В прошлом году мы начали со своими воспитанниками занятия по кинезиологическим методикам.
Цель кинезиологических упражнений :
Развитие межполушарной специализации; межполушарного взаимодействия;
Развитие межполушарных связей; Синхронизация работы полушарий;
Развитие мелкой моторики; Развитие памяти, внимания;
Развитие речи; Развитие мышления;
Практиковать в своей работе подобные упражнения мы стали после знакомства с книгами А. Л. Сиротюк “Обучение детей с учетом психофизиологии”, Е. А. Алябьева «Психогимнастика в детском саду» и «Развитие воображения и речи детей 4 -7 лет» и Интернет – ресурсами по данной теме.
В начале учебного года, по результатам диагностики, создали экспериментальную группу детей из 6 человек с низкими интеллектуальными, коммуникативными, умственными способностями.
Вторая группа - контрольная, с аналогичным уровнем развития. Нас интересовал вопрос – будут ли в конце года ощутимы различия между детьми с одинаковыми способностями. С первой группой детей мы ежедневно, по 10-15 минут занимались кинезиологическими упражнениями. На второй группе кинезиологические тренировки не проводились. Результаты исследования мы поместили в таблицу.
Диаграмма экспериментальной группы
Сентябрь 2016г май 2017г.
Высокий 0% 9%
Средний- 18% 91%
Низкий – 82% 0%
У всех детей экспериментальной группы (100%) улучшилась память, внимание, речь, мышление. Дети с низким уровнем развития на конечном диагностировании (май 2017 г) показали средние способности (91%, высокий уровень развития (9%). Низкий уровень развития стал равен 0%. А в контрольной группе только 50% детей имеют положительную динамику развития.
Диаграмма контрольной группы
Сентябрь 2016г май 2017г.
Высокий 0%
Средний- 25% 52%
Низкий- 75% 48%
Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, но и позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
- Занятия проводятся утром, ежедневно, без пропусков.
- Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.
- Требуется точное выполнение движений и приемов.
- Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам.
- Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-30 минут в день.
- Длительность занятий по одному комплексу упражнений составляет 45-60 дней.