Елена Николаевна Дурученко
Использование культурно-исторических традиций казачества
▼ Скачать + Заказать документы
Работая по теме «Приобщение старших дошкольников к культурно – историческим традициям казачества», наш коллектив старается создать стройную систему приобщения детей с дошкольного возраста к родной культуре, истории; воспитания у них чувства красоты.
Цель работы: создание условий для всестороннего развития личности воспитанника с целью его успешной социализации через приобщение к культурным традициям донского казачества.
Задачи:
-Повысить интерес детей к истории своего народа.
-Обогатить предметно-развивающую среду по выбранной теме.
Публикация «Использование культурно-исторических традиций казачества» размещена в разделах
-Развивать представления детей об истории развития края, казачества.
-Обогатить знания детей об образе жизни людей на Дону в старину, их трудовой деятельности.
-Знакомить с историей жилища казаков, их домашней утварью.
-Познакомить с символикой Ростовской области в современное и давнее время.
-Развивать знания о казачьей одежде, её назначении, названии.
-Приобщать детей к истокам народной культуры : фольклору, песням, танцам, играм.
-Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважения к традициям, патриотизма и любви к родному краю.
Организуя деятельность дошкольников, педагоги опираются на ряд вариативных программ и методик: О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам народной культуры».
В процессе приобщения дошкольников к культурно – историческим традициям казачества мы использовали следующие методы :
наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин нашей Родины, презентация на тему «Жизнь и обычаи казаков», альбом «Донской край – житница России», альбом «История казачьего костюма» и др.);
словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям с детьми старшего возраста, сочинение сказок, беседы «Как хлеб на стол пришел» и др.) ;
игровой метод ( разучивание народных подвижных игр: «Колоски», «Утка и селезень» и др.).
практический метод (расписывали поднос, рисовали «Казачье подворье», аппликация «Подарки с донской грядки» и др.) Наиболее важным и интересным для детей явились беседы, познавательные занятия. Большой интерес вызвали занятия о природе, животном и растительном мире родных мест.
Для увлекательного знакомства дошкольников с казачьей культурой в своей работе используем проектор, презентации, выполненные своими руками, на темы «Казачий костюм», «Казачья станица Гундоровская», «Жизнь и быт казаков». Дети слушают рассказы о первых переселенцах, знакомятся на наглядном материале с жизнью казаков, с историей жилища. Педагоги обобщили исторический материал о быте, о разных видах труда наших предков, о народных ремеслах. В детском саду разработаны конспекты НОД: «Жизнь первых переселенцев», «Кто такие казаки»,«История станицы Гундоровской». Для более полного знакомства детей с историей мужской и женской одежды, головных уборов, также оформлен альбом фотографий, иллюстраций «История казачьего костюма», альбом «Дон – житница России»
Поддерживая традиции устного народного творчества, педагоги в своей работе используют малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, загадки, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны поэтической истории казаков.
Не менее важным аспектом работы является развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности, ручному труду, аппликации, где обогащаются знания детей о народных орнаментах, способах создания узора, традиционных элементах росписи. Обогащался и музыкальный опыт детей. Для детей были пошиты казачьи костюмы, в которых дети выступают не только в детском саду, но и на фестивалях Казачьей весны, посвящённых Дню рождения Гундоровки. Особое удовольствие доставляла детям игра на народных музыкальных инструментах: ложках, бубенцах, трещотках. Излюбленной темой детей стали народные и обрядовые праздники. Приобщаясь к ним, дети получали возможность познавать характерные особенности жизни предков, традиции православной веры, как основы духовности и нравственности. Музыкальный руководитель с детьми беседует о казачьих песнях, слушает фонограммы, исполняет некоторые песни на наших праздниках и развлечениях. Также дети знакомятся с танцами Казачьих ансамблей. Занимаясь театральной деятельностью, дети показывают инсценировки «Казачья уха» и другие.
Одним из условий успешности работы является создание предметно-развивающей среды по обозначенной теме. Работа в этом направлении показывает, как велик интерес детей к народной культуре. На участках и в группах детского сада также создана предметно-развивающая среда, способствующая приобщению детей к народной культуре. Это любимое место для игр и забав. Им интересно увидеть в действии прялку, самим растолочь в ступе зерно. Чтобы доставить эту радость детям, помочь им «освоить» необычные для сегодняшнего быта вещи, сотрудниками нашего детского сада и родителями воспитанников были собраны предметы старинного быта и воссоздана обстановка казачьей хаты
Успешно ведется работа по приобщению родителей к истокам донской народной культуры. С их помощью были изготовлены куклы в мужских и женских донских костюмах и куклы из подручных материалов. (из пластиковых бутылок, из капроновых колготок) .
Важной частью в своей работе мы считаем взаимодействие с родителями воспитанников, поскольку семья играет весомую роль во всех аспектах воспитания.
Дети, получившие знания по краеведению, стремясь удивить родных, с удовольствием и интересом делились новыми впечатлениями дома. Родные включались в обсуждение, рассказывали о чем-то своем. Таким образом, родители становятся нашими единомышленниками. Они принимают активное участие в создании предметно-развивающей среды, изготовлении костюмов, совместно с детьми участвуют в казачьих посиделках, ярмарках, театрализованных представлениях на основе фольклора. В свою очередь, в помощь родителям оформляем информационные листы «Поиграйте с детьми в казачьи игры», «Казачьи песни», «Казачьи частушки» и др. Лучшие творческие работы, выполненные родителями и воспитателями, выставляются на различных конкурсах и выставках. Участвуя в экскурсиях к памятным местам, дети узнают историю своего города, станицы Гундоровской, с интересом слушают беседы о войне, о героях – станичниках. В группах оформлены папки - передвижки патриотического воспитания с разнообразным дидактическим и практическим материалом. Дети знакомятся с географией малой родины, с красотой края, его достопримечательностями. С интересом наши воспитанники просматривают видеофильмы: «Путешествие по Дону», «Выступления Донского ансамбля Казачьих песен»
Силами сотрудников и родителей был снят видеофильм, повествующий о жизни Гундоровских казаков, основанный на старых фотографиях и документах, который был отмечен Почётной грамотой. Результат работы коллектива по использованию культурно – исторических традиций казачества это наши грамоты, благодарственные письма за возрождение казачьей культуры, творческий поиск, сохранение народных традиций и участие в Международном фестивале «Казачья душа».