Скоробогаткина Марина Станиславовна
Использование логопедического лэпбука «Забавные шипелки» как средства коррекции речевых нарушений у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание лэпбука «Забавные шипелки» :
1. «Ветерок»
Цель: Вырабатывание целенаправленной воздушной струи.
Ребенок дует на ленточки, представив себя «ветерком, нагоняющим тучки».
2. Артикуляционная гимнастика.
Цель: Подготовка органов артикуляции к произнесению звука [Ш].
Артикуляционную гимнастику нужно проводить ежедневно перед зеркалом для самоконтроля. Каждое динамическое упражнение выполняется по 5-7 раз. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд.
3. Артикуляционный уклад или профиль звука.
Публикация «Использование логопедического лэпбука „Забавные шипелки“ как средства коррекции речевых нарушений у дошкольников» размещена в разделах
- Логопедические игры
- Лэпбук по развитию речи. Говорим правильно
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Цель: Объяснение положения речевых органов (губы, зубы, язык) при произнесении звука. Закрепить артикуляцию звука [Ш] с опорой на зрительный анализатор и кинестетические ощущения от движений органов артикуляционного аппарата.
Ребёнку предлагается сделать вдох через нос, а на выдохе сказать звук [Ш]. Какие препятствия встречает ветерок на своём пути? Проверь, дрожат ли голосовые связки, для этого приложи руку к горлу. Что делает язык? На что он стал похож? Есть ли щель между зубами? Что делают губы? Приблизь ладонь ко рту, почувствуй струю воздуха, теплая она или холодная.
4. Характеристика звука.
Цель: Формировать умение давать характеристику звуку [Ш].
Ребёнок рассматривает карточки и говорит, что означают изображё нные символы: красный круг – гласный звук, синий круг – твёрдый согласный, зелёный круг – мягкий согласный, камень – твёрдый звук, вата – мягкий звук, колокольчик – звонкий звук, колокольчик зачёркнут – глухой звук. Затем ребёнок подбирает карточки для звука [Ш], даё т ему характеристику: согласный, твёрдый, глухой.
5. «Змейка»
Цель: автоматизация изолированного звука [Ш].
Ребёнку предлагается показать, как шипит змея. Произнесение звука ребёнком сопровождается движением пальцев по «дорожке», предлагается провести змейку по дорожке (массаж пальчиков) и пошипипеть: «ш-ш-ш».
6. «Тучки»
Цель: Автоматизировать произношение звука [Ш] в слогах.
Двигается маркер-солнышко слева-направо, ребенок произносит прямые слоги (на капельках) шо-ши-шу-ша, маркер-солнышко двигается справа- налево, ребенок произносит обратные слоги: аш-уш-ыш-ош.
7. «Прятки»
Цель: Автоматизировать произношение звука [Ш] в словах; развивать зрительное внимание, грамматику, фонематический слух, обогащать словарный запас.
Ребенку предлагается перечислить все, что спряталось на картинке (одно изображение накладывается на другое).
8. «Пересчитай мышек»
Цель: автоматизация звука [Ш] в словах; согласование числительных с существительными; развитие мелкой моторики.
Ребенок загибает пальчики на прикрепленной лодошке и составляет словосочетания со словом «мышка» по образцу. Образец: одна мышка, две мышки, и т. д.
9. Пальчиковая гимнастика. «Кошка»
Цель: Автоматизация звука [Ш] в словах и фразах; массаж пальчиков с помощью прищепки- кошки; выполнение упражнения с одновременным произнесением текста стихотворения.
10. «Отгадай загадку»
Цель: Развитие слухового внимания, автоматизация звука [Ш] в словах и фразах.
Ребенок слушает загадку, проговаривает ее, отгадывает, чтобы проверить правильность-открывает коробочку, внутри-отгадка.
11. «Рассели слова»
Цель: формировать навыки звукового анализа.
Ребёнок рассматривает картинки, произносит слова, выделяя звук [Ш] и определяет позицию звука в слове (в начале, в середине или в конце, таким образом определяет «местожительство слова в доме» - верхний, средний или нижний этаж в соответствии со схемой.
12. «Игрушка-раскладушка»
Цель: автоматизация звука [Ш] в словах, фразах и предложениях; развитие мелкой моторики пальцев рук.
Ребенок разворачивает игрушку-раскладушку, проговаривает слова в соответствии с картинкой, придумывает предложения. На каждом развороте- новая картинка со словами на звук [ Ш].
13. «Чистоговорки»
Цель: автоматизировать звук [Ш] в связной речи; развивать чувство ритма и рифмы, интонацию; память, контроль над звукопроизношением.
14. «Скороговорки- пословицы»
Цель: автоматизировать звук [Ш] в скороговорках; развивать темп, ритм, чёткость и громкость произношения; слуховую память, контроль над звукопроизношением.
Ребенку предлагается вспомнить пословицу по ее началу и проговорить ее в разном темпе.
15. «Сказки-связки»
Цель: Автоматизация звука [Ш] в предложениях.
Предложения составляются ребенком с опорой на мнемотаблицы и проговариваются.
16. «Какое стихотворение поселилось в домике»
Цель: Автомaтизация звука [Ш] в предложениях.
Стихотворение зашифровано в виде мнемотаблицы.
17. «Составь рассказ»
Цель: автоматизировать звук [Ш] в предложениях, предложно-падежных конструкциях, формировать фонетические представления с опорой на картинки.
Ребёнку предлагается по картинкам придумать небольшой рассказ со словами со звуком [Ш].
18. «Игры с буквой»
Цель: закрепить зрительный образ буквы Ш, дифференцировать понятия «звук» и «буква», способствовать развитию пространственных представлений и мелкой моторики.
-Прослушай стихотворение и сделай букву Ш из палочек.
Одна палочка лежит,
Три на ней стоят –
Это буква Ш
Смотрит на ребят.
Обведи букву Ш пальчиком.
-Внимательно посмотри на буквы и найди среди них букву Ш.
-Сложи букву из картинок, назови слова со звуком[ Ш]. Придумай предложения с этими словами.
19. «Ребусы»
Цель: Развитие внимания, гибкости мышления, навыков звукового анализа.
20. «Собери пазлы, придумай рассказ»
Цель: автоматизировать звук [Ш] в связной речи, способствовать развитию зрительного восприятия, пространственной ориентировки и мелкой моторики.
Ребёнок собирает пазлы, чётко называет слова со звуком [Ш], составляет предложения с этими словами. После уточнения смысла, составленные предложения объединяются в рассказ.