зайнап кашапова
Использование LEGOматериала в конструктивной деятельности в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Использование LEGO материала в конструктивной деятельности в старшем дошкольном возрасте.
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА
Актуальность. В современном мире значительных технических достижений, которые влекут за собой весомые изменения во всех сферах человеческой жизнедеятельности, когда сложные электронные, технические механизмы и объекты окружают человека повсеместно, все большую популярность в дошкольных образовательных учреждениях в работе с дошкольниками приобретает такой вид продуктивной деятельности, как LEGO-конструирование. Конструктор датской фирмы «LEGO» - удивительно яркий, красочный, полифункциональный материал, предоставляющий огромные возможности для поисковой, экспериментально-исследовательской деятельности ребенка. Несомненно, конструктор стимулирует детскую фантазию, воображение, формирует моторные навыки, конструктивные способности.
Публикация «Использование LEGOматериала в конструктивной деятельности в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Конспекты занятий
- Лего. Конструктор LEGO
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2020
Модернизация дошкольного образования, по мнению разработчиков новой версии закона «Об образовании», предполагает, что целью и результатом дошкольного образования будет формирование жизнеспособной личности, которая характеризуется:
• умением принимать решения и достигать требуемого результата в неопределённых проблемных ситуациях, самостоятельно восполняя недостаток знания и информации;
• умением позитивно взаимодействовать с людьми других культур, языков и религий;
• владением информационными технологиями; умением самостоятельно учиться на протяжении жизни в контексте, как личного профессионального роста, так и социальной жизни, работать в команде на общий результат;
• умением отстаивать свою точку зрения, обосновывая её.
В свете новых федеральных государственных образовательных стандартов является актуальным использование в дошкольных образовательных учреждениях LEGO - технологии :
• LEGO – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка.
• использование LEGO - конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности : конструирование находится в образовательной области «Познавательное развитие» и интегрируется с образовательными областями «Социально-личностное развитие», «Художественно эстетическое развитие»;
• Основой образовательной деятельности с использованием LEGO-технологии является игра – ведущий вид детской деятельности. LEGO – позволяет учиться, играя и обучаться в игре.
• LEGO-конструкторы на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждениях. Дети любят играть в свободной деятельности.
• В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.
• использование LEGO-технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
• LEGO-технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников.
Так же, использование конструкторов LEGO при организации образовательного процесса, дает возможность приобщать детей к техническому творчеству, что способствует формированию задатков инженерно-технического мышления, а также дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям, что является приоритетным в свете введения ФГОС ДО и полностью соответствует задачам развивающего обучения. Способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи.
Образовательные области в детском саду не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения LEGO-конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, а творческое конструирование с социально–коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.
Кроме того, от 17.10.2013 года в соответствии с приказом Минобрнауки РФ № 1155 введены в действие федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Он задает ориентиры развития системы дошкольного образования, направленный на формирование у дошкольников общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.
Концептуальное обоснование.
Концепция проекта основана на необходимости изучения робототехники, максимально совместимого с базовым курсом конструирования и LEGO конструирования в ДОУ. Освоение азов программирования в среде LEGO ведется с учетом задач образовательных областей по ФГОС: «Художественно - эстетическое развитие» в интеграции с образовательными областями «Социально - коммуникативное развитие» «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Концепция изучения робототехники имеет конструктивно-модельную направленность – дети конструируют механизмы, решающие конкретные задачи, получают знания и приобретают умения создавать роботов, а так же используя игрушки - роботы трансформеров, развивают умения видоизменять робота, что помогает видеть возможности одного робота - игрушки, и составлять видоизменённых роботов.
Концепция данной работы позволяют ребенку освоить достаточно сложные понятия – алгоритм, цикл, изменения. Робот, собранный из конструктора LEGO, может стать одним из таких исполнителей.
Интегрирование различных образовательных областей в проекте открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, расширения круга интересов, овладения новыми навыками в естественных науках, проектировании, в формировании элементарных математических представлениях, в развитии речи.
Проблемный анализ ситуации. В практике детских садов остро стоит проблема организации работы по активизации познавательного интереса к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков. При её решении педагоги сталкиваются с отсутствие необходимых специальных условий в учреждении, по развитию конструирования и робототехники. При введении ФГОС ДО были выявлены следующие противоречия, а в частности между:
- требованиями ФГОС, где указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей и недостаточным оснащением детского сада конструкторами LEGO, а также отсутствием организации целенаправленной систематической образовательной деятельности с использованием LEGO-конструкторов и робототехники;
- необходимостью создания в ДОУ инновационной предметно-развивающей среды, в том числе способствующей формированию первоначальных технических навыков у дошкольников, научно-технического творчества и отсутствием Программы работы с детьми с конструкторами нового поколения;
- возрастающими требованиями к качеству работы педагога и в не полной мере пониманием педагогами влияния LEGO-конструирования и робототехники на развитие личности дошкольников.
Поэтому данные противоречия указывают на необходимость внедрения LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс детского сада, что дает возможность создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к научно-техническому творчеству посредством LEGO-конструирования и робототехники и формированию первоначальных технических навыков.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Название проекта - LEGO конструирование в старшем дошкольном возрасте, как средство развития технического творчества детей.
Вид проекта: творческий.
Участники:
• Воспитатель старшей группы;
• Дети старшей группы
Цель проекта - Развивать техническое творчество дошкольника, фантазию, мышление, воспитывать личность, способную самостоятельно ставить перед собой задачи, цели и находить оригинальные способы решения в моделировании через познавательный интерес к LEGO-конструированию.
Задачи
Обучающие:
1. Ознакомить детей с различными видами конструкций, элементарными приёмами сборки и соединения деталей.
2. Обучить технологии конструирования по образцу, рисунку, схеме, словесной инструкции, замыслу.
3. Научить ребенка видеть в целом конструкцию конкретного объекта, анализировать её основные части в соответствии с образцом, заданной схемой, словесной инструкцией, замыслом и находить закономерности, отличия и общие черты в разных конструкциях.
4. Сформировать: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Развивающие:
1. Развить конструктивные навыки, мелкую моторику.
2. Развить восприятие, память, воображение, мышление, речь и внимание ребенка.
3. Стимулировать мыслительные процессы дошкольников (творческое решение поставленных задач, изобретательность, поиск нового и оригинального).
4. Стимулировать детское научно-техническое творчество.
Воспитательные:
1. Сформировать у дошкольников интерес к моделированию, конструированию, техническим видам творчества.
2. Содействовать совершенствованию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества при работе в коллективе, команде, в паре.
3. Воспитать у ребенка желание трудиться, создавать что-то новое.
Данный проект имеет научно-техническую направленность и рассчитана на обучающихся дошкольного возраста. Для обучающихся такого возраста в образовательном процессе применяются игровые формы обучения. Игра – необходимый спутник детства. С LEGO дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор LEGO помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться. Кроме этого, проект помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей воспитанников за счет активного взаимодействия детей в ходе конструктивно-модельной деятельности.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
И ЕГО МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Этапы реализации проекта:
Первый этап ( организационно-теоретический: сентябрь-октябрь 2018г.) – изучение возможностей внедрения LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс с дошкольниками, анализ имеющихся условий, знакомство и выбор приемлемой по техническому обеспечению программы по конструированию и робототехники, повышение квалификации, организация начального материально-технического обеспечения LEGO – центра.
Второй этап ( накопительно-практический: ноябрь 2018 – май 2019г.) - практическое осуществление деятельности по конструированию : организация работы LEGO – центра, решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей LEGO – центра в образовательном процессе с старшими дошкольниками : реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.
Третий этап ( заключительный: май 2019г.) – осуществление распространения опыта, осуществление презентации полученных результатов.
Формы и режим занятий:
Основными методами и приемами организации детской деятельности являются :
Методы Приёмы
Наглядный Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. Просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, дидактические игры, организация выставок, личный пример взрослых
Практический Воспроизводство знаний и способов деятельности ( форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)
Словесный Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. Проекты, игровые ситуации, элементарная поисковая деятельность (опыты с постройками, обыгрывание постройки, моделирование ситуации, конкурсы, физминутки.
Игровой Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование.
Условия для реализации программы
Конструирование-это вид продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предметов. Его успешность зависит от уровня развития мышления и восприятия ребенка. Чтобы построить конструкцию из строительного материала, необходимо уметь обследовать объект, разделить его на составные части - детали, оценить их размер, пространственное расположение, заменить одни детали другими в случае необходимости. Также для успешности конструирования нужно уметь представлять будущий предмет в целом - со всех сторон, спереди, сбоку; особенно представить невидимые детали. Виды конструирования :
1) конструирование по образцу;
2) конструирование по модели;
3) конструирование по замыслу;
4) конструирование по условиям - требованиям, которым должна удовлетворять будущая конструкция (например, определенный размер);
5) конструирование по чертежам и наглядным схемам;
6) конструирование по теме;
Конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей конструктора и показ способов их воспроизведения. В данной форме конструирования у детей формируются обобщённые способы анализа объектов и обобщённые представления о них, необходимые для успешного осуществления конструирования. Большую роль в этом играет усвоение детьми схемы обследования образцов, построенной по принципу: от общего - к частям - к общему.
Конструирование по модели заключается в следующем: детям в качестве образца предлагают модель, в которой очертания отдельных её элементов скрыто от ребёнка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них конструктора. Таким образом, ребёнку предлагают определённую задачу, но не дают способа её решения.
Конструирование по замыслу обладает большими возможностями для развёртывания творчества детей, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как они будут конструировать.
Конструирование по условиям заключается в следующем: не давая детям образца постройки, рисунков и способов её конструирования, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчёркивают практическое её назначение.
Конструирование по чертежам и наглядным схемам. Из деталей конструктора воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования.
Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструирования. Они сами создают замыслы конкретных построек из конструктора и способов их осуществления. Основная цель конструирования по заданной теме – актуализация и закрепления знаний и умений.
Дидактический материал:
• наглядно-демонстрационный
• технологические карты
•
Основные направления и содержание деятельности
Периодичность занятий: 1 раз в неделю, длительность занятий - 30 минут
Учебный план
№ Темы Кол-во часов Методы и технологии
Введение
в LEGO-конструирование
1 Знакомство с деталями конструктора 1 Наглядные
Словесные
Практические
Игровые
2 Постройка простейших сооружений (мосты, ворота) 1 Наглядные
Словесные
Практические
Игровые
3 Животные 1 Наглядные
Словесные
Практические
Игровые
4 Дома, здания Наглядные
Словесные
Практические
Игровые
5-6 Модель птицы 2 Наглядные
Словесные
Практические
Игровые
7-8 Башни с наклоном 2 Наглядные
Словесные
Практические
Игровые
9-10 Подвешивание предметов 2 Наглядные
Словесные
Практические
Игровые
Конструкции
11-12 Стены зданий, заборы 2 Наглядные
Словесные
Практические
Игровые
13-14 Лодка 2 Наглядные
Словесные
Практические
Игровые
15-16 Крыши зданий 2 Наглядные
Словесные
Практические
Игровые
17-18 Фундамент, подпорки 2 Наглядные
Словесные
Практические
Игровые
19-20 Тросы 2 Наглядные
Словесные
Практические
Игровые
21-22 Мосты 2 Наглядные
Словесные
Практические
Игровые
Передача движения внутри конструкции
23-24 Вертушка 2 Наглядные
Словесные
Практические
Игровые
25-26 Ось вращения 2 Наглядные
Словесные
Практические
Игровые
27-28 Движение фигур, шарниры 2 Наглядные
Словесные
Практические
Игровые
Оптимальная форма конструкции
29-30 Арочный мост 2 Наглядные
Словесные
Практические
Игровые
31-32 Двойной V- образный мост 2 Наглядные
Словесные
Практические
Игровые
33-34 Жесткость и гибкость 2 Наглядные
Словесные
Практические
Игровые
35-36 Дома, архитектура 2 Наглядные
Словесные
Практические
Игровые
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ
На этапе завершения Программы дети старшего дошкольного возраста 1 года обучения :
1. Называют основные детали лего-конструктора (кирпич, балка, ось, втулка. штифт, рычаги; колесо зубчатое, маленькое, большое, среднее; плата - пластина). Знают их назначение и особенности.
2. Понимают простейшие основы механики (устойчивость конструкций зависит от прочности соединения деталей, ее формы, пропорциях, симметрии и распределения веса, подвижности и неподвижности соединение деталей).
3. Владеют техническими умениями в конструировании из лего-конструктора.
4. Освоили способы замещения форм, придания постройке устойчивости, прочности.
5. Понимают технологию изготовления несложных конструкций.
6. Осуществляют подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету).
7. Самостоятельно определяют количество деталей в конструкции моделей.
8. Конструируют, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции, модели.
9. Конструируют по образцу.
10. Создают постройки, сооружения, транспорт по заданной теме, условиям, инструкции, собственному замыслу, придумывает сюжетные композиции.
11. С помощью воспитателя планируют, выполняют и анализируют конструктивные модели.
12. Могут самостоятельно поставить цель, обдумать путь к её достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели.
13. Проявляют творческую активность и самостоятельность.
14. Стремятся к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.
15. Реализовав творческий замысел в конструктивной модели, применяет построенную конструкцию или модель в игровой деятельности.
16. Умеют сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ.
17. По собственной инициативе конструируют из лего-конструктора.
Формами подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы являются
• оформление тематических выставок в группе;
• участие в выставках и конкурсах детского творчества по конструированию и моделированию различного уровня;
• создание детьми коллективных моделей, конструкций;
• проектная деятельность детей;
• открытые занятия для педагогов ДОО и родителей (законных представителей).
Результативность опыта:
Внедрение программы «Лего-конструирование» позволяет осваивать инновационные формы и методы работы, в значительной мере способствует повышению качества дошкольного образования
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волосова, Е. Б. Все начинается с раннего детства / Е. Б. Волосова // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 8. – С. 14–16.
2. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка: моногр. / Л. С. Выготский. – М. : Смысл, Эксмо, 2004. – 512 с.
3. Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста : учеб. пособие для студентов вузов / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. – М. : ВЛАДОС, 2007. – 301 с.
4. Феншина, Е. В. LEGO конструирование в детском саду/ Феншина Е. В. пособие для педагогов – М. : Сфера, 2011 г.
5. Ишмакова, М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС/ М. С. Ишмакова - ИПЦ Маска, 2013 г
6. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 608 с.
7. Каталог сайтов по робототехнике - полезный, качественный и наиболее полный сборник информации о робототехнике. [Электронный ресурс] — Режим доступа: свободный https://robotics.ru/
8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012). – URL : https://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1;1646176
9. Якиманская, И. С. Методология и диагностика в психологическом исследовании / И. С. Якиманская. – Оренбург, 2001. – 43 с. – URL :https://www.pedlib.ru/Books/4/0424/index.shtml?from_page=35