Дарья Коцарева
Использование личностно-ориентированных технологий в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Ведущая тенденция развития современной науки – её обращение к своим
мировоззренческим истокам, “возвращение” к человеку. Переориентация
гуманитарных наук на развивающуюся личность, возрождение
гуманистической традиции, - важнейшая задача, поставленная самой
жизнью.
Ведущей идеей цивилизованного общества, его высшим
гуманистическим смыслом является утверждение отношения к человеку как
к высшей ценности бытия, слияние общественных и личных интересов,
создание условий для гармоничного развития сущностных сил личности и
роста её духовного потенциала.
Публикация «Использование личностно-ориентированных технологий в ДОУ» размещена в разделах
Отличительная особенность современной России – её устремлённость в
будущее, которое невозможно без высокоразвитых её членов, людей. Стало
понятно, что необходимо развивать человека как созидателя, готовить к
свободному и творческому труду.
На этом этапе образования первостепенное значение приобрели такие
качества индивидуальности личности, как: социальная, интеллектуальная,
коммуникативная и физическая компетентность, эмоциональность,
креативность, произвольность и инициативность, самостоятельность и
ответственность, а также самооценка и свобода поведения.
Среди актуальных проблем современности оказались вопросы
гармоничного развития человека, его гуманистических ориентацией,
психологической защиты и психологического здоровья.
Как правило, под гуманизацией понимается установление гуманных
отношений между участниками образовательного процесса. Проблема
гуманизации образования, прежде всего, связана с восстановлением его
культурообразующей и личностно-развивающей функций. Гуманистическая
ориентация изменяет представление о целях образования, которое
транслирует ценности общечеловеческой и национальной
культуры. Это свою очередь требует пересмотра содержания и технологий обучения и
воспитания, изменения структур различных образовательных институтов, в
том числе и дошкольных образовательных учреждений.
Мы рассмотрим личностно-ориентированный подход к образованию как
одной из составных частей процесса гуманизации.
Прежде чем подробнее остановиться на личностно - ориентированных
технологиях обучения, попробуем разобраться с понятием технология
вообще и технологическими вариантами в образовательном процессе.
“Технология” в широком смысле этого слова - наука о мастерстве.
Techno -искусство, мастерство logos- наука, закон
Технология обучения – это :
Совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и
предъявления учебной информации.
Наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе
обучения с использованием необходимых технических и информационных
средств.
Совокупность приемов, применяемых в каком-то деле,
мастерстве (толковый словарь).
Содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).
Составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).
Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных,
инструментальных и методологических средств, используемых для
достижения педагогических целей (М. В. Кларин).
Модель совместной педагогической деятельности по проектированию,
организации и проведению учебного процесса, обеспечивающего
комфортность условий для учителя и учащихся (В. М. Монахов).
Описание процесса достижения планируемых результатов
обучения (И. П. Волков).
Система, включающая некоторое представление ПРО, средств
диагностики состояния обучаемых и прогнозирования их ближайшего развития, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной
модели для конкретных условий (В. В. Гузеев).
Технология обучения –
системная категория, структурными
составляющими которой являются:
цели обучения;
содержание обучения;
средства педагогического воздействия;
организация учебного процесса;
ребёнок,
педагог;
результат деятельности.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является
позиция ребёнка в образовательном процессе, отношение к ребёнку со
стороны взрослого. Здесь выделяются несколько типов технологий :
авторитарные технологии;
дидактоцентрические технологии;
личностно-ориентированные технологии, в рамках которых
самостоятельными направлениями
выделяются гуманно-личностные
технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного
воспитания.
Рассмотрим подробнее психолого-педагогические особенности
личностно-ориентированных технологий и условия их применения в
образовательном процессе ДОУ.
Личностно-ориентированные технологии
Выражение “Личностно-центрированное” (PERSONALITY-CENTERED
EDUCATION) взаимодействие идёт от работ выдающегося психолога и
педагога гуманистического направления Карла Роджерса. Он совершил
своеобразное открытие, что критерии успешной психотерапии и успешной
педагогической деятельности – одни и те же. Чтобы достигнуть успеха в
видах деятельности, связанных с взаимодействием людей, один из которых помогает другому измениться, усовершенствоваться, необходимо по
Роджерсу: эмпатия, т. е. сопереживание, проникновение в мир другого
человека; тёплое, человечное отношение к человеку, принимающее его
таким, каков он есть без всяких предварительных условий. В русском языке
часто вместо термина “личностно - центрированного” образования
используется термин “ личностно-ориентированное” образование, между
которыми могут быть принципиальные различия. Но в педагогическом
сообществе, несмотря на принципиальную разницу в понятиях, всё-таки
более устоявшимся понятием считают “личностно-ориентированное” и
рассматривают его как такое взаимодействие, которое обеспечивает развитие
и саморазвитие личности ребёнка, исходя из выявления его индивидуальных
особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Отсюда
следует то, что личностно-образовательные технологии ставят в центр
образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных,
бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её
природного потенциала. Личность ребёнка в этой технологии не только
субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной
системы, а не средством достижения какой-либо отвлечённой цели. Такие
технологии называют ещё антропоцентрическими. Рассматривая гуманно-
личностные технологии, следует отметить, что она, отвергая принуждение,
“исповедует” идеи всестороннего уважения и любви к ребёнку,
оптимистическую веру в его творческие силы. Технология сотрудничества
реализует демократизм, равенство, партнёрство в субъектных отношениях
педагога и ребёнка. Педагог и воспитанник совместно вырабатывают цели,
содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества,
сотворчества. Технология свободного воспитания акцентирует своё внимание
на предоставлении ребёнку свободу выбора и самостоятельности.
Осуществляя выбор, ребёнок наилучшим способом реализует позицию
субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего
воздействия.