Оксана Альтергот
Использование коврографа «Фиолетовый лес» в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ (ФРЗ)
▼ Скачать + Заказать документы
В МБДОУ ДС №32 «Дружные ребята» 10 групп компенсирующей направленности для детей с ОВЗ – функциональными нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие)
При нарушении зрения зрительное восприятие резко отличается от восприятия нормально видящих людей по степени полноты, точности и скорости отображения. Из-за нарушения зрения дети довольно часто могут видеть не основные, а второстепенные признаки объектов, в связи с чем образ объекта искажается и таким закрепляется в памяти. Информация, получаемая слабовидящими детьми с помощью остаточного зрения, становится более полной, если поступает в комплекс с сенсорной и осязательной информацией.
Публикация «Использование коврографа „Фиолетовый лес“ в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ (ФРЗ)» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Технология «Фиолетовый лес» (Воскобович)
- Темочки
В период дошкольного детства ребенок проживает наиболее значимый период в своем становлении. Через игру он познает разнообразие окружающего мира, делает для себя удивительные открытия, учится взаимодействовать со взрослыми, сверстниками, природой, овладевает различными видами деятельности.
Одним из эффективных способов организации процесса развития, обучения и воспитания является создание правильно организованной предметно – пространственной среды. Развивающая среда «Фиолетовый лес» стала неотъемлемой частью РППС нашей группы.
Развивающая предметно – пространственная среда «Фиолетовый лес» полностью соответствует требованиям ФГОС ДО:
– обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также дает возможность уединения и проектирование собственного пространства;
– данная РППС обеспечивает реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе ДО;
– развивающая среда «Фиолетовый лес» содержательно – насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.
Что касается аспектов использования развивающей среды «Фиолетовый лес», то РППС «Фиолетовый лес» позволяет решить множество образовательных задач, предусмотренных ФГОС ДО, например таких как: ознакомление детей с окружающим миром, развитие познавательных процессов и т. д. Одним из немаловажных аспектов использования среды «Фиолетовый лес» является возможность использовать ее в разных видах деятельности, в частности: игровой, познавательно - исследовательской, коммуникативной деятельности, конструировании, двигательной деятельности.
Такую готовую среду можно использовать в свободной совместной деятельности взрослого и ребенка, в предварительно организованной педагогом самостоятельной деятельности детей, а также во время, отведенное на образовательную деятельность и коррекционно – развивающую работу с детьми с ОВЗ – функциональными нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие).
Основными задачами коррекционно – педагогической работы с детьми с нарушениями зрения являются:
1. Активизация зрительных функций, повышение остроты зрения.
2. Укрепление мышц глаза, развитие глазодвигательных прослеживающих функций.
3. Развитие устойчивой зрительной фиксации, восстановление пространственной локализации.
4. Выработка бинокулярного зрения.
5. Развитие стереоскопического зрения.
Основные направления коррекционной работы с детьми в ДОУ :
1. Развитие зрительного восприятия.
Ребенок зрительно обследует и анализирует предметы по их основным признакам (цвет, форма, величина);
различает геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник) и объемные фигуры (шар, конус, куб, призма);
зрительно анализирует форму и величину предметов, отбирает предметы по убывающей и возрастающей величине;
выделяет и словесно обозначает величину (ширину, длину) реальных предметов, устанавливает взаимосвязь между предметами по величине;
видит расположение предметов на картине, называет предметы, расположенные дальше, ближе;
анализирует сложную форму предметов (3 – 5 частей) с помощью вписывания сенсорных эталонов формы (круг, квадрат, прямоугольник и т. д.) для анализа строения формы предметов.
2. Развитие осязания и мелкой моторики.
У ребенка сформированы представления о строении и возможностях рук, он знаком с расположением, названием и назначением пальцев;
владеет приемами обследования предметов и их изображения;
соблюдает определенную последовательность при обследовании животных (голова, туловище, хвост, лапы, растений (овощи, цветы и т. д., геометрических фигур, предметов домашнего обихода;
различает с помощью осязания свойства поверхности предметов (гладкая – шероховатая, мягкая – твердая, теплая – холодная);
классифицирует предметы в группы по общим отличительным осязательным признакам (все круглые, все жесткие, все мягкие, все холодные, теплые, колючие);
ориентируется на микроплоскости с помощью осязания: выделяет стороны листа, стола, углы, середину, размещает предметы по образцу и словесному указанию;
ребенок освоил разные виды движения как приемов рисования (движение по прямой, в различных направлениях, по кругу, волнистые, отрывочные, воспроизводит их вначале в воздухе, а затем на бумаге; работает с линейкой, обводит трафареты, штрихует и раскрашивает.
3. Развитие ориентировки в пространстве.
Ребенок обозначает в речи пространственное расположение частей своего тела, активно использует в речи пространственные термины;
определяет и словесно обозначает пространственное расположение игрушек, окружающих предметов с точкой отсчета от себя;
передвигается в названном направлении, сохраняет направление движения, может обозначать направление движения соответствующими пространственными терминами;
контролирует свои действия с помощью зрения и осязания;
ориентируется в микропространстве, умеет располагать предметы на листе бумаги, на поверхности стола слева направо и в названных направлениях;
располагает предметы в реальном пространстве по схеме; словесно обозначает расположение предметов в реальном пространстве соответствующими терминами.
4. Развитие социально – бытовой ориентировки:
Ребенок называет окружающие предметы, их разнообразные качества (форму, цвет, вкус, запах);
ориентируется в многообразии предметов одного вида, проводит группировку предметов по признакам путем сравнения пар предметов равных видов;
знает и называет многие профессии, их необходимость; инструменты, необходимые для работы взрослых, электроприборы, которые облегчают труд человека; знает и соблюдает правила поведения в общественных местах;
знает и называет название своего города, домашний адрес, название улицы, на которой расположен детский сад;
знает и называет разные виды транспорта, их назначение;
различает проезжую часть дороги, тротуар, понимает значение сигналов светофора, их роль для движения машин и пешеходов;
умеет оценивать эмоциональное состояние человека;
знает и соблюдает правила поведения, ухода за телом, стремиться к здоровому образу жизни;
имеет представления о возможностях своего зрения, пользуется зрительной ориентацией в соответствии со зрительными возможностями.
Дидактические игры и игровые упражнения на коврографе «Фиолетовый лес» помогают проводить коррекционно – развивающую работу по всем 4 направлениям с учетом целей и задач Программы специальных (коррекционных) ОУ IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией Плаксиной Л. И.
Развитие зрительного восприятия:
Дидактические игры и упражнения: «Угадай, что это», «Подбери одинаковые по форме», «Собери кубики», «Собери грибок». «Подбери по цвету», «Соедини разноцветные воздушные шары с соответствующими по цвету ниточками», «Составь цветной коврик из квадратов», «Сравни и назови цвет», «Собери цветы», «Найди большие и маленькие предметы», «Что больше, что меньше?», «Найди самый большой лист и самый маленький листок», «Что больше, что меньше?», «Найди пару. Чем похожи два предмета?», «Найди и назови», «Где предмет?». «Выбери зеленые, желтые, красные», «Дай все круглое», «Подбери большие и маленькие», «Найди кубики», «Соберем большие зеленые листья», «Найди красные маленькие листочки», «Составь узор» и др.
Развитие осязания и мелкой моторики:
Дидактические игры и упражнения: «Подбери предметы одинаковой длины, высоты, ширины», «Найди самую высокую елку», «Где самый маленький предмет?», «Расставь по образцу от самого большого к самому маленькому», «Найди два одинаковых предмета среди других», «Узнай, где самая длинная тропинка», «Собери пирамидку», «Измерь рукой длину и ширину озера, тропинки», «Сколько раз укладывается палочка в длине и ширине дорожки?», «Узнай на ощупь жителей Фиолетового леса» и т. д.
Развитие ориентировки в пространстве и развитие социально-бытовой ориентировки.
Дидактические игры и упражнения: «Расставить на столе игрушки, предметы там, где я назову», «Расскажи, где находиться?», «Сделай так же, как на макете», «Кто от тебя слева, кто — справа?», «Слушай и точно выполняй», «Построим макет улицы», «Разделим транспорт по назначению», «Кому что нужно для работы?» и др.
А так же пространство Фиолетового леса может превращаться и в настенные офтольмотренажеры для развития зрения и осуществления взаимосвязи занятий по коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ – функциональными нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие) и лечения зрения. В Фиолетовом лесу мы проводим виуальные упражнения по активизации и стимуляции зрительных функций, развитию различных способностей зрения, движения глаз, фиксации, локализации, конвергенции и аккомодации и т. д.
Подводя итог выше сказанного, мы можем говорить о целесообразности использования предметно – пространственной среды (коврографа) «Фиолетовый лес» в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ – функциональными нарушениями зрения (амблиопия, косоглазие).