Нина Николаевна Семёнова
Консультация для родителей «Условия активизации речевого развития детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Первые три года жизни – определяющие для развития ребёнка. Именно поэтому раннее речевое развитие важно для формирования его личности, развития мозга и основой к усвоению учебной программы в школе.
С 1 года 6мес. до 2 лет - период стремительного развития речи, формирование нового вида общения. На основе интенсивного развития речи малыш усваивает 350 слов и более. В это время начинается бурное вторжение в жизнь: первые «почемучки», познание всего через вопросы, обращённые к маме, папе, бабушке.
Публикация «Консультация для родителей „Условия активизации речевого развития детей раннего возраста“» размещена в разделах
Домашние упражнения включают в себя следующий комплекс профилактических мероприятий : артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастики, слуховые и мыслительные разминки c помощью игр. Кроме того, их просто необходимо проводить совместно с родителями, это поможет родителям научиться взаимодействовать с малышом.
Специализированная помощь детям предполагает самомассаж лица и головы.
1 Массаж верхней губы:
- продольное поглаживание указательными пальцами от основания
носа к уголкам рта;
- поперечное поглаживание (от основания носа к верхней губе);
- продольное разминание;
-разминание сдвиганием;
- разминание надавливанием;
- вибрация поколачиванием.
2. Поглаживание лба.
От средней линии лба к волосистой части.
3. Поглаживание щёк.
От спинки носа к височным областям, от средней линии верхней губы к уху, от средней линии подбородка к мочкам ушных раковин.
4. Поглаживание и растирание ушных раковин.
Методика массажа лица позволяет в короткие сроки восстановить функции лицевых мышц, отвечающих за речь.
Для того, чтобы произносить звуки правильно язычок д. б. гибким и сильным. Поэтому нужно выполнять артикуляционную гимнастику.
• Упражнения проводятся ежедневно 2 – 3 раза в день.
• Перед началом занятия у ребёнка создать положительный эмоциональный настрой.
• По окончании обязательно похвалить ребёнка за старания.
Артикуляционные упражнения рекомендую проводить в доступной для раннего возраста форме – сказке.
Одним из важных этапов в формировании произношения является работа над правильным речевым дыханием (вдох – носом, выдох – ртом). Правильное речевое дыхание – основа здоровья дошкольников.
Рекомендую начать с простых и забавных игровых упражнений без участия голоса:
-дуть через соломинку в стакан с водой;
- надувать воздушные шары;
-дуть на цветные ветрячки, султанчики, ленточки, трубочки;
- играть на игрушечных духовых музыкальных инструментах;
- пускать мыльные пузыри;
- дуть на одуванчики весной.
Доказано, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. Играя пальчиками, развиваем речь, Постепенно, развивая мелкую моторику рук, у ребёнка воспитывается сила и точность движений. Вот почему так полезно играть в традиционные пальчиковые игры «Ладушки», «Идёт коза рогатая», «Сорока – ворона», «Пальчики».
Сорока- ворона Этот пальчик – дедушка,
Кашу варила, Этот пальчик - бабушка,
Деток кормила. Это пальчик – мамочка,
Этому дала, этому дала, Этот пальчик – папочка,
Этому дала, этому дала, Этот пальчик – я.
А этому не дала.
Он в лес не ходил, Читая стихи, можно массировать пальчики,
Дров не рубил, загибать и разгибать.
Воду не носил,
Печь не топил,-
Нет тебе кашки.
Обращение к устному народному творчеству д. б. постоянно. В нём заложены неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков и пробуждения речевой активности.
Для активизации биологически активных точек перед упражнениями необходимо растереть руки до появления теплоты.
Помимо игр хорошо проводить массаж пальцев рук, особенно массируя их кончики, используя винтообразные движения то в одну, то в другую стороны (по 10 р.).
Способствует развитию пальцевой моторики собирание мелких предметов,палочек в коробочки, нанизывание бус. Одевание и раздевание куклы, застёгивание пуговиц, кнопок. При этом взрослый помогает малышу. После подобной тренировки дети смогут уже эти навыки применить на себе. Речь хорошо развивается и при рисовании, обводке предметов, лепке с пластилином и тестом, конструировании.
Пальчиковый театр оказывает благоприятное влияние на речь ребёнка, помогает убрать напряжение с пальцев, развивает кисть. Главное – активное участие взрослого! А сколько эмоций вызывает у маленького ребёнка такое занятие в виде игры, да ещё если можно поделиться радостью с мамой! Попробуйте, и вы испытаете колоссальное удовольствие, Нет ничего прекраснее, чем из занятия в занятие видеть, как растёт в ребёнке желание общаться. А разве этого мало!
Постоянно разговаривайте с ребёнком, пойте ему. Побуждайте малышек к проговариванию работы с объектами живой и неживой природы. Так как в речевом развитии сначала важно действие, а ужу потом его смысловое выражение. При ознакомлении с предметами необходимо добиваться от ребёнка не только показа, но и называния, хотя бы в лепетной речи. Все ваши действия сопровождайте речью. Умывая ребёнка, приговаривайте ласковым, добрым голосом какой – нибудь маленький стишок, напр. : «Водичка, водичка умой наше личико».
С малышом нужно говорить, не сюсюкая, не искажая слова, не подражая детской речи. Нет никаких: ням – ням, топ – топ, би – би. Обращённая к ребёнку правильная речь полезна для речевого развития.
Побольше читайте и обсуждайте прочитанное, потом обыгрывайте сюжет, затем сюжетное рисование с комментированием, разыгрывание сценок с игрушками. Подробно описывайте картинки, нарисованные на странице. Учите ребёнка самостоятельно переворачивать страницы. Больше заучивайте наизусть, с движениями соответственно тексту. Ведь это воспитывает в нём уверенность в себе. Главное – вызвать ребёнка на общение, поощрять малейшую попытку к речи.
Развитие произносимой речи можно начать с звукоподражаний голосам животных, используя картинки, напр., «Корова мычит: му - му –му. Повтори, как мычит корова?». Курочке зёрна искать нелегко, кудахчет она :ко – ко – ко.
Игры на выделение изолированных гласных звуков. Поезд гудит (звук [ у ], «Медведь» (звук [э], «Жеребёнок» (звук [ и ], ребё нок плачет: а – а – а. Дальше можно проводить операции со словами (покажи куклу Машу, повтори, дай куклу Машу, повтори, посади куклу на стул, повтори и т. д.).Подавая то, что родители попросили принести, он должен обязательно произнести: «Вот, на». Взрослые не должны давать ребёнку просимое им, пока он не скажет: «Дай!».
Чтобы воспользоваться тем или иным советом нужно очень внимательно наблюдать за своим малышом, пытаться понять его интерес, знать его характер.
Речь ребёнка – важная черта его личности. От её развития зависит, каким он вырастет. И пусть речь будет правильной, красивой и совершенной!