Киян Татьяна
Использование личностно-ориентированного подхода в воспитании
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Новосибирской области «Сибирский Кадетский Корпус»
Доклад
«Использование личностно – ориентированного подхода в воспитании».
Выполнила:
ГБОУ НСО «СКК»
Мамо Т. И.
Новосибирск, 2020
Использование личностно-ориентированного подхода в воспитании.
Публикация «Использование личностно-ориентированного подхода в воспитании» размещена в разделах
«Личностно – ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности»
В сформулированном определении отражены следующие важные аспекты, такие как:
• Личностно – ориентированный подход является, прежде всего ориентацией в педагогической деятельности;
• Личностно – ориентированный подход представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов педагогических действий;
• Личностно – ориентированный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности учащегося, проявлению его субъектных качеств.
Педагоги исследователи и практики показали главное отличие личностно – ориентированного подхода от традиционного подхода. Использование в педагогической деятельности того и другого подхода предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка. Однако если при применении личностно – ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности ученика, то при использовании традиционного подхода реализуется другая целевая установка – освоение учащимися социального опыта, то есть каких – то знаний, умений и навыков, определенных в типовых программах обучения и воспитания и обязательных для усвоения каждым воспитанником. Избрание первого подхода связано с желанием содействовать проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, а выбор второго – с направленностью педагогического процесса на формирование социально типичного, что тоже крайне сложно осуществить без получения и учета информации об индивидуальных особенностях школьника.
С точки зрения Степанова Н. И. и Александровай М. А. к основным понятиям личностно – ориентированного подхода можно отнести следующие:
• индивидуальность – неповторимое своеобразие человека;
• личность – постоянно изменяющееся системное качество;
• самоактуализированная личность – человек, осознанно и актуально реализующий стремление стать самим собой, наиболее полно раскрыть свои способности и возможности;
• самовыражение – процесс и результат развития и проявления индивидом присущих ему качеств и способностей;
• субъект - индивид, обладающий осознанной и творческой активностью и свободой в познании и преобразовании себя и окружающей действительности;
• субъектностъ - качество отдельного человека, отражающее способность быть индивидуальным субъектом, и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности;
• Я – концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность, взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим;
• выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности;
• педагогическая поддержка – деятельность педагогов по оказанию оперативной помощи в решении их индивидуальных проблем, связанных с их физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением.
Из основных понятий вытекают исходные положения и основные правила построения процесса воспитания школьников, которые отражаются в следующих принципах личностно – ориентированного подхода :
• принцип самоактуализации: важно побудить и поддержать стремление учащегося к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей;
• принцип индивидуальности: каждый член школьного коллектива должен быть (стать) самим собой, обрести (постичь) свой образ;
• принцип субъектности: следует помочь ребенку стать подлинным субъектом жизнедеятельности в классе и школе, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта;
• принцип выбора: педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора форм и способов организации учебно- воспитательного процесса в классе и школе;
• принцип творчества и успеха: благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности;
• принцип доверия и поддержки: вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерного контроля;
Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка. Именно в нем происходит общественно ценная и значимая для детей деятельность.
В последние годы личностно - ориентированный подход как элемент гуманистической педагогики стремительно завоевывает популярность. Предметом гуманистической педагогики является воспитание ЧЕЛОВЕКА, гуманной свободной личности, способной жить и творить в будущем демократическом обществе. Большинство педагогических коллективов страны осваивают теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе. Многие педагоги считают его самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности. Такая актуальность личностно- ориентированного подхода обусловлена рядом объективных обстоятельств.
Во-первых, динамичное развитие современного общества требует формирования в человеке не столько типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме. В современном мире возросла ценность личности, а значит, необходимым становится использование личностно-ориентированных подходов как в обучении, так и в воспитании детей.
Во-вторых, психологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощенность, а это, в свою очередь, требует от педагогов применения новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.
В третьих, современное образование остро нуждается в гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно -ориентированных систем обучения и воспитания школьников.
Принцип личностно-ориентированного подхода в воспитании Я – педагог взаимодействую с учеником, а ученик – взаимодействует со мной, он субъект, он – равноправный партнер в нашей совместной деятельности.
Вот эти ориентиры и определяет личностно-ориентированная педагогика
Личностно-ориентированный подход в воспитании предполагает реализацию педагогом воспитательных задач применительно к возрасту, полу, уровню воспитанности учащихся. Работа направлена на изучение качеств личности, её интересов, склонностей. Эффективность данной работы зависит от педагогического профессионализма и мастерства педагога-воспитателя, его умения изучать личность и помнить при этом, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей. Учитывая их, педагог определяет методы и формы воспитательного воздействия на личность каждого школьника.
Часто личностно-ориентированный подход путают с индивидуальным подходом. В чем же их различие и особенности?
Использование в педагогической деятельности и того и другого подходов предполагает учет индивидуальных особенностей ребенка. Однако, при применении личностно-ориентированного подхода это делается с целью развития индивидуальности ребенка, а при использовании индивидуального подхода реализуется другая целевая установка - освоение ребенком социального опыта, знаний, умений, навыков, определенных программой и обязательных для каждого воспитанника. Избрание первого подхода связано с желанием содействовать проявлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, а выбор второго - с направленностью педагогического процесса на формирование социально типичного, что тоже крайне сложно осуществить без учета индивидуальных особенностей. В этом заключается принципиально важное отличие двух названных подходов.
Чтобы показать наглядно целевое и принципиальное их различие, сравним их составляющие:
Индивидуальный подход подразумевает учет особенностей ребенка при организации воспитательно-образовательного процесса. То есть учитываются возрастные особенности ребенка, физические и психические особенности ребенка (здоровье, темперамент и т. д., уровень имеющихся знаний, уровень коммуникативных качеств и т. д.
Личностно-ориентированный подход подразумевает направленность на развитие яркой индивидуальности ребенка. И соответственно предполагает создание условий и стимулирование развития индивидуальности, личностных качеств, помощь в самовыражении, самоактуализации ребенка.
На практике это выглядит так : При подготовке к классному часу я использую индивидуальный подход : смышленый, ответственный, бойкий отличник получает задание подготовить доклад. Все остальные готовят рисунки на заданую тему (например, освоение космоса). Результат: хороший доклад и выставка хороших и средних рисунков.
Отличник самореализовался, все дети проявили участие в подготовке. Но такой подход не может решить проблему полного охвата учащихся интересной для них работой. Ведь для доклада я выбрала одного (можно2-3) самого способного с моей точки зрения ученика. Но ведь при проведении классного часа важно не столько уделять внимание сведениям о том или ином событии, сколько пробуждать к нему интерес, заставлять задуматься, прочитать о проблеме в газете, журнале, книге. И вот тут поможет личносто-ориентированный подход : с целью создания условий для развития и самовыражения после каждого выступления предусматривается возможность задать вопросы выступающему, дополнить сообщения новыми фактами и примерами, обменяться мнениями, сформулировать выводы по обсуждаемому вопросу. Такая технология организации классных часов расширяет диапазон решения воспитательных задач, повышает активность и самостоятельность учащихся, формирует опыт проявления в коллективе своих личностных качеств и способностей. Тем ценнее это, что происходит без навязывания учителем сверху, а по собственной инициативе. А уж по своим наблюдениям в следующий раз для тех, кто отмолчался сегодня, я стараюсь подобрать другую интересную тему.
Если воспитательная система класса строится на принципах личностно- ориентированного подхода, то одна из важнейших воспитательных технологий – это коллективно-творческое дело. Понятие «Коллективное Творческое Дело» было введено в обиход Игорем Петровичем Ивановым, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). Отличия личностно-ориентированного КТД от классического КТД должны заключаться в смещении акцента в совместной деятельности с задач, представляющих в основном коллективный интерес, на задачи личностного развития.
Эти различия отражает следующая таблица:
Коллективная подготовка Акцент на групповой работе Акцент на принятия решений на добровольной основе и развитие творческих стратегий каждого
Коллективное проведение дела Только командное участие Согласованность индивидуальной деятельности с групповой
Коллективный анализ по итогам Оценка группового участия в организации дела Оценка личностного участия, развития своего потенциала Постановка нашего класса была признана лучшей. Однако у себя в классе мы разобрали и оценили участие каждого
Отличается и анализ КТД, который содержит вопросы для рефлексии собственной деятельности воспитанником.
Последовательность анализа КТД:
• Первым дает обратную связь участник КТД.
• Затем обратную связь дают участники группы.
• Завершает анализ педагог.
Примерные вопросы анализа:
1. Что хорошо удалось? 2. Как это меня лично продвинуло?
3. Что получила творческая группа? Каковы основные результаты?
4. Что мне следует изменить? 5. Пожелания всем.
6. Кому отдельное спасибо? 7. Что делать дальше?
Таким образом, личностно-ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Развитие воспитанника как личности (его социализация) идет не только путем овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития. Каждый ребёнок должен быть в чём-то не хуже других, а может быть, и превосходить в чё м-то: кто-то хорошо уметь писать стихи, кто-то — танцевать, кто-то знает математику лучше других, кто-то — русский, а кто-то читает много книг… Иначе говоря, каждый школьник интересен своей уникальностью, и личностно-ориентированное воспитание позволяет сберечь эту уникальность, вырастить самоценную личность, развить склонности и таланты, расширить возможности каждого "Я" и, попросту говоря, — воспитать маленького человека лучше, чем он есть
Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка. Именно в нем происходит общественно ценная и значимая для детей деятельность.
У каждого ребенка есть свои интересы и потребности, характерологические особенности к тому или иному виду деятельности.
Ярко выраженная подражательность детей младшего школьного возраста, ограниченность их жизненного опыта, недостаточно развитая самостоятельность, неумение критически осмыслить свое поведение и поведение своих товарищей – такой далеко не полный список возрастных особенностей и тех трудностей, с которыми встречаемся мы, учителя начальных классов, при работе с коллективом, поступающим в 1 класс.
Как помочь детям с наибольшей пользой для развития сильных и слабых сторон, как сохранить их эмоциональное благополучие, оптимизм, веру в свои силы, дать толчок саморазвитию?
В. В. Зеньковский утверждал, что «задача воспитания не только труднее, но важнее, чем задача обучения». Ребенок является ценностью воспитания.
В процессе воспитания с первых дней поступления ребенка в школу я стараюсь учитывать возрастные особенности детей, беречь детскую индивидуальность, каждого ребенка принимать, учить и воспитывать таким, каким он есть, обеспечивая ему зоны развития.
Для организации детского коллектива большое значение имеет установление дежурства по классу. Дети с обязанностями дежурного знакомы из практики детского сада. Дежурство начинаем со 2 го дня, объясняю детям, что одной очень трудно приготовить класс к уроку, поэтому мне будут помогать дежурные по классу. Объясняю, что входит в обязанности дежурных, помогаю в установлении отношений: дежурные выступают в роли руководителя детского коллектива, и каждый ребенок должен уметь принимать их законные просьбы и распоряжения (дежурит каждая парта по одному дню).
В конце первого месяца, когда дети адаптируются, организую выборы классного актива: старосты, санитаров, хозяйственников, цветоводов, физрука, игровиков, библиотекарей и т. д., заранее подбирая кандидатуры ребят. Известно, что дети лучше и охотнее выполняют ту работу, которую они выбрали, поэтому при распределении поручений я учитываю не только возможности, но и желания каждого ребенка.
При распределении поручений придерживаюсь правил:
1. каждому ребенку должно нравиться его поручение;
2. каждый ребенок должен чувствовать важность своего поручения и ответственность за выполнение;
3. каждый ребенок должен иметь поручение;
4. эпизодически (перед сменой поручений) рассказываю, какую роль играет каждое поручение и что должен делать ответственный.
Например, : цветоводы: ухаживают за растениями: во время поливают, рыхлят почву, протирают пыль, если это делать часто – редко - растение погибнет т. к. можно залить или засушить и т. д.
Поручения в 1 классе в 1 полугодии даю на 1 неделю, т. к. они могут надоесть ребенку, затем меняем на классном часе.
Во втором полугодии поручение дается на две недели.
Подбираю каждому ученику поручение, независимо от его поведения и успеваемости, что должно обеспечить комфорт детей, удовлетворенность от приложения их умственных и практических усилий.
Бывают случаи, когда ребенок не хочет выполнять поручение; выясняю причину отказа, стараюсь убедить ребенка в необходимости его работы для класса.
Правильно организованное воспитание должно способствовать развитию ребенка.
С первых дней учения у первоклассников начинает формироваться общественное мнение: что такое хорошо и что такое плохо. Мнение каждый выражает в рисунках : :вначале лица (веселое – грустное, а к концу первого класса - выпускаем классную газету. Конечно, заметки, как правило состоят из одного - двух предложений, например: Вика со мной почитала после уроков. Спасибо. Или: Ярослав обидел Ангелину. Стыдно! и. т. п. Важно то, что дети учатся оценивать свои поступки и поступки своих товарищей. Газета выходит на протяжении всего обучения в начальной школе. Ежемесячно проводим классные собрания, на которых ребята учатся распределять поручения, рассказывать, что они сделали для класса, обсуждать, что было хорошего, а что не удалось, ищем пути, как можно исправить неудавшееся, выбираем из предложенных вариантов наиболее приемлемый. Например: Вика, Серафим, Иван, Радж бегают на переменах, шумят, не играют в игры. Как быть? Наказать? Посадить на перемену за парту или оставить в классе? Написать замечание в дневник или организовать подвижные игры? Остановились на последнем: разучили после уроков несколько подвижных игр – и на следующий день на перемене все дети с удовольствием играли. Основной задачей в первый год обучения считаю: найти у каждого ребенка сильные стороны, на которые можно было бы опереться в воспитательной работе с ним, помочь ему раскрыть перед окружающими то хорошее, что в нем уже есть, помню, слова Е. В. Бондаревской, «что каждая личность универсальна, никто не должен чувствовать себя обделенным.». Во втором классе продолжаю эту работу, стараюсь активизировать самоуправление и поддержать хорошие предложения, по - прежнему уделяя основное внимание вопросам нравственных взаимоотношений между детьми. При планировании отрядных дел, стараюсь действовать тактично, не подавляя инициативы детей. Вместе обсуждаем, кому можно поручить то или иное мероприятие, кто будет помогать, как конкретно и. т. д. Например: генеральная уборка класса. Лида, Паша, Саша - протирают пыль с цветов, горшки, рыхлят почву, убирают сухие листья. Настя, Эвелина - протирают пыль со шкафов, подоконников, моют доску. Иван, Данил, Алёша, Серафим - носят воду и. т. д. Очень важно, чтобы соблюдалась справедливость при распределении работ: менее умелых объединять с более умелыми, по очереди делать неинтересную и интересную части работы. Важно, чтобы все вместе трудились, никто не был в стороне. Оценка результатов работы осуществляется самими детьми. Это отражается и в заметках газеты. Главная задача в первом – втором классах - рассказывать перед классом, а в третьем- четвертом- приучить детей отчитываться перед классом, а коллектива - высказать свое отношение к работе группы, отдельных ребят, справедливо оценить их труд. Оценка работы игровиков, санитаров, цветоводов, физорга и. т. д. производится два раза в месяц. Оценка работы дежурных дается в момент сдачи дежурства, т. е. каждый день.
При обсуждении итогов работы и ее оценке внимание ребят обращаю не только на результат, но и на процесс выполнения, отношения между детьми. Помогаю детям осмыслить реальные отношения, которые возникли между ними, увидеть и отметить проявления требовательности, доброжелательности, справедливости.
Считаю необходимо научить детей видеть и отрицательные явления, которые возникают в отношениях между ними: зависть, злорадство, тщеславие, хитрость, несправедливость, приучить детей бороться с этими явлениями.
В ходе выполнения поручений постепенно вырабатываем критерии оценки.
Пример.
1. Отношение к своим обязанностям (как выполняет, что делает, старается ли, проявляет инициативу)
2. Взаимоотношение в коллективе (справедлив ли в распределении поручений по отношению к другим, помогал ли другим, как, ведет себя, не злоупотребляет ли своей «властью»)
3. Результаты общей работы: класс дает оценку работы каждого ребенка, которая выражается в словах, а в уголке – все это отражается в стенной печати.
В четвертом классе дети уже имеют богатый опыт в выполнении поручений. Поэтому более ответственно их выполняют, чувствуя ответственность не только за себя, но и за общие дела класса. На этом этапе происходит значительное расширение детского самоуправления, оно постепенно переходит из рук учителя в руки самих школьников. Перед детьми встает задача самим организоваться для совместного мероприятия, праздника, работы. Самоуправление создает четверокласснику новую роль: он не только исполнитель, но и организатор, инициатор каких – либо дел. Эта роль требует самостоятельных решений и личной ответственности, помогает самоутверждению личности не только благодаря успехам в учении, но и успехам в других полезных видах деятельности. Участие в самоуправлении требует от ребят организаторских способностей и навыков: умело организовать своих товарищей для выполнения задания, уметь распределить работу, следить за ее ходом и оценивать результат (оценки по критериям п. 1-3).
Самоуправление ввожу постепенно: вначале дети организуют самостоятельно перемены и свободное время до урока без моей помощи (зарядка, игры, затем при ведении классных собраний, часов, советов отряда привлекаю постепенно старосту, заместителя и т. д., т. е. постепенно стараюсь «отходить» от дел, наблюдая со стороны, помогая в подготовке мероприятия, вовлекая пассивных ребят, чтобы не перегружать активных.
Стараюсь не влиять на решение ребят, пусть сами пройдут этот путь «проб и ошибок», принимая важное решение, пусть почувствуют, что их решение важно для класса, разумно, что учитель с ним согласен. Главное в этот момент не навязывать своего мнения, не решать за детей, т. к. вся работа сведется к нулю. Ведь общие суждения, совместно принятые детьми решения сплачивают детский коллектив. Дети видят, что существует несколько мнений в решении конкретного вопроса, эти мнения порой противоположны, отличны. Стараюсь научить детей доказать, обосновать свою мысль, но и выслушать мнения других, совместно выбрать наиболее приемлемый вариант. Такие обсуждения воспитывают в детях чувство ответственности за себя и за класс в целом, формируя чувство долга, ответственности за порученное дело перед коллективом. Учителем закладываются новые представления ребенка о собственном «я», об отношениях с окружающими людьми. Поэтому, особое внимание обращаю на то, что нужно усвоить детям, как сделать это с наибольшей пользой для них, как сохранить их эмоциональное благополучие, оптимизм, веру в свои силы, дать толчок саморазвитию. А это возможно в том случае, если воспитывать у уч-ся такие качества как высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самоуважения, самостоятельности, самодисциплины, независимость суждений, сочетающиеся с уважением к мнению других людей, умение принимать решения и нести ответственность за свои поступки, осуществлять свободный выбор содержания своей жизнедеятельности, линии поведения, способов своего развития.
В заключении хочу сказать, что наш класс – станет сплоченным дружным коллективом. Работая, дети вместе научились жить, принимать совместные решения, давать оценку своей работе, анализировать, сравнивать. Каждый учащийся попробовал свои силы в разных направлениях и формах деятельности, сделал для себя какие-то выводы. Считаю, что такая организация деятельности классного коллектива имеет большие возможности для личностно- ориентированного воспитания учащихся.