Ольга Садовникова
Использование песенок и потешек при формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание культурно-гигиенических навыков направлено на укрепление здоровья ребёнка. Вместе с тем оно включает важную задачу – воспитание культуры поведения. Забота о здоровье детей, их физическом развитии начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.
Здоровье – более широкое понятие, под которым понимают состояние полного физического, душевного и социального благополучия - именно такое определение выдвинула Всемирная организация здравоохранения.
Публикация «Использование песенок и потешек при формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Младшая группа
- Песни. Все материалы на тему песен
- Потешки для детей
- Темочки
Формирование культурно–гигиенических навыков – одна из сторон здоровьесбережения ребёнка. Это процесс длительный, в связи с этим одни и те же задачи могут многократно повторяться. Воспитание навыков осуществляется приемами прямого воздействия, упражнения, т. е. путем научения, приучения, поэтому воспитание культурно – гигиенических навыков необходимо планировать в режиме дня.
Культурно-гигиенические навыки одна из составляющих культуры поведения в быту. Навык, ставший потребностью – это привычка. Навык умываться позволяет ребенку делать это ловко и быстро, а привычка умываться побуждает его делать это охотно и без принуждения.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д
Для того, чтобы малыши легко и без принуждения овладевали приёмами культуры и гигиены, на помощь приходит жанр устного народного творчества - потешки и прибаутки.
При мытье рук и лица: «Водичка серебристая,
Ты как сюда попала?»
«Через луга росистые
Я в детский сад бежала»
«Водичка серебристая,
Зачем ты к нам бежала?»
«Чтоб все вы были чистыми,
Чтоб все вокруг сверкало»
Как было сказано выше, здоровье ребёнка это и эмоциональная составляющая. И здесь приходит на помощь народное творчество. Ничего так не успокаивает детей, как приговаривание на сон грядущий.
Вот и люди спят,
Вот и звери спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки - на муравушке,
Детки все по люлечкам.
Спят-поспят, всему миру спать велят.
***
Баю, баю, баюшок,
В огороде петушок.
Ване спать не дает
А ты, Ванечка, усни,
Крепкий сон к тебе приди.
Тебе спать - не гулять,
Только глазки закрывать.
Настроение малыша зависит и от того, что он услышит и увидит просыпаясь. Наши детки ещё маленькие, поэтому вместо зарядки я использую лёгкий массаж : поглаживание и растирание, приговаривая при этом соответствующую потешку.
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Ходьба по массажным коврикам это и весело, и полезно!
По дорожке, на порожке
Дружно топают две ножки.
Уходи с дороги кот,
Наша деточка идет!
Так же мы осваиваем дыхательную гимнастику.
Таким образом, народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают эмоциональный подход к ознакомлению с окружающим миром. Они оказывают благотворное влияние на общение с ребенком в разные моменты его жизни, помогают овладеть навыками самообслуживания и гигиены, следовательно дети учатся бережно относиться к своему здоровью.