Евгения Канева
Использование компьютерных технологий в логопедической практике
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно- коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Модернизация системы образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Это нашло отражение во многих документах, которые приняты правительством Российской Федерации. Так, например, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», в главе 2, посвященной приоритетам образовательной политики говорится следующее: «Для достижения нового качества образования будет осуществляться информатизация образования и оптимизация методов обучения»
Публикация «Использование компьютерных технологий в логопедической практике» размещена в разделах
Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике.
Информационно – коммуникационные технологии открывают широкие возможности для оптимизации деятельности логопеда и создания современной предметно–развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями.
Ни для кого не секрет, что в последнее время число детей с различными нарушениями речи значительно увеличилось. В связи с этим возникает необходимость в разработке новых более эффективных методов и приемов работы с детьми данной категории.
Использование различных компьютерных игр, мультимедийных методических пособий на логопедических занятиях у детей с речевой патологией - это удобный и эффектный метод коррекционной работы. Я убедилась в этом на практике. Именно этот метод сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Таким образом, одновременно воздействуя на два важнейших органа восприятия (слух и зрение, добиваемся оптимального усвоения учебного материала детьми.
Для того чтобы результат включения ИКТ в работу по коррекционно-развивающей деятельности был более продуктивным, я изучила нормативные документы (закон РФ «Об образовании», «Об учителях – логопедах и педагогах-психологах учреждений образования и т. д., познакомилась с условиями сбережения здоровья ребенка, т. е. соблюдение СанПиНов, а именно:
использование новых моделей компьютера;
работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени ( с детьми 5-6 лет: 5-10 мин., с детьми 6-7 лет: 10-15 мин.) от 1 до 3 раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
проведение гимнастики для глаз.
Специалисты рекомендуют во время работы во время работы за компьютером периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд.
С помощью программ Мicrosoft Word, Мicrosoft Роint, Мicrosoft Роwег Роint, Мicrosoft Оffice Publisher я использовала нескольких видов учебных ММП:
презентации для эпизодического включения в занятия;
презентации для индивидуальных занятий по автоматизации звуков;
игры презентации на основе настольно-печатных дидактических игр, авторские игры - презентации.
Структура тематических ММП зависит от темы и вида занятий, на которых они используются. Это и развитие связной речи, и обучение грамоте, и работа над звукопроизношением, и формирование лексико-грамматических категорий. Остановлюсь на некоторых более подробно.
Например, структура ММП к занятию по автоматизации того или иного звука на примере из разных ММП. Каждая из таких учебно-методических презентаций включает в себя занимательные игры на автоматизацию того или иного звука, дифференциацию звуков. Ведь детям гораздо интереснее находить место звука, манипулируя с вагончиками веселого паровозика, реагирующего на правильный ответ (ММП «Звуковой поезд»).
артикуляционная гимнастика (на экране появляются анимированные картинки, обозначающие упражнения);
изолированное произнесение звука (при нажатии на «мышку» ребенок произносит звук Ц, и зернышко исчезает, также он может услышать образец правильного произнесения звука и т. д.);
произнесение звука слогах (упраж. «моторчик» : у каждой машины мотор работает по разному – ребенок произносит при появлении соответствующей машины определенный слог);
произнесение звука в словах, словосочетаниях (называние картинок из «волшебной книги», называние картинки, которые «волшебным» образом проявляются, как только бабочка садится на соответствующий цветок в игре «бабочка и цветы» и т. д.) ;
определение позиции звука в слове (выбор кнопки или вагончика «звукового поезда»);
произнесение звука в предложениях, тексте: договаривание предложений с помощью забавных анимированных картинок, составление предложений на основе сюжетных анимаций, проговаривание текста при помощи появления картинок - помощников.
Каждое мультимедийно-методическое пособие можно использовать как фрагментарно, так и полностью, в зависимости от этапа работы.
Игры - презентации на основе настольно-печатных дидактических игр хорошо знакомы детям, но переработанные для показа на экране, вызывают повышенный интерес и эмоциональный отклик. Ведь ранее дети пользовались картинками со статичным, хотя и качественными изображениями. И вдруг, по мановению «волшебной мыши», бабочки на экране начинают порхать, мячик прыгать, вагончик увеличиваться, меняться местами с другим вагоном «мультяшного» поезда при условии, если задание выполнено правильно. Так в авторской игре – презентации «Делим слова на слоги» ребенку гораздо интереснее самому подобрать соответствующий вагончик (по количеству окошек) и увидеть сразу результат своего выбора, который одобрят или попросят «подумать еще» веселые колобочки и т. д. Играя в эту игру-презентацию на занятиях с детьми, я увидела, что дети для определения количества слогов в слове пользуются сразу несколькими приемами: считают количество окошек в вагоне, а затем проверяют сами себя с помощью хлопков. И делают они это без моей просьбы. Таким образом, в помощью этих игр развивается самостоятельность и самоконтроль.
В своей работе я пользуюсь и готовыми обучающими компьютерными играми и программами. Например, компьютерные программы Института Коррекционной педагогики РАО.
В итоге мы получаем наш желаемый ИКР (идеальный конечный результат) - «обучение с увлечением», а это – одна из главных составляющих успеха в коррекции нарушений речи у дошкольников.
Для работы с родителями я использую компьютер в разных целях : составляю анкеты для родителей, разрабатываю «листы домашних заданий», использую презентации для родительских собраний и семинаров для родителей. На этих семинарах и собраниях знакомлю их с приемами закрепления речевого материала, рассказываю и наглядно показываю им с помощью мультимедийных презентаций о том, чем мы занимаемся с детьми на занятиях, какие игры мы используем. Провожу консультации и знакомлю с готовыми логопедическими играми и тренажерами. Предлагаю вниманию родителей интернет – сайты, где они могут не только посмотреть информацию о компьютерных играх, но и проиграть в них с ребенком онлайн. Подбираю материал для информационного стенда для родителей, где рассказываю о возможностях использования компьютера в домашних условиях, о правилах безопасности во время использования ребенком компьютера и т. д. Планирую подготовить различные игры и презентации для закрепления полученных речевых навыков на логопедических занятиях, которые родители могут использовать самостоятельно, занимаясь с ребенком дома.
Из всего выше сказанного, можно говорить о преимуществах использования информационно – коммуникационных технологий в работе логопеда.
Преимущества использования ИКТ в работе логопеда для ребенка :
повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям;
формирует у ребенка активную позицию субъекта обучения;
обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.
Преимущества использования ИКТ в работе для логопеда :
составление отчётов и расписаний всех видов занятий в электронном виде сокращает работу с бумажными носителями информации;
позволяет составлять наглядно-дидактическое сопровождение к занятиям;
компьютер на логопедических занятиях не цель, не предмет, а средство, активизирующее коррекционную работу.
Важно понимать, что использование только одного направления использования ИКТ не решит всех проблем коррекционной педагогики. И главное, не заменит живого общения с педагогом. Использование ИКТ требует серьезной длительной подготовки: самообразования, повышения квалификации, много времени уходит на подготовку к каждому занятию. Но полученный желаемый результат оправдывает все потраченные усилия.